Курсовая с практикой на тему Развитие устной диалогический речи младших школьников средствами коммуникативных технологий обучения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ УСТНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ. 7
1.1 Общая характеристика речи детей
младшего школьного возраста. 7
1.2 Развитие устной диалогической речи младших школьников. 13
1.3 Коммуникативные технологии обучения как средство развития устной
диалогической речи. 17
ГЛАВА 2
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ. 24
2.1 Исследование
уровня развития устной диалогической речи младших школьников 24
2.2 Использование
коммуникативных технологий при развитии устной диалогической речи младших
школьников. 34
2.3
Итоги проделанной работы. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
3. 50
Введение:
Актуальность исследования. Исторически так
сложилось, что человек является достаточно слабым биологическим существом,
выживание которого зависит от кооперации с другими людьми. В ходе кооперации и
совместной деятельности людям требовался некий инструмент позволяющий сообщать
смысл своих намерений и действия людей. Эволюционный прогресс человеческого
вида путем метода проб и ошибок позволил выделить такой инструмент, и им стала
человеческая речь.
Стоит
отметить, что речь является одним из
ключевых показателей здорового и правильного развития ребенка. Как известно,
дети — это будущее любого общества, страны, да и человечества в целом. Именно
поэтому крайне важно, чтобы маленькие члены общества, вне зависимости от пола,
расы и состояния здоровья, развивались как гармоничные в
социально-психологическом плане личности. Процесс развития и становления
личности ребенка тесно зависит от окружающей среды и людей. Ребенок и взрослый
начинают взаимодействовать с момента
рождения, вначале ребенок сигнализирует о какой-либо потребности через плач, а
затем в процессе роста и развития начинает овладевать человеческой речью.
Приобретенные
речевые навыки позволяют доносить и понимать смысл действий, как своих, так и других, от
чего зависит существование ребенка в
обществе и его интегрирование в различные области социальной жизни, таких как учеба, творчество,
культура, спорт, туризм, волонтерство, социальная политика и т.д.
Следовательно, вступление в разговор с другими позволяют ребенку расширить и
сформировать представления об окружающем мире. Так как в процессе общения участвуют двое, то
характер речи начинает носить диалогический характер, когда речевое
высказывание одного может зависеть от предыдущего высказывания второго.
Важным
периодом для ребенка является поступление в школу, которая меняет также и его
социальный статус с дошкольника на звание школьника. Обучение в младшей школе
стимулирует формирование и развитие многих процессов, происходящих в психике
ребенка, и речь не является исключением. Диалогическая речь младших школьников
непосредственно влияет на протекание коммуникаций, как в учебной сфере, так и в
других сферах жизнедеятельности. Диалог с другими не только
позволяет познавать ребенку окружающий
мир, но и закрывает такие уровни потребностей, которые выше
физиологических, например, получения уважения и
признания, приобретение чувства безопасности, построение дружбы и др.
Педагог в
период младшей школы играет немаловажную роль в развитии речи ребенка. Именно
педагог способен
подготовить и использовать по максимуму психический потенциал ребенка,
благодаря организации социальной ситуации с учетом особенностей возрастного
периода, включая возрастные переходные моменты, которые знаменуется обострением
трудностей у детей к адаптации к
изменяющейся среде и кругу общения.
Для
организации обучающей и развивающей ситуации педагог может использовать
различные методы и средства, которые будут непосредственно повышать
эффективность любой деятельности. Богатым обучающим потенциалом обладают
коммуникативные технологии, которые позволяют эффективно формировать и
обогащать речь младших школьников.
Следовательно,
можно подвести итог, что тема по развитию устной диалогической речи младших
школьников средствами коммуникативных технологий обучения является актуальной.
Степень разработанности.
Основные положения по психологии и
педагогики младших школьников отражены в работах Л.С. Выготского, Г.С. Костюка,
И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого, А.А. Люблинской, Г.А. Урунтаевой.
Речь как феномен исследовалась Н.В.
Войтиком и М.М. Бехтевым. Вопросы по развитию речи младших школьников поднимали
такие авторами, как Т.П. Григорьева, М.Р. Львов, Б.В. Сергеева, О.С. Трофимцева, М.О. Хамидова. В речи младших школьников
отдельным видом является диалог. Так, диалог как речевой феномен, а также
развитие устной диалогической речи младших школьников изучали Резник А.И.,
Курганов С.Ю., Головина О.П., Берков В.Ф. и другие.
На развитие устной диалогической
речи младших школьников можно оказывать влияние разными средствами, включая
коммуникативные технологии, данный аспект находит отражение в работах Архиповой Е.В. и Зиновьевой
Т.И..
Из
приведенной актуальности работы вытекает вопрос, который определяет проблему исследования: являются ли
коммуникативные технологии обучения эффективным средством по развитию устной
диалогической речи младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически
подтвердить эффективность коммуникативных технологий обучения младших
школьников как средства развития устной диалогической речи младших школьников.
Объект исследования: развитие
речи младших школьников.
Предмет исследования: развитие
устной диалогической речи младших школьников средствами коммуникативных
технологий обучения.
Гипотеза:
развитие устной диалогической речи младших школьников будет эффективно при
условии:
—
использования коммуникативных технологий обучения;
— если будут использованы диагностические
методики, которые позволяет проследить динамику развития устной диалогической
речи младших школьников.
В соответствии с
целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать общую характеристику речи детей
младшего школьного возраста.
2. Проследить развитие устной диалогической речи
младших школьников.
3. Рассмотреть коммуникативные технологии обучения как
средство развития устной диалогической речи.
4. Исследовать уровень развития устной диалогической
речи младших школьников.
5. Использовать коммуникативные технологии при
развитие устной диалогической речи младших школьников.
6. Подвести итоги проделанной работы.
Методы исследования.
К теоретическим методам исследования
относятся – анализ литературных источников, описание,
сравнительно-сопоставительный анализ, теоретическое обобщение.
К практическим – беседа и наблюдение.
Теоретическая значимость заключается
в теоретическом анализе представлений о
диалогической речи младших школьников и коммуникативных технологий обучений. А
также выявлена взаимосвязь двух данных компонентов, так коммуникативные
технологии обучения могут стать факторами, влияющими на развитие устной
диалогической речи младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные легли в основу
разработки комплекса упражнений по развитию диалогической речи младших
школьников, которые могут быть
применены педагогами т.е. теми людьми чья профессиональная деятельность связана
с детьми младшего школьного возраста. Практическая база исследования Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Хоронхойская средняя
общеобразовательная школа».
Логика исследования определяет структуру работы, включающую в себя
введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Проведение исследования по вопросу развития устной диалогической речи
младших школьников средствами коммуникативных технологий обучения позволило:
— сформировать общую
характеристику речи детей младшего школьного возраста;
—
проследить протекания процесса развития устной диалогической речи у младших
школьников;
—
проанализировать и сформировать понимание
сущности коммуникативных
технологий обучения как средства развития устной диалогической речи;
— выявить уровень развития устной диалогической
речи младших школьников на базе исследования;
—
применить на практике коммуникативные технологии с целью развития устной диалогической речи младших
школьников.
Критериями
устной диалогической речи для проведения эмпирической части исследования были
отобраны такие компоненты, как мотивация к вступлению в диалог;
умение вести диалог с собеседником для достижения общей цели; речевой этикет.
В качестве диагностического
инструментария были выбраны:
Во-первых, метод чтения незавершенной сказки в индивидуальном (малом
групповом) обследовании.
Во-вторых,
наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ
результата при помощи методики «Рукавички» Г.Л. Цукермана.
В-третьих,
адаптированная методика диагностики уровня сформированности
диалогической речи у детей младшего школьного возраста А.В. Чулковой.
Эмпирическая часть исследования
предполагала проведение констатирующей и контрольной диагностики, с последующим
сопоставлением данных, которое позволило выявить, что в ходе практической
работы с младшими школьниками посредством коммуникативных технологий обучения:
— повысился
высокий уровень мотивации к диалогической речи у младших дошкольников на 30% и на столько же понизился низкий уровень
данного показателя. Средний уровень по данному критерию остался не измененным.
— по показателю «умение вести диалог
с собеседником для достижения общей цели» изменились следующим образом: низкий уровень снизился вдвое, средний на 15%,
а высокий повысился 31%.
— уровень речевого этикета у младших школьников повысился более чем в семь
раз, средний уровень понизился в три раза, а низкий уровень сократился вдвое.
Таким
образом, поставленные перед нами задачи выполнены в полном объеме, гипотеза
исследования подтверждена, цель была достигнута.
Данная работа создает перспективы для дальнейших исследований
по поднятой проблематике, которые будут призваны разрабатывать и реализовывать
новые методы и средства развития устной диалогической речи младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Общая характеристика
речи детей младшего школьного возраста Основное исследовательское внимание в настоящей работе
направлено на такую категорию, как младшие школьники. Именно поэтому создается
необходимость рассмотрения общих
характеристик речи, характерной для данного периода.
Как видно из самого названия возрастного периода
«младший школьный возраст» он характеризуется обучением ребенка в младшей
школе, которое, как правило, приходится на возраст от 7 до 10-11 лет.
Вступление в данный возраст период знаменуется через прохождение кризиса семи
лет, когда ребенок разрешает противоречия предыдущего этапа и в результате чего
формируется такое новообразование как готовность к школе. Чаще всего данный
кризис разрешается к семи годам, и ребенок поступает в школу, иногда к шести, и
редко к восьми годам, в зависимости от его физического и психического здоровья [5, с. 131].
Стоит отметить, что поступление ребенка в школу
изменяет его социальную ситуацию, статус, а также окружение, что
непосредственно влияет на речевые и коммуникативные способности.
Полностью перестраивается сфера общения, которая имеет
два вектора: ребенок-взрослый и ребенок-ребенок. Отмечается, что учебная
деятельность в младшем школьном возрасте строится на сотрудничестве, которое
является одной из форм взаимодействия между людьми. Л.А. Першина акцентирует внимание на том, что
внутреннее содержание общения также видоизменяется, к примеру, общение со
взрослыми носит характер подчинения, что ведет к изменению поведения ребенка в
соответствии с предъявляемыми нормами и правилами, так же общение с взрослыми
перестает носить личный характер, а теперь больше опирается на контекстное
содержание, когда ребенку необходимо понять позицию взрослого и смысл его
вопросительных и иных обращений [25, с. 58]. Восприятие речи
учителя является главным пунктом для понимания смысла доносимых слов или
инструкций к действию, здесь отмечается, что слова обращенные учителем ко всему
классу не всегда воспринимаются как обращение и к нему, именно поэтому в
младшей школе учителю часто приходится использовать личное обращение к ребенку,
чтобы акцентировать его внимание.