Курсовая с практикой на тему Развитие у младших школьников внимательного отношения к объектам природы на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимательного отношения к объектам природы на уроках технологии 5
1.1. Особенности отношения к объектам природы у младших школьников 5
1.2. Роль уроков технологии в развитии внимательного отношения к объектам природы 10
Глава 2. Методические основы развития внимательного отношения к объектам природы на уроках технологии 17
2.1. Методика преподавания уроков технологии в начальных классах 17
2.2. Методика развития внимательного отношения к объектам природы на уроках технологии 22
Заключение 31
Список литературы 32
Введение:
Одной из важнейших стратегий воспитания на современном этапе раз-вития общества является бережное отношение к природе. Это обусловлено необходимостью предупреждения экологической катастрофы, надвигающей-ся на человечество. Ученые давно говорят о нарушении экологического рав-новесия, которое является следствием потребительского и варварского от-ношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Поэтому вопросы экологического воспитания подрастающего поколе-ния, результатом которого является бережное отношение к объектам живой и неживой природы, является важной и актуальной на всех ступенях образова-ния. Уже в дошкольном возрасте с раннего детства в детском саду у детей за-кладывает базовые нормы экологической культуры личности. Экологическое воспитание продолжается на протяжении всего периода детства. Главной за-дачей такого воспитания будет являться воспитание у детей младшего школьного возраста личностного отношения к природе, как жизненно важ-ной ценности, а также осознание ребёнком своего места в природе и своей роли в её сбережении и сохранении.
Формирование отношения к природе осуществляется в рамках эколо-гического образования, которое рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
Для формирования бережного отношения к объектам природы у младших школьников в рамках образовательной области «Технология» необходимо учитывать их предметно-практическую деятельность с учетом экологических и технологических знаний. В итоге у них должно сформиро-ваться позитивное отношение к экологическим проблемам и готовность к участию в их решении.
Объект исследования: отношение к объектам природы у младших школьников.
Предмет исследования: развитие внимательного отношения к объек-там природы на уроках технологии.
Цель исследования: изучение развития внимательного отношения к объектам природы на уроках технологии у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Описать особенности отношения к объектам природы у младших школьников;
2. Выявить роль уроков технологии в развитии внимательного отно-шения к объектам природы;
3. Проанализировать методику преподавания на уроках технологии в начальных классах;
4. Определить методику развития внимательного отношения к объек-там природы на уроках технологии.
Методы исследования: общенаучный (анализ литературы по теме ис-следования) и индуктивный (формирование выводов на основе анализа изу-ченной литературы).
Заключение:
На сегодняшний день для современного педагога главной задачей ста-новится воспитание всесторонне развитой, духовно-нравственной, творче-ской личности. Чтобы личность ребенка развивалась в полной мере, необхо-димо постоянно развивать ее творческие способности, умение анализировать и понимать окружающий мир.
Урок технологии ближе к жизни, всё, что изучил теоретически можно сделать своими руками, но любое дело требует от учащихся знаний эстетиче-ских законов. Все учебные изделия выбираются с учетом ряда психологиче-ских особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает ин-терес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятель-ности.
Правильно организованные условия труда не только оказывают непо-средственное воздействие на младших школьников, способствуют достиже-нию детьми высоких результатов в их занятии, но и активно формируют лучшие трудовые навыки и привычки, которые столь необходимы для них в любой сфере деятельности – и в учебе, и в труде.
Для формирования экологических знаний школьников в рамках обра-зовательной области «Технология» необходимо учитывать их предметно-практическую деятельность с учетом экологических и технологических зна-ний. В итоге у них должно сформироваться позитивное отношение к эколо-гическим проблемам и готовность к участию в их решении.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития внимательного отноше-ния к объектам природы на уроках технологии
1.1. Особенности отношения к объектам природы у младших школьников
В современном мире наиболее остро стоит проблема взаимодействия природы и человека, состояние окружающей среды вызывает тревогу в об-ществе. В связи с этой проблемой наиболее значимой и необходимой являет-ся деятельность педагогов начального звена. Несмотря на усиление экологи-ческой направленности содержания образования знания, умения и навыки не становятся личностно значимыми. Перед учителями начальной школы стоят важнейшие задачи: сформировать ценностное отношение к окружающей природе, экологическое сознание личности, главной же задачей является воспитание личностного отношения к природе, как жизненно важной ценно-сти, осознание ребенком своего места в природе и своей роли в ее сохране-нии.
Формирование системы ценностных отношений происходит в течение всей жизни человека, особое место принадлежит младшему школьному воз-расту. Вопросами формирования ценностного отношения к природе у младшего школьного возраста занимались.: М.Г. Казанцева, Л.П. Разбегае-ва, Н.А. Щуркова. Разработкой теоретических основ экологического образо-вания младших школьников занимались Л.Д. Бобылева, Н.Ф. Виноградова, А.А. Плешаков, А.Е. Тихонова и др. В работах этих авторов сформулирова-ны цели, принципы, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы. Психоло-гические исследования по вопросам взаимоотношения младшего школьника с природой проводили Н.Н. Вересов, С.Д. Дерябо, А.П. Сидельский и дру-гие [26].
Психологические особенности детей младшего школьного возраста та-ковы, что развитие психики происходит главным образом на основе веду-щей для них деятельности — учения. Включаясь в учебную работу, дети по-степенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований пред-полагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольни-ков.
Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им пси-хика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в под-ростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями.
В младшем школьном возрасте мир природы начинает играть все бо-лее значительную роль в психической жизни ребенка. Отношение к природе в этом возрасте становится более интенсивным. Так, если среди рисунков се-милетних детей на свободную тему природные пейзажи и изображения жи-вотных представлены в 25% рисунков, то к 8 – 9 годам число их увеличива-ется до 41% .
В младшем школьном возрасте происходит существенное изменение характера модальности отношения к природе. В процессе социализации ре-бенок преодолевает эгоцентризм, начинает четко отделять свое «Я» от окру-жающего мира, субъективное от объективного и т.д. Вследствие этого свой-ственный дошкольному периоду антропоморфизм разрушается. Младший школьник уже перестает считать природные объекты субъектами, наделен-ными собственным внутренним миром, последовательно дифференцирует сферы «человеческого» и «не человеческого».
Тем не менее, с разрушением антропоморфизма разрешение устано-вочного аспекта субъектного восприятия не происходит, качественно меняет-ся лишь его обусловленность. Расширение жизненного опыта младшего школьника приводит к тому, что природные объекты в процессе взаимодей-ствия с ними все больше и больше открываются ему как субъекты.