Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Развитие воображения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
.. 5

1.1.   Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста в норме и
при ЗПР
. 5

1.2.   Педагогические подходы к проблеме развития воображения у дошкольников с
ЗПР
  14

1.3.   Влияние изобразительной деятельности на процесс развития воображения у
дошкольников с ЗПР
. 18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
.. 24

2.1. Диагностика уровня развития
воображения у дошкольников с ЗПР
. 24

2.2. Результаты констатирующего этапа
эксперимента
. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 54

 



 

  

Введение:

 

Проблема творческих способностей в обучении не
нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели в том,
чтобы приблизить воспитанника к учению, приохотить так, чтобы учение для
ребенка стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо
эффективное обучение.

Цель воспитателя
заключается в том, чтобы обеспечить не общую активность в творческой
деятельности, а активность, нацеленную на овладение ведущими знаниями и
способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация
действий дошкольников, направленных на понимание и разрешение конкретных
учебных проблем.

Актуальность исследования
обусловлена тем, что воображение лежит в основе мотивации учебной деятельности
дошкольника. Учебная деятельность отвечает потребностям дошкольника.

Проблема исследования.
Каковы педагогические условия, влияющие на развитие воображения у дошкольников
с проблемами психического развития?

Цель исследования – развитие
воображения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в
процессе изобразительной деятельности.

Объектом исследования
являются особенности воображения у дошкольников с задержкой психического
развития.

Предметом исследования
является процесс развития воображения у дошкольников с задержкой психического
развития.

Цель исследования
обусловила постановку таких его задач:

1.Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения
дошкольников с задержкой психического развития.

2.Выявить уровни и
показатели развития воображения дошкольников с задержкой психического развития.

3. Разработать и внедрить
такие формы работы со сказочно-игровым материалом, использование которых
способствовало бы формированию воображения дошкольников с задержкой психического
развития.

Методы исследования:

— теоретические: (анализ,
сравнение, обобщение, классификация);    

— эмпирические:  (тестирование, анкетирование), педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).                     База  исследования:
ДОУ № 1 г. Сургута, старшая группа.

Практическая значимость
работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при
дальнейшей теоретической и практической разработке проблемы исследования.

Структура работы отвечает
ее цели и задачам. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты
формирования воображения дошкольников с задержкой психического развития. Вторая
глава содержит описание и результаты педагогического эксперимента, проведенного
с целью выявления наиболее оптимальных условий для формирования воображения
дошкольников с задержкой психического развития. В заключении подведены итоги
исследования.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обучение – основная форма
развития воображения. С одной стороны, во время учебного процесса учащиеся
приобретают новые знания, которые расширяют их кругозор, и с другой — в
процессе активной творческой деятельности развиваются учебные возможности
дошкольника, благодаря которым он может самостоятельно и творчески использовать
не только запас знаний, но и искать новое, удовлетворять свои потребности в
познании.

Большое значение для
развития воображения имеет развитие психических процессов — памяти, внимания,
воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, — основа для развития
продуктивного мышления и творческих способностей дошкольников.

Воображение – важнейшее образование личности,
которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в
социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно
присущим человеку от рождения.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
творческой деятельности дошкольников – важнейшее условие формирования
творческого интереса и развития воображения дошкольника в учебном процессе. Это
условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной,
развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное
влияние на интерес.

Исследование было
направлено на развитие воображения дошкольников с задержками психического
развития. Участие в нем приняли 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6
лет).

Экспериментальная
деятельность была разбита на три этапа – констатирующий, формирующий и
контрольный.

Для диагностики уровня
сформированности воображения дошкольников с задержками психического развития
были использованы специально подобранные нами методики: тест креативности Е. П.
Торренса, методика «Незаконченный рисунок» Е. П. Торренса, методика «Солнце в
комнате» В. Синельникова и В. Кудрявцева, методика «Как спасти зайку» В.
Кудрявцева, методика «Воображение» Н. В. Шайдуровой.

По итогам констатирующего
этапа исследования было отмечено, что среди дошкольников преобладают средний и
низкий уровни воображения. По итогам контрольного этапа исследования было
отмечено, что среди дошкольников преобладают средний и низкий уровни воображения,
однако преобладание среднего уровня слегка повысилось в сравнении с
констатирующим этапом исследования. По некоторым методикам ситуация изменений
не претерпела, однако в целом количественно средний уровень увеличился, что
доказывает эффективность использованной программы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

1.1.   Особенности
развития воображения у детей дошкольного возраста в норме и при ЗПР

Современное развивающее
обучение – это модель, призванная совершенствовать мыслительные процессы дошкольника
с учетом возможностей каждого ребенка. Это обучение, главным признаком которого
является принцип симфонизма, а не унификации. Для успешного существования
образовательного поля важно формировать познавательную самостоятельность
ребенка, создать условия, при которых интеллектуальная пассивность дошкольников
станет невозможной.

Эффективность
развивающего обучения проявляется, прежде всего, в активизации познавательной
деятельности дошкольников [25].

Основные этапы
становления личности неотделимы от развития творческих возможностей и,
следовательно, от развития воображения. Исследованию этой проблемы посвящены
многие философские, эстетические, психологические и педагогические работы.
Однако до сих пор отсутствует приемлемая полидисциплинарная теория воображения.

В философско-логической
области наиболее интересную характеристику воображения можно найти в трудах Э.
В. Ильенкова [2]. Согласно его работам, в истории общества воображение
развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему правильно
видеть то, что действительно есть в мире, как умение видеть его во всем
многообразии предметов и их качеств. В актах познания воображение позволяет
соотносить усвоенные общие знания с единичным фактом.

Э. В. Ильенков считал,
что в воображении человек строит глобальный образ целостной ситуации раньше
детализированных образов ее частей. Кроме того, по мнению В. Т. Кудрявцева, В.
Б. Синельникова, сила воображения стягивает в одну неделимую точку всеобщее и
единичное, необходимое и случайное, главное и, казалось бы, второстепенное [3].

И. П. Фарман в одной из
последних отечественных монографий, посвященных воображению, выделяет следующие
ракурсы исследования проблем воображения, отражающие различные ипостаси этой
способности:

«1) воображение как акт
сознания и его место в структуре мышления;

2) познавательная функция
воображения;

3) творческая продуктивная
способность воображения» [4].

 Универсальным началом, составной частью всех
указанных аспектов рассмотрения воображения будут являться его познавательные,
когнитивные возможности.

Подчеркивая
универсально-творческий характер деятельности способности воображения, Ф. Т.
Михайлов отмечает, что сила фантазии, воображения, творчества — она же и
способность продуктивного воображения — «оказывается искомой и исходной для
других сил души. А именно силой, реализующей себя и в сновидениях, и в
интуиции, и в интеллекте, и в высших эмоциях, и в нравственном императиве… и
в воле» [5].

Следует отметить, что
воображение не относится к своим объектам как к чему-то изначально
бескачественному, аморфному и нецелостному, как к «чистой доске», на которой
дозволительно чертить все, что угодно. Оно «видит» в них прежде всего
самобытные целостности, связанные содержательно, по существу в контексте той
или иной целостности более высокого порядка. Сама же эта целостность есть не
нечто данное, а заданное (от слова «задача»), и ее можно постичь лишь через
творческое открытие некоторого скрытого принципа, который лежит в основе развития
предметной ситуации.

Воображение обеспечивает
как бы замыкание абстрактного знания на частный факт, общего на единичное, что
дает решение той или иной задачи, не достижимое чисто абстрактными
мыслительными средствами. В поле воображения единичный факт поворачивается в
такой ракурс, при котором начинает выступать его всеобщий характер. Воображение
позволяет видеть индивидуальность факта в свете всеобщего и, наоборот,
индивидуализировать общее знание, так сказать «с умом», не по штампу, а
творчески. Воображение сразу охватывает факт в его всеобщем значении, в
«целом», не производя еще его детального анализа. Отсюда следует, по мнению Э.
В. Ильенкова, что воображение — это способность видеть целое раньше его частей
[8].

Мы согласны с мнением В.
В. Давыдова о том, что, к сожалению, эти принципиально важные положения не
получили адекватного и развернутого раскрытия на психологическом материале.
Вместе с тем в современной психологии имеется много таких данных, которые
позволяют гипотетически описать возможный процесс функционирования воображения.

Отметим, что некоторые
особенности воображения и символического замещения изучены в психологии
достаточно подробно. Так, в работах Е. Торренса выявлены многие черты переноса
свойств и функций одних предметов на образы других. Характерные черты
символического замещения описаны Д. Б. Эль-кониным7. Процесс зарождения и
развития символической функции прослежен Б. Шильдерем. Однако до сих пор в
психологии экспериментально почти не изучается такая особенность воображения, как
«схватывание» целого раньше его частей. Более того, гибкость и динамика
репродуктивных представлений порой отождествляется с самим воображением (в этой
динамике не фиксируется процесс переноса определенных свойств с одного образа
на другой).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы