Курсовая с практикой на тему Развитие воображения дошкольников посредством использования строительно-конструктивных игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Психолого-педагогические
особенности воображения детей дошкольного возраста. 5
1.2. Развитие воображения у детей
дошкольного возраста посредством строительно-конструктивных игр. 11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ПРИМЕНЕНИЮ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 15
2.1. Определение стартового уровня
развития воображения у детей дошкольного возраста. 15
2.2. Экспериментальная работа по
применению строительно-конструктивных игр как педагогического средства развития
воображения у ребенка дошкольного возраста. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ. 35
Введение:
Актуальность темы исследования. Тема воображения у дошкольников всегда была и остается
актуальной. В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие воображения дошкольников
направлено на всестороннее развитие личности. На сегодняшний
день проблема организации конструктивной деятельности в дошкольных
образовательных учреждениях не стоит на первом месте и ей уделяется мало
времени и внимания. Хотя именно посредством конструирования у детей развивается
воображение. С помощью конструирования дошкольники могут создать свой
уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая
двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер, развивая воображение
и творческие способности.
Проблема воображения широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И.
Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская и др.), так и зарубежных
исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг и др.).
Цель исследования: проанализировать возможности развития
воображения дошкольников посредством использования строительно-конструктивных
игр.
Объект исследования: воображение
дошкольников. Предмет исследования:
развитие воображения дошкольников посредством использования строительно-конструктивных
игр.
Задачи исследования: 1.
Изучить психолого-педагогические особенности воображения детей дошкольного
возраста. 2.
Проанализировать развитие воображения у детей дошкольного возраста посредством
строительно-конструктивных игр.
3.
Определить стартовый уровень развития воображения у детей дошкольного возраста
4. Провести экспериментальную работу
по применению строительно-конструктивных игр как педагогического средства
развития воображения у ребенка дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа
исследования: общенаучные
принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС
дошкольного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.); аксиологический
подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В.
Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и
др.); — концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь,
Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.); положения
концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);-
культурно-историческая теория, теория игры как ведущей деятельности в
дошкольном возрасте (Н.П. Аникеева, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
Д.В. Менджерицкая, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконин).
Гипотеза: применение строительно-конструктивных игр будет
способствовать развитию воображения у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ научных
источников; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический
эксперимент; математические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая
значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении
научных представлений.
Практическая значимость результатов
исследования
заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной
деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и организациях
дополнительного образования детей. База исследования: МДОУ Д/с №3 г.
Ставрополя. В исследовании приняли участие 18 детей дошкольного возраста в
возрасте 5-6 лет.
Структура
работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого, несмотря на то, что до сих пор существует мнение,
что у ребенка воображение богаче,
так как они живут больше
в фантастическом мире,
чем в реальном.
Однако, интересы
у ребенка проще
и элементарнее, его взаимоотношения с внешней средой не такие сложные и многообразные, как у взрослого
человека, а это все является главными факторами, которые и определяют работу воображения.
В
процессе развития ребенка развивается и его воображение. Именно поэтому труды настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности относятся только
к уже созревшей взрослой фантазии. В
целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Дети в младшем дошкольном возрасте
еще не способны полностью восстановить картину
по памяти, творчески ее
преобразовать.
Однако воображение играет в жизни ребенка очень большую роль,
больше, чем в жизни взрослого. Оно проявляется в детстве чаще, а также детское
воображение допускает значительно более легкий «отлет»
от действительности.
Особенностью воображения детей дошкольного возраста является то, что дети верят в то, что придумывают. Воображаемый мир не так
отграничен у них от реального, как у взрослых. Поэтому и переживания, эмоции,
которые вызваны у дошкольника воображаемыми действиями и событиями
значительно сильнее и красочнее.
На формирующем этапе мы игры для развития воображения
детей.
Можно
подвести итог об эффективности проведенной нами работы на констатирующем и
формирующем этапах опыта. Окончательная проверка опытно-экспериментальной
деятельности продемонстрировала позитивную динамику развития воображения у
детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ
ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психолого-педагогические особенности воображения детей
дошкольного возраста Воображение человека зависит
от многих факторов:
возраста, умственного развития,
индивидуальных особенностей личности, а также от процесса обучения и воспитания. Для того, чтобы правильно построить
процесс обучения и воспитания, а также развития
воображения у детей дошкольного возраста,
необходимо выявить особенности воображения у детей дошкольного возраста.
Очевидно, что воображение у ребенка дошкольного возраста и у взрослого
различное, работает иначе.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого, несмотря на то, что до сих пор существует мнение,
что у ребенка воображение богаче,
так как они живут больше
в фантастическом мире,
чем в реальном.
Однако, интересы
у ребенка проще
и элементарнее, его взаимоотношения с внешней средой не такие сложные и многообразные, как у взрослого
человека, а это все является главными факторами, которые и определяют работу воображения [3].
В
процессе развития ребенка развивается и его воображение. Именно поэтому труды настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности относятся только
к уже созревшей взрослой фантазии.
Французский психолог Т. Рибо отмечал, что основной закон развития воображения проходит в трёх стадиях:
— детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
— юность
– сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
— зрелость – подчинение воображения уму интеллекту [4].
Воображение у ребенка
начинает развиваться довольно
рано, оно слабее,
чем у взрослого, но оно
занимает больше места в его жизни.
До трехлетнего возраста
воображение у детей существует внутри других психических процессов.
В этот период у детей познавательное воображение формируется благодаря
отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова.
Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я»,
психологического отделения себя от других людей
и от совершаемых поступков.
В три года начинает формирование словесных форм воображения и в данном
периоде воображение уже выступает как самостоятельный процесс.
Ребенок в данном возрасте способен замещать одни предметы другими, также использовать одни предметы в роль
других. При этом воображение ребенка будет приковано к тому предмету,
который он видит и может обыграть.
В этом возрасте у детей преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные ими впечатления в виде образов. Этими впечатлениями могут выступать те, которые получены
детьми в результате восприятия действительности – игр с детьми и взрослыми,
поездки, прогулки и путешествия, прослушивания сказок, чтения книг, просмотра мультфильмов и т.д.
В данном типе воображения еще немного точного
сходства с реальностью и нет творческого отношения.
Сами образы восстанавливают действительность, опираясь
не на интеллектуальную, а больше на
эмоциональную основу.
В них зачастую воспроизводится
то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него определенную эмоциональную реакцию, что было для него наиболее
интересным и запоминающимся.
В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Дети в младшем дошкольном возрасте
еще не способны полностью восстановить картину
по памяти, творчески ее
преобразовать.
Однако воображение играет в жизни ребенка очень большую роль,
больше, чем в жизни взрослого. Оно проявляется в детстве чаще, а также детское
воображение допускает значительно более легкий «отлет»
от действительности.
Особенностью воображения детей
дошкольного возраста является то, что дети верят в то, что придумывают. Воображаемый мир не так отграничен у них от реального, как у взрослых.
Поэтому и переживания, эмоции, которые
вызваны у дошкольника воображаемыми действиями и событиями значительно сильнее и красочнее [4].
Дети в 3-5 лет могут оплакивать судьбу колобка или зайчика, угрожать злому волшебнику, ругать злодея, выдумывать пути спасения от хитрой лисы и пр.
То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у детей
наиболее сильные эмоции, дети верят в воображаемого персонажа и искренне хотят ему помочь и т.д.
Повышенная эмоциональность также является отличительной особенностью воображения детей дошкольного возраста.
Придуманные персонажи, герои
мультфильмов и сказок, приобретают для ребенка личную значимость и живут в его сознании как совершенно
реалистичные.
В возрасте 4 – 5 лет ребенок начинает или уже умеет планировать свою деятельность, составлять в уме некий план
предстоящих ему действий [7.
В
этот период воображение детей развивается по другому. Отрицательные эмоциональные переживания символически выражаются в героях
услышанных или увиденных
ими сказок. Вслед за этим ребенок строить
воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я».
В 6 – 7 лет воображение носит уже активный характер. Воссоздаваемые