Психология и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие внимания и памяти у дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 7

1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 7

1.2 Особенности внимания детей дошкольного возраста с ОНР 14

1.3 Особенности памяти детей дошкольного возраста с ОНР 16

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 20

2.1 Организация исследования 20

2.2 Методики изучения внимания и памяти 21

2.2 Изучение особенностей речевой сферы детей экспериментальной группы 25

2.3Результаты экспериментального исследования особенностей внимания нормально развивающихся дошкольников 30

2.4 Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных 32

2.5 Коррекционная работа по развитию внимания и памяти(формирующий эксперимент) 35

2.6 Содержание программы развития внимания и памяти 37

2.7 Оценка эффективности программы коррекционно-развивающих игр (контрольный эксперимент) 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

ЛИТЕРАТУРА 45

ПРИЛОЖЕНИЯ 47

  

Введение:

 

Одними из важнейших психических процессов, обеспечивающих нормальное функционирование психики человека, являются память и внимание, связанные со способностью собирать, хранить и воспроизводить разнообразную информацию. Успешность накопления и сохранения социального и личного опыта, способность к различным видам деятельности зависят от того, как развиваются процессы накопления личности и правильное использование информации. Память и внимание играют важную роль и в формировании других психических функций, таких как мышление, восприятие, речь и др.

В дошкольном возрасте у ребенка происходит интенсивное формирование памяти и внимания. Совершенствуются процессы хранения, хранения и воспроизведения информации, создается возможность произвольного регулирования деятельности. Отклонения в развитии памяти могут носить как органический, так и функциональный характер. Органические поражения включают поражение центральной нервной системы во время внутриутробного развития или во время родов.

Нарушение функциональной памяти может привести к педагогической запущенности.

Память имеет особое значение в формировании речи детей, так как именно с помощью памяти в голове закрепляются новые слова, грамматические и синтаксические конструкции. Отклонения в развитии памяти негативно сказываются на формировании полноценной, правильной речи. Недоразвитая память дошкольника с ОНР объединяет его словарный запас. На уроках такие дети плохо запоминают материал. Дошкольники с проблемами в формировании памяти и внимания не могут в полной мере овладеть элементами речевой деятельности[1].

Феноменологию памяти и внимания в психологии изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, С.В. Липен, А.Л. Венгер, Дж.И. Шиф, В.И. Лубовский и др. Различные аспекты психического развития детей с речевыми нарушениями рассматривались Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др. Несмотря на имеющиеся в литературе данные об особенностях психического развития детей с общим недоразвитием речи, вопросы памяти и внимания остаются до настоящего времени недостаточно изученными.

Недостаток развития внимания у детей с речевыми нарушениями отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т.В., Борякова Н.Ю., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др.). Авторы отмечают, что для детей с нарушениями речи характерен сниженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности в переключении, распределении и включении внимания.

Это приводит к невозможности своевременно заниматься учебно-игровой деятельностью или переключаться с одного предмета на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной утомляемости организма и способствует возникновению разного рода ошибок. при выполнении заданий. Ранняя диагностика на этапе дошкольного и школьного образования позволяет выявить детей с низким уровнем развития внимания (его особенностей), что не только влияет на качество обучения письму, чтению и арифметике, но и во многом определяет успешность способности ребенка овладевать общеобразовательными и профессиональными навыками, полноценности усвоения всего учебного материала начального этапа обучения.

Многие трудности, связанные с плохим развитием внимания, начинаются в дошкольном возрасте. В школе эти учащиеся испытывают больший стресс при изучении академических навыков, чем другие учащиеся в классе, и часто отстают в темпе учебной деятельности. Поэтому очень важно своевременно приступить к коррекции, выявив у ребенка те особенности развития внимания, которые требуют коррекции.

В то же время особенности памяти и внимания оказывают существенное влияние как на развитие речи детей, так и на весь ход их интеллектуального развития. В связи с этим представляется актуальным изучение особенностей памяти детей с ОНР и разработка путей и методов ее развития[2].

Цель исследования: выявить возможности коррекции развития внимания и памяти в процессе логопедической работы.

Объект исследования: Процесс коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР.

Предмет исследования: Возможность развития и формирования основных характеристик внимания (объем, устойчивость, переключаемость), видов внимания (зрительная, слуховая, моторно-двигательная) в процессе логопедической работы.

Гипотеза исследования: у детей с нарушениями речи снижен уровень развития основных характеристик внимания и памяти. Специально организованные коррекционные занятия и игры исправят нарушения внимания и памяти. Это, в свою очередь, повлияет на успешность логопедической работы.

Достижение этой цели возможно за счет решения ряда задач:

1. Провести обзор общей и специальной литературы по проблеме развития внимания и памяти у детей.

2. Выявить особенности развития основных свойств внимания и памяти у дошкольников с нарушениями речи.

3. Провести экспериментальную работу по коррекции основных свойств внимания и памяти у дошкольников с нарушениями речи.

4. Разработать общие рекомендации по логопедической работе дошкольников с нарушениями речи.

Практическая значимость заключается в том, что подобранные занятия по логопедической работе для развития внимания и памяти у детей с речевой патологией могут быть использованы в практической работе различными специалистами специальных дошкольных учреждений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе мы исследовали развитие внимания и памяти у дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для всех психических функций ребенка, в том числе и для памяти и внимания. Этот шаблон в некоторой степени применим к детям в целом.

Несмотря на проблемы в развитии, своевременное и успешное выполнение мероприятий по устранению проблем развития памяти и внимая совместно с логопедической работой они существенно влияют на общий ход интеллектуального развития детей с ОНР.

Развитие памяти и внимания теперь рассматривается как форма ментального отражения реальности, которая представляет собой припоминание, сохранение и реконструкцию собственного опыта человека.

Воспоминания необходимо запоминать, сохранять, забывать и повторять. По классификации можно выделить разные виды памяти: произвольную, непроизвольную, зрительную, эмоциональную, двигательную, словесно-логическую (интеллектуальная), зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и т.д.

В дошкольном возрасте происходит активное проектирование и развитие мнемических процессов. Особенности развития памяти у дошкольников включают преобладание непроизвольной образной памяти, элементов словесно-смысловой памяти, развитие обучающей память. При этом произвольная регуляция процессов памяти осуществляется сначала взрослым, а затем и самим ребенком, развитие детской памяти происходит в условиях обучения и воспитания.

Для развития памяти формирование познавательной активности дошкольников приучают к систематическому обучению.

Положительные результаты развития основных характеристик внимания и памяти в ходе эксперимента свидетельствуют об их роли в разных видах деятельности, что необходимо для занятий разных специалистов по рекомендации коррекционных игр.

Высокий уровень сформированности характеристик внимания и памяти необходим для воспитательно-коррекционного процесса логопедической деятельности. Таким образом, в логопедической работе развитая помощь позволяет преодолеть трудности, с которыми сталкиваются дети с речевой патологией, в короткие сроки, с небольшими затратами.

Таким образом, поставленные нами цель и задачи были решены, а именно: выявить возможности коррекции развития внимания и памяти в процессе логопедической работы.

Достижение этой цели возможно за счет решения ряда задач:

1. Провести обзор общей и специальной литературы по проблеме развития внимания и памяти у детей.

2. Выявить особенности развития основных свойств внимания и памяти у дошкольников с нарушениями речи.

3. Провести экспериментальную работу по коррекции основных свойств внимания и памяти у дошкольников с нарушениями речи.

4. Разработать общие рекомендации по логопедической работе дошкольников с нарушениями речи.

Гипотеза исследования доведена: у детей с нарушениями речи снижен уровень развития основных характеристик внимания и памяти. Специально организованные коррекционные занятия и игры исправят нарушения внимания и памяти. Это, в свою очередь, повлияло на успешность логопедической работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

Общее недоразвитие речи — разновидность сложных речевых нарушений, при которых у детей формируется формирование всех компонентов речевой системы, связанных с их звуковой и смысловой стороной, с нарушением слуха и нормальным интеллектом.

В 50-60-х гг. в 20 веке Р.Э. Левиной разработана педагогическая классификация аномалий речевого развития, которая служит прежде всего дидактическим, прикладным целям педагогического процесса, а именно целям коррекционного воспитания детей с разным характером и структурой дефекта.

Устоявшаяся клиническая классификация и психологическая типология не отвечают требованиям специальной образовательной практики. Требовалось принципиально новое психолого-педагогическое решение этой проблемы. Это нашло отражение в разработке оригинальной педагогической классификации, теоретически обосновывающей и реализующей единую форму фронтального обучения детей с различными речевыми нарушениями, имеющих нормальный слух и исходно сохранный интеллект.

Общее недоразвитие речи возникает при более сложных системных нарушениях речи — алалии и афазии. Общее недоразвитие речи может наблюдаться и при нарушениях фонации (ринолалия и дизартрия), когда распознаются не только нарушения фонетической стороны речи, но одновременно недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи и так далее[3].

У всех детей с общим недоразвитием речи отмечаются частые нарушения фонетического произношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженная задержка формирования словарного запаса и грамматического строя.

При ОНР произношение — это задержка начала, невнятная речь, аграмматизм, ошибки произношения и фонематическая структура. Нарушение речи у детей проявляется в разной степени: может проявляться заиканием, ограниченностью речи и усиленной речью с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.

В зависимости от характера проявления дефекта условно выделяют четыре степени общего недоразвития речи.

На первом этапе развития дошкольников речь почти универсальна: она состоит из звукоподражательных, аморфных корневых слов. Так, вместо вождения ребенок говорит «биби», вместо пола и потолка — «ли», вместо дедушки — «дэ» и т. д. Дети используют свою речь посредством жестов и мимики. Однако для некоторых это неясно. Некоторые из используемых ими слов сбивают с толку по звучанию и структуре. Дети называют разные предметы одним именем и связывают их на основе сходства отдельных изображений, называя при этом одни и те же предметы в разных ситуациях.

На данном этапе развития языка словосочетания отсутствуют. Когда дети пытаются рассказать историю, они обычно произносят отдельные слова, иногда одно или два отрицательных слова. Короткая фраза относится к предметам и явлениям, непосредственно воспринимаемым органами чувств. При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова без флексий[4].

Невербально дети не понимают грамматических изменений в слове. Существительные в единственном и множественном числе, прилагательные, прошедшее время глагола, мужской и женский род, не понимают значения предлогов.

Если звуковой состав самого языка нестабилен, может измениться артикуляция звуков, нарушиться способность к воспроизведению слоговых элементов языка.

Вторым этапом улучшения речи считается значительно улучшенные языковые навыки детей, общение происходит в постоянных, но очень изменчивых речевых средах и так далее. На этом уровне дети уже используют местоимения, иногда предлоги и союзы в элементарных значениях. Есть возможность более-менее рассказать об известных событиях, о семье, о себе и своих друзьях. Однако расстройство речи очень явное или, скорее, резкое: незнание многих слов, неправильное произношение слов, нарушение языкового строя, аграмматизм, внимание к смыслу сказанного может быть понято снаружи.

Существительные, используемые детьми в номинативном языке, включают инфинитивные глаголы, аграмматические краткие формы и ошибки в использовании числа и рода глаголов.

Прилагательные очень редко встречаются в языке и не согласуются с другими словами в предложении [5].

Меняется фонетическая сторона речи. Неправильно произносимые звуки делятся на 3-4 фонетические группы: переднеязычные (свист, шипение, голос), заднеязычные и губные. Эти предложения неправильно произносятся. Твердые согласные звучат мягче.

Воссоздание слоговой структуры слова становится более доступным, если дети повторяют слоговую структуру слова, но неверный звуковой состав. Звуковой состав односложных слов точен. При повторении двусложных слов исчезает тон, трехсложные слова представляют собой перестановки и пропуски звуков, четырех- и пятисложные слова сокращаются до двух-трехсложных.

На третьем этапе речевого развития, определенном выше, у детей развивается бытовая речь, а не грубые лексикограмматические и фонетические отклонения.

В речи присутствуют отдельные аграмматические словосочетания, некоторые несоответствия в словоупотреблении и небольшая разница в фонетических ошибках. Дети используют от трех до четырех простых слов.

В детском языке нет сложных предложений. В самостоятельных высказываниях, не имеющих правильного грамматического контекста, логика событий не сообщается.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы