Курсовая с практикой на тему Развитие вариативности мышления младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития вариативности
мышления младших школьников. 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития
младших школьников 6
1.2. Особенности развития вариативности мышления младших
школьников 10
Выводы по главе 1. 18
Глава 2. Практические аспекты развития вариативности
мышления младших школьников. 20
2.1. Методы и приемы развития вариативности мышления
младших школьников 20
2.2. Анализ современного опыта по развитию вариативности
мышления младших школьников на уроках математики. 35
Выводы по главе 2. 41
Заключение. 42
Список использованной литературы.. 43
Введение:
Актуальность исследования. Развитие мышления учащихся проходит через все этапы
школьного обучения. В настоящее время школа в основном занимается задачей развития
логического мышления только в одном направлении. А.И.Савенков отметил, что этот
тип мышления считается "более простым, но это не уменьшает его значения в формировании
способности детей к обучению.
Вариативность мышления определяет возможности личности творчески
мыслить, помогает лучше ориентироваться в реальной жизни. Окружающая нас действительность
многообразна и изменчива. Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора
варианта решения проблемы, который является оптимальным в данной ситуации. Успешнее
это будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты и выбирать среди большого
числа решений.
Развитие вариативности мышления особенно актуально для обучения.
Так, проявление этого качества мышления требуется, например, при решении задач с
помощью подбора, когда ученик рассматривает все возможные ситуации, анализирует
их и исключает несоответствующие условию.
В последнее время количество детей, испытывающих трудности в обучении заметно
возросло. И в обычных классах начальной школы немало обучающихся, имеющих проблемы
в обучении.
Известно, что среди неуспевающих обучающихся начальных классов почти половина
отстает в психическом развитии от сверстников. Неуспеваемость в школе часто вызывает
у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любому виду деятельности, создает
трудности общения с окружающими, с успевающими обучающимися, с учителями и родителями,
приводит к конфликтам с ними. Все это способствует формированию асоциальных форм
поведения, возникновению агрессии.
Причиной слабой успеваемости обучающихся является задержка развития таких
важнейших психических процессов как восприятие, внимание, воображение, память и,
особенно – мышление, которое включает такие операции как анализ,
синтез, сравнение, обобщение. Логическое мышление – это основа успешного формирования
общеучебных умений и навыков, требуемых школьной программой.
Обучающиеся с низким уровнем логического мышления испытывают значительные
трудности при решении задач, преобразовании величин, при овладении приемами устного
счета; при применении орфографических правил на уроках русского языка, при построении
правильной грамотной речи.
По окончании средней школы дети испытывают огромные трудности при сдаче ЕГЭ,
теряются в предложенных вариантах, переживают огромный стресс. Кроме того, современное
общество требует от современного человека креативности, оперативности, готовности
к саморазвитию и самореализации. Следовательно, проблема вариативности, развития
вариативного мышления в наши дни особо актуальна.
Данной проблемой занимались следующие исследователи: Бантова М.А., Барышева Т. А., Жигалов
Ю. А.,Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А., Брушлинский А.В. и
др.
Цель исследования состоит в том,
чтобы теоретически обосновать и выделить методы и приемы развития вариативности
мышления младших школьников на уроках математики.
Объект
исследования – развитие мышления младшего школьника.
Предмет
исследования – особенности развития вариативности мышления
младших школьников.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие
задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую
характеристику развития младших школьников
2. Проанализировать особенности
развития вариативности мышления младших школьников
3. Изучить методы и приемы
развития вариативности мышления младших школьников
4. Проанализировать современный
опыт по развитию вариативности мышления младших школьников на уроках математики
Для решения
поставленных задач использованы следующие методы
исследования: анализ психологической, методической и педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта.
Работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Переход к школьному образованию
и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок
внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования
его личности. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то новое, с
интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно связан с их
отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой деятельности.
Основные виды деятельности, которыми занят младший школьник,
это-учение, общение, игра и труд. Все эти виды деятельности выполняют разные функции в развитии ребёнка и в
развитии вариативности мышления в том
числе.
Под
вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить
разнообразные решения. Показателями развития вариативности мышления являются
его продуктивность, самостоятельность, оригинальность и разработанность.
Вариативность мышления определяет возможности личности творчески мыслить,
помогает лучше ориентироваться в реальной жизни. Развитие вариативности
мышления особенно актуально для обучения. Вариативность вычислительных навыков
школьников формирует интерес, положительную мотивацию к вычислительной
деятельности.
Мы проанализировали опыт
учителей МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 города Читы.
Работа проводилась на уроках математики. Учителями были разработаны технологические карты уроков в соответствии
с требованиями ФГОС НОО.
Если на уроках математики при обучении решению
текстовых задач применять
разнообразные формы работы для формирования вариативности мышления, то уровень умения решать задачи, записывать их
решение и выполнять краткую запись условия
разными способами -повысится», подтверждена результатами нашего исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
развития вариативности мышления младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая
характеристика развития младших школьников Исходя из возрастной периодизации,
в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом учебной деятельности,
он развивает возрастные новообразования — теоретическое сознание и мышление, развивает
их соответствующие способности (рефлексия, анализ, психическое планирование), а
также обучение потребности и мотивы. Роль игр уменьшается, однако ряд исследований
показывает, что эти игры являются эффективным методом личностного развития младшего
школьника. Следовательно, в младшем школьном возрасте, с переходом ведущей деятельности
с игровой на образовательную, ребенок перестает быть предметом игры, но автоматически
не становится субъектом учебной деятельности, для этого ему необходимо создавать
условия. Благодаря тому, что активные действия являются основой игровой деятельности,
она отлично вписывается в образовательную, и тогда младший ученик становится не
просто объектом, а предметом учебной деятельности.
Переход к школьному образованию
и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок
внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования
его личности. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то новое, с
интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно связан с их отношением
к обучению, как к серьезной, социально значимой деятельности [4].
До 8 лет у детей можно найти
только репродуктивные образы-представления известных объектов или событий, которые
не воспринимаются в данный момент времени, и эти образы в основном статичны.