Курсовая с практикой на тему Развитие уважительного отношения детей к взрослым в образовательном процессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ВЗРОСЛЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Проблема изучения представлений об уважительном отношении к старшим в контексте воспитания культуры поведения 5
1.2. Методы, средства и условия развития у дошкольников уважительного отношения к взрослым 12
Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию уважительного отношения у взрослым у детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательного процесса дошкольной организации 18
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности показателей уважительного отношения у взрослым у детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Организация образовательного процесса по развитию уважительного отношения к взрослым у детей старшего дошкольного возраста 25
2.3. Анализ эффективности мероприятий по развитию уважительного отношения к взрослым у детей старшего дошкольного возраста 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Введение:
Развитие ребенка осуществляется посредством присвоения нравственных ценностей, через культурные образцы, общечеловеческие культурные ценности. Накопленный поколениями опыт не может передаваться ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, для этого необходима специально организованная деятельность. Дошкольный возраст является периодом активного приобщения детей к усвоению нравственных норм, культуры поведения, закрепления образцов уважительного отношения к старшим, формирования личностной культуры. Это сензитивный период для установления эмоциональных взаимоотношений ребенка с близкими взрослыми.
Проблема нравственного воспитания дошкольников особенно актуальна в настоящее время, в условиях нивелирования нравственных ценностей, культуры поведения. Изучая проблемы нравственного воспитания, ученые выделяют понятие «уважение», определяемое одним из важнейших качеств личности (И. Кон и др.). В связи с тем, что современная семья переживает трансформацию между поколениями отношений, вопросы формирования уважительного отношения у старших дошкольников к взрослым приобретает особую значимость. Проблема формирования уважительного отношения детей к взрослым в философском, психологическом, педагогическом аспектах рассматривалась учеными прошлого и настоящего (Я. Коменский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др.). Вопросы воспитания культуры поведения дошкольников активно изучались в дошкольной педагогике (Т.И. Бабаевой, Р.С. Буре, А.Д. Кошелевой, И.Н. Курочкиной, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, В.А. Сластениным и др.).
В настоящее время существуют противоречия между потребностью общества в формировании ценностных ориентаций личности, начиная с дошкольного детства, которые охватывают, в том числе, уважительное отношение к взрослым, и недостаточным методическим обеспечением реализации образовательного процесса в условиях дошкольной организации.
Выявленные противоречия подтвердили актуальность проблемы и обусловили выбор темы исследования: «Развитие уважительного отношения детей к взрослым в образовательном процессе».
Объект исследования: уважительное отношение детей к взрослым.
Предмет исследования: процесс формирования уважительного отношения дошкольников к взрослым.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование уважительного отношения к взрослым у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: работа по развитию у дошкольников уважительного отношения к взрослым будет эффективной, если: родители будут активными участниками мероприятий, проводимых в условиях ДОО, а также будут комплексно использованы различные средства и методы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения представлений об уважительном отношении к старшим в контексте воспитания культуры поведения.
2. Описать методы, средства и условия развития у дошкольников уважительного отношения к взрослым.
3. Провести диагностическое исследование сформированности у дошкольников представлений об уважительном отношении к взрослым.
4. В рамках эмпирического исследования по развитию уважительного отношения у взрослым у детей старшего дошкольного возраста оценить эффективность проведенных мероприятий и дать анализ полученным результатам.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы и передового опыта по проблеме, синтез, обобщение, классификация; эмпирические: наблюдение, анкетирование.
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи. В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предусматривается воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, развитие в детях эмпатии; освоение способов эмоциональной поддержки взрослых и сверстников; воспитание культуры поведения.
Уважение – это характеристика отношений личности к другим людям, проявляющееся как внимание к ним, почитание, понимание, душевное признание, высокая оценка. Уважение к старшим перерастает в духовно-нравственное качество – уважительность.
Развитие чувства уважения к старшим взаимосвязано с воспитанием культуры поведения у дошкольников (вежливости, уважения и т.д.); воспитанием нравственных устоев (любви, терпимости, взаимопомощи).
Уважительное отношение можно описать как образование личности, включающее понимание сопричастности со взрослыми, которое выражается в почитании взрослых, предков, в осознании детьми нравственных ценностей (любви, дружбы, верности, уважения) как основы уважительного отношения к взрослым; как эмоциональную отзывчивость на заботу и переживания взрослых; как моральное удовлетворение от признания и любви взрослых.
Средствами развития уважения к старшим у дошкольников являются игровые формы занятий, игровые педагогические ситуации (изучение правил этикета); игровые и реальные ситуации, имитирующие различные формы культурного поведения и др. В практике ДОО следует используются методы формирования нравственного сознания (беседы с этическим содержанием; чтение; наглядные методы); методы приобретения детьми опыта социального поведения; методы формирования нравственных чувств (поощрение, неодобрение отрицательных поступков; разбор ситуаций).
В ходе эмпирического исследования были определены критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный; деятельностный) и показатели уважительного отношения к старшим у дошкольников (сформированность представлений дошкольников об уважении к старшим; положительное эмоциональное отношение; культура поведения со взрослым, оказание внимания и уважения к людям старшего поколения и т.д.).
После проведенных мероприятий высокий уровень представлений и навыков уважительного отношения к старшим выявлен у преобладающего количества – 65% детей, прирост показателей данного уровня составил по сравнению с констатирующим этапом (36,7%) 28,3%. У дошкольников четкие представления об уважении; они не терпят неуважительного отношения к старшим; характеризуются адекватными реакциями на одобрение и замечания взрослого; способны к эмоциональному сопереживанию и оказанию помощи взрослым; ярко выражена культура поведения со старшими.
Средний уровень представлений и навыков уважительного отношения к старшим выявлен у 33,3 детей, показатели данного уровня по сравнению с констатирующим этапом (40%) снизились на 6,7% за счет динамики высокого уровня. Представления об уважении недостаточны; дети нуждаются в руководстве; не всегда адекватный характер реагирования на порицания и похвалу старших; не всегда готовы оказать помощь взрослым и не всегда эмоционально сопереживают взрослым; культура поведения со взрослыми недостаточно сформирована.
Низкий уровень представлений и навыков уважительного отношения к старшим выявлен 1,7% детей, показатели данного уровня по сравнению с констатирующим этапом (23,3%) снизились на 21,6% за счет динамики высокого и среднего уровней.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем для развития сформированности у детей представлений об уважительном отношении к старшим и развитию навыков уважительного отношения требуется дальнейшая педагогическая работа с учетом организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ВЗРОСЛЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Проблема изучения представлений об уважительном отношении к старшим в контексте воспитания культуры поведения
В качестве основополагающих задач воспитания духовно-нравственной личности выступают воспитание уважения у детей к старшим поколениям. В Федеральном государственном образовательном стандарте ДОО указывается не необходимость формирования у дошкольников основ личностной культуры, что предполагает развитие уважительного отношения к семье, старшим, к социокультурным нормам, традициям социума.
Дошкольное детство является сензитивным этапом для формирования уважительного отношения к старшим. Во многих программах решению данной задачи содействует образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», в рамках которой предусматривается воспитание у дошкольников доброжелательного и уважительного отношения к людям, уважения к старшим [20].
Культура поведения является ведущим качеством воспитанности, и представляет собой совокупность сформированных, социально значимых личностных качеств и поступков, основанных на нравственных, этических и эстетических нормах [37, с. 47]. Вопросами воспитания культуры общения у дошкольников занимались С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. [22; 27]. Так, С.В. Петерина культуру общения ребенка трактует как совокупность норм и правил общения, знание и владение формами и правилами вежливого общения [27].
Согласно Н.В. Сердюк, культура общения старших дошкольников отличается несформированностью представлений о вежливости, правилах культуры общения, неразвитыми формами речевого этикета, включающими только слова выражения приветствия, прощания и благодарности. Дети неспособны контролировать собственное поведение и речь в соответствии с нормами культуры общения [30, с. 1189]. С.В. Петериной условно выделены такие компоненты культуры, как культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки, общие правила нравственности (табл. 1).