Научно-исследовательский семинар Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СПИСОК ТЕРМИНОВ. 3

ВВЕДЕНИЕ. 6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.. 9

1.1.   Развитие
воображения как психолого-педагогическая проблема. 9

1.2.   Особенности
развития воображения у младших школьников. 15

1.3.   Возможности
уроков литературного чтения в развитии воображения младших школьников. 20

1.4.   Методы
и приёмы развития воображения младших школьников на уроках литературного чтения. 27

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 35

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. 37

2.1. Изучение первоначального уровня развития воображения
младших школьников  37

2.2. Проект по развитию воображения на уроках литературного
чтения. 45

2.3. Анализ динамики развития воображения у младших
школьников на уроках литературного чтения. 52

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 59

  

Введение:

 

Проблема творческих способностей в
обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели
в том, чтобы приблизить воспитанника к учению, приохотить так, чтобы учение для
ребенка стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо
эффективное обучение.

Цель педагога заключается в том, чтобы
обеспечить не общую активность в творческой деятельности, а активность,
нацеленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация
учения есть, прежде всего, организация действий школьников, направленных на
понимание и разрешение конкретных учебных проблем.

Творческие люди — двигатель прогресса, так
как само по себе творчество — это создание нового. Привить креативность
личности, возможно, начиная с раннего детства, пока больше свободного времени у
ребёнка и более развита фантазия. Изучением данной проблемы занимались такие
учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д.
Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие.

Актуальность исследования обусловлена тем,
что воображение лежит в основе мотивации учебной деятельности школьника.
Учебная деятельность отвечает потребностям школьника.

Проблема исследования. Каковы
педагогические условия, влияющие на развитие воображения у школьников?

Противоречие исследования. Педагогические
условия, влияющие на развитие воображения у школьников, в настоящее время
недостаточны в школьной практике.

Цель исследования – развитие воображения у
детей младшего школьного возраста в процессе использования литературных сказок.

Объектом исследования являются особенности
воображения у младших школьников.

Предметом исследования является процесс
развития воображения у младших школьников с использованием литературных сказок.

Цель исследования обусловила постановку
таких его задач:

1.Проанализировать развитие воображения
как психолого-педагогическую проблему;

2. Рассмотреть особенности развития
воображения у младших школьников;

3. Выделить возможности уроков
литературного чтения в развитии воображения младших школьников;

4. Охарактеризовать методы и приемы
развития воображения младших школьников на уроках литературного чтения;

5. Изучить первоначальный уровень развития
воображения школьников;

6. Разработать проект по развитию
воображения младших школьников;

7. Проанализировать динамику развития
воображения младших школьников на уроках литературного чтения.

Методы исследования:

— теоретические: (анализ, сравнение,
обобщение, классификация); — эмпирические:  (тестирование, анкетирование). База  исследования:
школа № 1 г. Сургута, 2 класс.

Практическая значимость работы состоит в
том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей
теоретической и практической разработке проблемы исследования.

Структура работы отвечает ее цели и
задачам. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования
воображения школьников. Вторая глава содержит описание и результаты
педагогического эксперимента, проведенного с целью выявления уровня сформированности
воображения младших школьников. В заключении подведены итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обучение – основная форма развития
воображения. С одной стороны, во время учебного процесса учащиеся приобретают
новые знания, которые расширяют их кругозор, и с другой — в процессе активной
творческой деятельности развиваются учебные возможности школьника, благодаря
которым он может самостоятельно и творчески использовать не только запас
знаний, но и искать новое, удовлетворять свои потребности в познании.

Большое значение для развития воображения
имеет развитие психических процессов — памяти, внимания, воображения. Именно
эти процессы, по данным психологов, — основа для развития продуктивного
мышления и творческих способностей школьников.

Воображение – важнейшее
образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности
человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом
не является имманентно присущим человеку от рождения.

Создание благоприятной
эмоциональной атмосферы творческой деятельности школьников – важнейшее условие
формирования творческого интереса и развития воображения школьника в учебном
процессе.

Это условие связывает весь
комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и
оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

Исследование было направлено на развитие
воображения младших школьников. Участие в нем приняли 10 детей младшего
школьного возраста (7-8 лет).

Экспериментальная деятельность была
разбита на три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный.

По итогам констатирующего этапа
исследования было отмечено, что среди школьников преобладают средний и низкий
уровни воображения.

По итогам контрольного
этапа исследования было отмечено, что среди школьников преобладал высокий
уровень воображения, однако преобладание среднего уровня слегка понизилось в
сравнении с констатирующим этапом исследования. По некоторым методикам ситуация
изменений не претерпела, однако в целом количественно высокий уровень
увеличился, что доказывает эффективность использованной программы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1.1.   Развитие
воображения как психолого-педагогическая проблема

Наряду
с  восприятием, памятью и мышлением
важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения
окружающего мира человек вместе с 
восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным
представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение—это
психический процесс создания нового в форме образа, представ­ления или идеи.
Воображение — особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от
остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное
положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса
состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное — образ,
представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не
существует. Воображение характерно только для человека. Нет убедительных
доказательств его наличия у животных.

Обратимся к
определениям, которые имеются в научной литературе. Л.С.Выготский отмечает, что
“воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных
впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде
накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших
впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой
деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как
известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением” [7].

“Воображение,
— пишет С.Л.Рубинштейн, — связано с нашей способностью и необходимостью творить
новое. Воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его.
Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”[26].

По Е.И.
Игнатьеву, основным признаком воображения является преобразование и переработка
данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего
получается новое представление.

Воображение,
или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных
процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий
характер деятельности. Не вообразив себе гото­вый результат труда, нельзя
приниматься за работу. В пред­ставлении
ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда
от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с
необходимо­стью включает в себя воображение. Оно выступает как необ­ходимая
сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной,
вообще творческой деятельно­сти. Строго говоря, для того чтобы сде­лать простой
стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или
повести: надо заранее предста­вить, какой формы, высоты, длины и ширины будет
стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению
стола обеденного, лабораторного или письмен­ного, — одним словом, до начала
работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение — это необходимый элемент творческой дея­тельности
человека, выражающийся в построении образа про­дуктов труда. Оно обеспечивает
создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе­ризуется
неопределенностью. Вместе
с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих ак­тивную
деятельность, но заменяющих ее.

Воображение
тесно связано с мышлением. Подобно мыш­лению, оно позволяет предвидеть будущее.

Между
мышлением и фантазией есть общее. Остановимся на общем и различиях. Так же, как
и мышление, во­ображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случа­ях,
когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно
мотивируется потребностями личности. Ре­альному процессу удовлетворения
потребностей может пред­шествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение по­требностей,
т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут
быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в
процессах фантазии, происходит в
конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как
опережающее от­ражение в процессах мышления происходит путем оперирова­ния
понятиями, позволяющими обобщенно и опосредство­ванно познавать мир[7].

Практически
все наследие И. А. Ильина можно охарактеризовать наличием мысли о том,
насколько человеку нужно обращать внимание на нравственную ценность собственной
духовности. Вопросы, которые поднимает философ, связаны с духом и духовностью,
поэтому его труды обретают особую актуальность в наше время, обозначенное
кризисом духовности и необходимостью ее воссоздания.

И. А. Ильин
полагал, что семейное воспитание не является финальной стадией
духовно-нравственного воспитания человека. Его дальнейшее продолжение
непосредственно подчиняется в течение всех этапов процесса образования
личностному интеллектуальному развитию, в ходе которого человек осваивает
систему знаний относительно природы, человека, и общества, развивает
мыслительную способность, а также учится получать новые знания, формирует
потребность творчески созидать, а также тяготеет к эстетическому развитию своей
личности.

Большинство
трудов И. А. Ильина проникнуто мыслью о том, что духовно-нравственному
воспитанию отведена приоритетная роль в процессах образования. Философ убежден,
что в условиях отсутствия воспитания образование является ложным и опасным
делом. Оно приводит к созданию чаще всего людей, являющихся полуобразованными,
самомнительными и заносчивыми, тщеславными спорщиками, напористыми и
беззастенчивыми карьеристами. По мнению И. А. Ильина, отсутствие воспитания
приводит к развязыванию и поощрению «волчьих» наклонностей в человеке.

В случае
наличия лишь формальной «образованности», которая не подкреплена ни
воспитанием, ни духом, ни совестью, ни верой, ни честью, формирование человека
невозможно, он может только становиться все более нахальным и портить свой
характер. Знания как таковые, наличие практических и технических умений
приводят к тому, что бездуховные и бессовестные люди занимаются
злоупотреблением их возможностями, что может привести к возникновению
культурной и цивилизационной опасности [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы