Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы исследования воображения в
старшем дошкольном возрасте. 6
1.1
Представления о воображении в психологической науке. 6
1.2 Значение сюжетного
рисования в развитии воображения дошкольников. 13
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей развития старших
дошкольников на занятиях по сюжетному рисованию 16
2.1 Эмпирическое
исследование уровня развития воображения старших дошкольников  16
2.2 Педагогические
условия развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях по
сюжетному рисованию.. 20
Заключение. 27
Список литературы.. 28

  

Введение:

 

Вопрос воображения
человека, механизма его функционирования, необходимых компонентов для его
продуктивности, а также возможностей развития воображения каждого конкретного
человека является проблемой, которая интересует ученых достаточно давно.
Действительно, в функционировании воображения разных людей заметны достаточно
существенные различия: один человека способен создать абсолютно оригинальное
художественное произведение, совершать научное открытие, другой же может
исключительно воспроизвести нечто уже существующее с некоторыми измененными
характеристиками.

Возможно понимание
внутреннего содержания и механизма воображения позволило бы создать методики
развития данного процесса, позволяющие каждому человеку достичь высокого уровня
творчества, оригинальности создаваемых ими образов. Однако современные научные
представления о воображении характеризуются достаточно высокой
противоречивостью, отсутствием единства во взглядах на данный феномен. Часть
ученых в принципе отрицают существование воображения как отдельного
психического процесса, включая его в структуру мышления.

Тем не менее,
большинство ученых сходятся во мнении о том, что деятельность воображения
заключается в преобразовании уже существующих в сознании человека представлений
и создании на их основе новых оригинальных образов.

Интерес
к проблеме развития воображения в детском возрасте детерминируется в
современных условиях гуманистическими задачами более полного раскрытия
индивидуальности развивающейся личности, т.е. творческих потенций. Жизнь во
всех проявлениях становится все многообразие и сложнее, от человека требуются
не шаблонные , привычные действия, а творческий подход к решению больших и
малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Изобразительная
деятельность имеет неоценимое значение для развития воображения и раскрытия
творческого потенциала старших дошкольников, целостного развития ребенка. Задатки
воображения и творческих способностей закладываются в дошкольном возрасте,
который в современной науке рассматривается как период «первоначального
фактического складывания личности » (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н.
Леонтьев, А. А. Люблинская , С. Л. Рубинштейн). Поэтому игнорирование или
формальный подход к решению проблемы развития воображения в дошкольном детстве
чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это
объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для
развития воображения.

В.
А. Сухомлинский считал, что детский рисунок, процесс рисования — это частица
духовной жизни ребенка, дети не просто переносят на бумагу что-то из
окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты,
наслаждаются этой красотой [1].

Психологи
и педагоги Л. С. Выготский, В. С. Мухина , Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н.
П. Сакулина установили, что для создания выразительного образа в рисунке
необходимо наличие отчетливых представлений, знаний о тех объектах и явлениях,
которые должны быть нарисованы. Все это требует знаний о способах и приемах
создания выразительного образа при изображении, умений подчинять движение руки,
активно использовать усвоенные навыки в соответствии с задачами изображения.
Следовательно, возникает необходимость не только специальной организации
восприятия с помощью наблюдений для формирования знаний о предметах , объектах
и явлениях окружающей действительности и ознакомления дошкольников с
выразительными средствами изобразительной деятельности, но и развития
изобразительных навыков и умений, усвоение доступных способов создания образов
в сюжетном рисовании.

Изучение
деятельности воспитателя на занятия х по рисованию, анализ планов образовательной
работы, анализ детских работ показывает, что программное содержание и методика работы
с детьми на занятиях и в самостоятельной деятельности ориентированы в основном
только на формирование изобразительных умений и навыков, т. е. носят узкодидактический
характер. Поэтому о развитии воображения говорить не приходится, его развитие стихийно
, бессистемно. Нередко организованная работа проводится формально или заменяется
показом детям образца работы, это приводит к его неразвитости.

Выявленное
противоречие позволило обозначить проблему исследования, — какова
педагогическая технология развития воображения в процессе обучения сюжетному
рисованию детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую
основу исследования составили научные труды специалистов по изобразительной
деятельности по вопросам развития способностей и творчества: о ведущей роли
обучения в развитии ребенка, формирования его творчества (Л.С. Выготский, А.В.
Запорожец, В.В. Давыдов, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина); о творческом
воображении дошкольников, составляющем основу творчества (Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн, П.М. Якобсон, В.К. Вилюнас); о специфических видах детской
деятельности в формировании творчества с позиции теории амплификации (А. В.
Запорожец); исследования в области развития способностей (Б.М. Теплов, В.И.
Ковалев, В.И. Шадриков, В.И. Кириенко, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П.
Сакулина и др.).

Цель
исследования: изучить особенности формирования воображения старших дошкольников
на занятиях по сюжетному рисованию.

Объект
исследования: воображение старших дошкольников.

Предмет
исследования: специфика развития воображения старших дошкольников на занятиях
по сюжетному рисованию.

Методы исследования:
анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации,
психологическое тестирование, качественный и количественный анализ данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический
анализ исследований по проблеме развития творческого воображения, позволил
констатировать, что особым видом воображения является творческое воображение.
Этот вид воображения направлен на создание новых общественно значимых образов,
которые являются основой самого творчества. Творческое воображение невозможно
без развития таких ее показателей, как: оригинальность, креативность,
невербальная фантазия, творческие умения, инициатива и воображение, что и было
использовано для выявления уровня развития творческого воображений у детей 6-7
лет на констатирующем этапе эксперимента.

Дошкольный
возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время
происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются
психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь,
воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе –
самостоятельность, способности и склонности. Исследования Л.С.Выготского,
А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном
возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности –
творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных
приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных
способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований
и т.п.

В
эмпирическом исследовании было выявлено преобладание низкого и среднего уровня
развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Это
обуславливает необходимость соблюдения определенных педагогических условий для
развития воображения на занятиях по сюжетному рисованию, которые включают в
себя работу с детьми, работу с родителями и работу по обогащению предметно-развивающей
среды ДОО.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические
основы исследования воображения в старшем дошкольном возрасте

1.1 Представления о воображении в
психологической науке Сознание человека не
только отражает окружающий мир, но и творит его, а для продуктивного
осуществления творческой деятельности необходим высокий уровень развития такой
психической функции, как воображение. Для того чтобы преобразовать какое-либо
знакомое явление и сформировать абсолютно новый образ, идею, соответствующую
определенным материальным и духовным потребностям, нужно сначала получить
идеальный образ, представление о том результате или продукте, который должен
появиться в итоге подобной деятельности. Идеальное преобразование имеющихся у
человека представлений совершается в воображении.

Воображение
– значимый психический процесс, который характерен исключительно для человека.
Посредством воображения человек способен преобразовывать самого себя и
окружающую действительность, совершать научные открытия и создавать
произведения искусства. Именно за счет воображение в значительной степени
происходит прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека [5].
Воображение имеет также огромное значение для ежедневной жизнедеятельности
индивида, например, помогает прогнозировать предстоящие события и последствия
своих действий, соответственно, содействует принятию решений; в образовательной
деятельности позволяет обучающемуся представить то, с чем в реальной жизни он
не встречался; в творчестве дает возможность создавать абсолютно новый оригинальный
продукт.

В научной литературе
встречается большое количество мнений, по-разному интерпретирующих воображение.
Иногда эти мнения являются противоположными. С позиции философии воображение
интерпретируется, как психическая деятельность, которая состоит в формировании
представлений

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы