Курсовая с практикой на тему Развитие воображения и творчества в период детства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА В ПЕРИОД ДЕТСТВА 7
1.1. Формирование и развитие творческого воображения у детей 7
1.2. Влияние различных видов деятельности на развитие творческого воображения у дошкольников 10
1.3. Организация работы педагога по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА В ПЕРИОД ДЕТСТВА 20
2.1 Диагностика творческого воображения дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 20
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения старших дошкольников в процессе интегрированной художественной деятельности 26
2.3. Диагностика творческого воображения дошкольников на контрольном этапе опытно-поисковой работы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Введение:
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что на современном этапе развития общества потребность в самостоятельной, свободной, разно-сторонней личности, способной к творческому созиданию приобретает осо-бую актуальность.
Проблема формирования воображения актуальна тем, что процесс творческого воображения выступает неотъемлемым компонентом любого ти-па творческой деятельности личности, ее поведения в целом. В настоящее время на страницах в психолого-педагогической литературе все чаще под-нимается вопрос о роли воображения в умственном развитии личности, об определении сути механизма воображения. Значимость развития творческо-го воображения подтверждается основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В качестве основной задачи дошкольного детства выделяется положе-ние о сохранении и поддержке индивидуальности ребенка, развитии его спо-собностей и творческого потенциала. Достижение данной цели возможно по-средством развития основного компонента творческих способностей − твор-ческого воображения, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство является сензитивным периодом формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей его жизни. В связи с этим, значимым является изучение условий развития твор-ческого воображения ребенка, раскрытие факторов, оказывающих влияние на данный процесс, и как следствие, создание благоприятных условий для его дальнейшего развития.
Цель исследования — теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на развитие творческого воображения дошкольников в процессе интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения де-тей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в интегри-рованной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необ-ходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Определить показатели и критерии охарактеризовать уровни разви-тия творческого воображения старших дошкольников в процессе интегриро-ванной художественной деятельности.
3. Выявить особенности и определить возможности интегрированной художественной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие творче-ского воображения старших дошкольников, и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретическую основу работы составили труды педагогов и психоло-гов Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Ве-раксы, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубин-штейна, Е.Г. Игнатьева, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.
Как показывают работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Ру-бинштейна, Е.И. Игнатьева, Я.А. Пономарева, Н.С. Лейтеса, О.М. Дьяченко и др. творческое воображение выступает условием творческого преобразо-вания имеющихся у человека знаний, содействует саморазвитию личности, то есть в существенной степени предопределяет успешность любой деятельно-сти.
Эффективным в развитии творческого воображения является обраще-ние к интеграции различных видов художественной деятельности, поскольку дети наиболее результативно и прочно усваивают информацию, которая проходит через все анализаторы: зрительный, тактильный, слуховой. Однако на практике возможности интегрированной художественной деятельности в развитии творческого воображения используется не в полной мере, недоста-точно разработано содержание педагогической работы.
Современное состояние проблемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста свидетельствует о наличии противоречий меж-ду: признанием важности воображения в творческом развитии личности и недостаточной разработанностью методических рекомендаций развития творческого воображения в процессе интегрированной художественной дея-тельности.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением, списком использо-ванных источников и приложениями.
Научная новизна курсовой работы заключается в формулировании условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной художественной деятельности, которое будет успешным, если:
— расширить и обогатить жизненный и эстетико-художественный опыт детей как основы развития творческого воображения;
— развивать способности творческого воображения в единстве с эмоци-ональной сферой ребенка;
— вовлекать детей в разнообразную художественно-творческую дея-тельность через обращение к разным видам искусства;
— определить методы и приемы, направленные на стимулирование ра-боты творческого воображения.
Заключение:
Подводя итоги проведенному исследования можно сказать, что творче-ское воображение относится к индивидуальным особенностям человека, ко-торые определяют успешность выполнения им творческой деятельности раз-личного характера. Необходимым условием развития творческого вообра-жения детей является включение ребёнка в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно – творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для развития творческого воображения де-тей можно рекомендовать использование в работе с ними игры и упражне-ния, стимулирующие развитие воображения, ассоциативности через чув-ственно – эмоциональное постижение окружающего. Но этого не достаточно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Для исправления существующего положения можно предложить сле-дующие меры, направленные на эффективное развитие творческого вообра-жения дошкольников. Среди них можно выделить:
— введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления дошколь-ников;
— на специальных занятиях рисованием, музыкой, развитием речи да-вать детям задания творческого характера;
— управление взрослыми детской предметной и сюжетно – ролевой иг-рой с целью развития в ней творческого воображения детей;
— использование специальных игр, развивающих творческое воображе-ние детей;
— работа с родителями (беседы, лекции), где им давалось бы информа-ция о том, как важно развивать творческое воображение с детства, какие условия необходимо создавать в семье для его успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, и рекомендовалась бы специальная литература по этой проблемы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА В ПЕРИОД ДЕТ-СТВА
1.1. Формирование и развитие творческого воображения у детей
Творческое воображение – тот «движок», который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическо-му процессу люди получили шедевры искусства, великие изобретения и от-крытия. И каким бы значительным ни был результат, истоки достижений следует искать в детстве, когда начинает формироваться потенциал познава-тельной сферы [Шинкарева Н.А, Карманова А.В., 2019]. Поэтому важно знать, как происходит развитие творческого воображения у дошкольников, и каким образом развивать личность в этом направлении. Психологи настаи-вают на том, что творческое воображение особенное. Это активный процесс познания.
Воображение может работать даже во сне, порождая истории, одну не-вероятнее другой. Но в этом случае характер процесса пассивен. Воображе-ние также может быть воссоздающим, помогая представить уже знакомый предмет, явление или событие. Названные виды к творчеству имеют малое отношение. Творческое воображение отличается новизной и оригинально-стью результата. Известные схемы и готовые описания при этом используют-ся частично, или вовсе не применяются.
Воображение дошкольника, как и все познавательные процессы в этом возрасте, чаще действует непроизвольно. Об особых замыслах и целях, ха-рактерных безграничному полету мысли, говорить еще неуместно. Но актив-ное фантазирование и стремление многое опробовать на собственном опыте свидетельствуют о начале развития творческого воображения у детей до-школьного возраста. Отчетливо проявляются признаки творчества [Мило-градова Е.Г., 2018].
Дети сочиняют невероятные истории, в которых придают игрушкам или обычным предметам «волшебные» свойства. Это происходит потому, что дошкольники погружены в мир сказок и мультфильмов. Они могут во-ображать себя героями из какой-либо сказки и проявлять творческое мыш-ление, описывая достоинства или устрашающие черты персонажа. Кроме то-го, опыт ребенка недостаточен для понимания явлений окружающего мира, и он сам придумывает им объяснения [Лазаренко Т.В., 2021].
Развивая способности к творчеству, ребенок все реже повторяется и чаще практикует создание новых образов, помещает выдуманных героев в разные ситуации. Например, старший дошкольник способен сочинить не-сколько историй о сказочном герое. Образ героя является результатом рабо-ты творческого воображения, и многочисленные сюжеты с его участием по-являются благодаря росту содержательности творчества ребенка.
О творческом воображении говорит и то, что представление чего-либо ребенком часто выходит за привычные границы. Так, выполняя задание нарисовать дождь в сказочной стране, дети представляют его звездопадом, конфетным или цветочным дождем [Маркушевская Е.А., 2017].
В психологии условно выделяют этапы развития творческого вообра-жения дошкольников.
Начальная ступень проявляется, когда дети, уже зная настоящее назна-чение предмета, применяют его в новом качестве. Появляется замещение, но на роль «заместителя» назначается только чем-то похожий объект (формой, цветом…). Например, имитируя измерение температуры, дошкольник возь-мет палочку в качестве градусника; а протягивая сверстнику оранжевый мя-чик, станет говорить об апельсине [Маркушевская Е.А., 2017].
В этот возрастной период полезно показывать ребенку, как можно находить новое применение обычным материалам. К примеру, можно про-демонстрировать ему разные способы рисования – кистью, карандашом, угольком, мелком и т.д.
Рисование с детьми 3 4 лет подразумевает не создание конкретных ри-сунков. Малыши изображают каракули, пятна, хаотичные мазки. А затем с подсказками взрослых усматривают нечто в нарисованных линиях и завит-ках. В этом возрасте важно расширять кругозор малыша, чтобы у него фор-мировался запас знаний, на который он и будет опираться в своем творче-стве [Лазаренко Т.В., 2020].
На следующем этапе, в 4-5 лет, происходит совершенствование ранее усвоенных навыков. Фантазирование все еще основывается на представлении о реальном предмете, а новые образы появляются непреднамеренно. Поэто-му даже 5-летний ребенок редко откликнется на предложение сочинить сказ-ку. Он еще не в состоянии выполнить подобное задание по заявке взрослого [Маркушевская Е.А., 2017].
Младшие дошкольники могут выполнить определенные действия, а по-том рассказать, что происходит в их игре или занятии. Это означает, что за-мысел формируется после действия. В подобных ситуациях также имеет ме-сто творческое воображение, но его уровень только начальный [Лазаренко Т.В., 2020].
Дети 6-7 лет уже могут проявлять самостоятельную творческую актив-ность. Они способны выбирать цель, формулировать творческий замысел и стремиться к воплощению задуманного. Воображение опирается на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Старшие дети уже способны включить любой мелкий элемент в общую композицию, предста-вить предполагаемый результат до того, как он появится, объединить раз-розненные детали одной идеей и пр. [Маркушевская Е.А., 2017].
На этом этапе увлекает сам процесс фантазирования. Родители нередко замечают, что их сын или дочь придумывает «на ходу». Особенно ярко это умение проявляется в сочинении историй старшими дошкольниками. Значи-тельный рывок происходит благодаря общему развитию познавательной сферы ребенка и обогащению речи.
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития
творческого воображения у старших дошкольников
1.1. Сущность
понятия «творческое воображение»
Глава 2. Эмпирическое исследования уровня развития
творчества и воображения детей
2.1. Организация
исследования уровня воображения и творчества
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации по
развитию творчества и воображения дошкольников
Введение:
Актуальность
исследования. Развитие современного общества
предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет
обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные
вопросы и проблемы. В связи с этим перед дошкольным учреждением становится
важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего поколения.
Современные дошкольные
учреждения на данный момент занимаются вопросами поиска новых гуманистических,
личностно-ориентированных подходов к образованию. И одним из самых популярных
направлений на сегодняшний день среди подходов к развитию детей считаются занятия
изобразительной деятельностью.
Федеральный
государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) так же
представляет направление развития творческого воображения детей на этапе
старшего дошкольного возраста как одно из социально-нормативных требований к
развитию личности ребенка. При этом ФГОС ДО предусматривает, что среди
направлений по развитию творческого воображения в старшем дошкольном возрасте
выделяется продуктивная деятельность [1].
Степень разработанности
проблемы. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли
такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляко В.А., Рибо
Т., Теплов Н.Б. и др. В отечественной психологии исследованиями в области
детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, З.В. Денисова,
Е.И. Игнатьев, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина И.П. Сакулина.
Проблема исследования
заключается в определении основных путей развития творчества и воображения в
детском возрасте.
Объектом исследования
выступает процесс развития творчества и воображения в онтогенезе.
Предметом исследования
выступает развитие творчества и воображения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
предполагается, что в дошкольном возрасте воображение и творчество детей не
имеет высокого уровня развития, в связи с чем требуется проведение
дополнительной работы, направленной на развитие этих психических качеств
личности.
Цель исследования
заключается в изучении особенностей развитие творчества и воображения детей
дошкольного возраста.
Поставленная
цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1.
Изучить сущность понятия «творческое воображение».
2.
Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития творчества и
воображения детей дошкольного возраста.
3.
Организовать исследование уровня воображения и творчества у дошкольников.
4.
Проанализировать полученные результаты.
5.
Составить рекомендации по развитию творчества и воображения дошкольников.
Для решения поставленных задач, в
работе были использованы методы исследования:
—
теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение
психолого-педагогической документации детей;
—
эмпирические методы: анализ уровня творческого воображения детей (тестирование,
эксперимент);
— метод количественного и
качественного анализа результатов.
Теоретическое
значение работы заключается в том, что в ходе
теоретического исследования были выявлены педагогические условия формирования
воображения и творчества у дошкольников, обозначены положения по проблеме
развития творческого воображения в детском возрасте (Л.С. Выготский, Т. Рибо) и
положение О.М. Дьяченко о развитии творческого воображения на материале решения
воображаемых задач.
Практическая
значимость данной работы состоит в том, что результаты этого
исследования могут быть использованы при работе со старшими дошкольниками в
учебных учреждениях при развитии у них творческого воображения на занятиях
изобразительной деятельностью, а также при определении направления деятельности
педагогов, которые занимаются развитием личности дошкольников.
Структура работы.
Курсовая работа, объемом 38 страниц состоит из введения, двух глав, выводов по
каждой главе, заключения и списка литературы, состоящего из 41 источника.
Заключение:
Таким образом, в ходе
исследования мы пришли к следующим выводам:
Итак, творческое воображение человека опирается на анализ и синтез
накопленных им знаний об окружающей действительности. Творческому воображению
характерно создание новых образов в процессе той или иной творческой
деятельности человека. Так, из нового сочетания элементов появляется новый
образ, поэтому при высоком уровне опоры на творческое воображение ребенка в
процессе его деятельности будет расти ее оригинальность.
Помимо того, при овладении способности с помощью комбинирования,
акцентирования, типизации и иных механизмов в создании новых образов
воображения из общей массы исходных, дети способствуют увеличению
продуктивности своей деятельности. Тем самым мы можем сказать, что творческое
воображение ребенка в дошкольном возрасте выступает новообразованием, которое
не возникает в психике ребенка самостоятельно, а опирается в своем формировании
на воздействие окружающей действительности.
Так же отмечается, что своеобразие образа, который создает ребенок
дошкольного возраста, процесс его зарождения и появления обуславливается
особенности психического и личностного развития дошкольников. Вместе с этим
творческое воображение дошкольников проходит процесс своего формирования на
всем продолжении дошкольного возрастного периода, продолжая формироваться и в
младшем школьном возрасте. Однако в дошкольном возрасте развитие творческого
воображения характеризуется своей спецификой.
Учитывая это можно говорить о том, что творческое воображение в
дошкольном возрасте ярко проявляется и развивается в процессе занятий
изобразительным искусством.
Большую роль в развитии ребенка играет процесс детской
деятельности (рисование, конструирование, игры и т.п.), который оказывает на
развитие творческих и умственных способностей, самостоятельности ребенка. При
помощи такой творческой работы ребенок знакомятся с понятием формы, величины и
цвета, учится находить различные и одинаковые детали, знакомится с понятиями
большого и маленького.
В результате проведенного исследования сформулированы
положения, выносимые на защиту:
1. Воображение представляет собой особую
форму психики человека, которая стоит отдельно от других психических процессов,
однако занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Посредством воображения дошкольник может успешно адаптироваться в социуме и общаться
наравне со взрослым человеком.
2.
Дети в дошкольном возрасте в большинстве случаев характеризуются низким уровнем
развития творческого воображения и творческих способностей, которые проявляются
как в вербальной, так и в изобразительной деятельности. Что касается детей,
которые проявляют средний и высокий уровень развития воображения, то они
способны предлагать различные варианты решения поставленных перед ними
проблемных задач, однако их варианты можно охарактеризовать стереотипичностью и
низкой степенью оригинальности.
3. Для эффективности развития творческих
способностей и воображения у детей необходимо соблюдать условия:
— развитие способностей нужно начинать с самого раннего
возраста;
— задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
— творческие игры должны быть
разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и
радостного творчества.
Фрагмент текста работы:
Воображение представляет собой универсальную способность, которая
присуща человеку и занимает важное место в психической деятельности детей. В
процессе отражения окружающей действительности человек вместе с восприятием
всего, что оказывает на него воздействие в конкретный момент, либо же в
процессе зрительного представления того, что воздействовало на него ранее,
создает новые образы. Тем самым воображение становится важным элементом
творческой деятельности, которая выражается в построении образа продуктов труда,
что определяет выделение творческого воображения [25].
Творческое воображение является активным и целеустремленным
оперированием наглядными представлениями для поиска путей удовлетворения
потребностей. Главная отличительная особенность творческого воображения
заключается в том, что объект создаваемого образа отсутствует в реальной
действительности, позволяя тем самым формировать нечто новое. Помимо этого,
создание образа может стимулироваться не только потребностями индивида, но
также и интересами общества, и уровнем его развития. В связи с этим творческое
воображение может отражаться во всех видах искусства, изобретениях в сфере
науки и техники.
Таким образом, воображение представляет собой высшую
психическую функцию, отражающую действительность. Основная задача воображения
заключается в представлении ожидаемого результата до его осуществления. При
помощи воображения происходит формирование образа, который никогда не
существовал или не существует в данный момент объекта, ситуации или условий
[13].
Воображение
характеризуется активностью и действенностью, оно определяет отражение
действительности посредством ярких представлений и образов.
Воображение может быть
творческим или воссоздающим. Воссоздающее воображение способствует созданию
образа предмета по его описанию. Что касается творческого воображения, то это
создание новых образов, которые требует отбор материала в соответствии с
определенным замыслом. При этом создание образов воображения может
осуществляться посредством нескольких способов, которые в дошкольном возрасте
протекает неосознанно [3].
Один из исследователей
данного вопроса, О.М. Дьяченко предлагает выделять такие способы создания
образов воображения:
1. Агглютинация, которая
представляется как «склеивание» разных и несоединимых в повседневной жизни
частей. Например, этот способ воображения можно проследить в классических
персонажах сказок – человек-животное и т.п.
2. Гиперболизация,
представляющая собой парадоксальное увеличение или уменьшение предмета, или
каких-либо его частей. Например, персонаж сказки Гулливер.
3. Схематизация, которая
заключается в слиянии представлений, различия в которых сглаживаются. При этом
отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером может служить любой
схематический рисунок.
4. Типизация, в основе
которого лежит выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то
отношении фактах и воплощение их в конкретном образе. Например,
профессиональный образ врача, полицейского и т.п.
5. Акцентирование, при котором
в создаваемом образе какая-либо часть или деталь выделяется и особо
подчеркивается. Классический пример акцентирования отражают шарж и карикатуры
[18].
Следует заметить, что в основе создания любого
образа воображения лежит синтез и аналогия. При этом аналогия может быть как
близкой и непосредственной, так и отделенной, ступенчатой.
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование воображения и творчества в детском возрасте 3
1.1 Понятие воображение и творчество 3
1.2 Особенности развития воображения и творчества в детском возрасте 7
Глава 2. Методическое изучение особенностей воображения и творчества в дошкольном возрасте 14
2.1. Констатирующий этап исследования 14
2.2. Формирующий этап исследования 20
Список литературы 29
Введение:
В настоящее время в связи с новыми задачами, поставленными обще-ством перед государственной системой образования, проблема развития творчества и воображения дошкольников приобретает особую актуаль-ность.
Современная психология и педагогика считают воображение важ-нейшим аспектом детского творчества. Воображение традиционно рас-сматривается как один из важнейших познавательных процессов, вовле-ченных в любой творческий акт. Таким образом, актуальность проблемы развития творчества и воображения у детей в детском возрасте заключает-ся в том, что творчество и воображение являются необходимым условием эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразо-вания реальности и способствуют самосознанию.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью развития творчества и воображения дошкольников и его недостаточной представленностью в практике воспи-тания детей, отсутствием целенаправленной систематической работы в до-школьных учреждениях по развитию творчества и воображение дошколь-ников.
Цель исследования: рассмотреть особенности воображения и твор-чества детей.
Объект исследования: учебный процесс в дошкольной организации.
Предмет исследования: процесс выявления и творчества у дошколь-ников на занятиях в детском саду.
Задачи:
— рассмотреть концепцию воображения и творчества;
— раскрыть особенности развития воображения и творчества в дет-стве;
— выбрать методический материал для выявления воображения и творчества в детстве.
Методы исследования: анализ научно-методической, учебной лите-ратуры и нормативных документов по проблеме исследования.
Заключение:
Воображение — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Развитие продуктивного творческого воображения, которое харак-теризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития воображения. Воображение является основной двигательной силой твор-ческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.
Диагностика воображения дошкольника — незаменимое средство.
Помимо демонстрации уровня развития воображения у детей, она также может выявить проблемы.
Диагностика воображения дошкольника показывает, что эффектив-ное развитие творческих способностей ребенка возможно лишь при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с родителями, семьей ребенка.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих за-дач:
— рассмотрена концепция воображения и творчества;
— раскрыты особенности развития воображения и творчества в дет-стве;
— выбран методический материал для выявления воображения и творчества в детстве.
Фрагмент текста работы:
Анализ проблемы развития творчества будет во многом определять-ся содержанием, которое мы будем вкладывать в эту концепцию. Очень часто в повседневном сознании творчество отождествляется со способно-стью к различным видам художественной деятельности, со способностью красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.д. Что такое в дей-ствительности способность к творчеству? Очевидно, что рассматриваемый нами концепт тесно связан с понятием «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую человеческую деятель-ность, в результате которой создается что-то новое — будь то объект внеш-него мира или конструкция мышления, ведущая к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к миру и реальности [3, с. 457]. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой сфере, то можно выделить два основных типа действий. Некото-рые человеческие действия можно назвать репродуктивными. Этот вид де-ятельности тесно связан с нашей памятью, и его суть заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет ранее созданные и разработан-ные методы поведения и действий.
Помимо репродуктивной деятельности в поведении человека суще-ствует творческая деятельность, результатом которой является не воспро-изведение впечатлений или действий, которые были в его опыте, а создание новых образов или действий. Основой этого вида деятельности является творчество. Таким образом, в своем наиболее общем виде определение творчества заключается в следующем. Творчество — это процесс деятельно-сти, который создает качественно новые материальные и духовные ценно-сти или результат создания объективно новой. Поскольку элемент творче-ства может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, спра-ведливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т.д.
Известные отечественные исследователи проблемы творчества, вы-деляют следующие творческие способности [4, с. 31]:
1. Способность видеть проблему там, где другие ее не видят.
2. Способность минимизировать умственные операции, заменяя не-сколько понятий одним и используя символы, которые становятся все бо-лее емкими в информации.
3. Способность применять навыки, приобретенные при решении од-ной задачи, к решению другой.
4. Способность воспринимать реальность в целом, не разбивая ее на части.
5. Способность легко ассоциировать отдаленные понятия.
6. Способность памяти предоставлять нужную информацию в нуж-ное время.
7. Гибкость мышления.
8. Возможность выбора одной из альтернатив для решения пробле-мы перед ее проверкой.
9. Способность включать вновь полученную информацию в суще-ствующие системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, отличать то, что наблюдается, от того, что вводится интерпретацией.
11. Легкость генерации идей.
12. Творческое воображение.
13. Умение дорабатывать детали, улучшать оригинальный дизайн.
Анализируя приведенные выше точки зрения на компоненты творче-ских способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие в подходах к их определению, исследователи единодушно определяют твор-ческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей [5, с. 33].