Коррекционная педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, представлений о живой и неживой природе по средствам экскурсий.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости представлений о живой и неживой природе 5
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся с умственной отсталостью 5
1.2. Особенности представлений о живой и неживой природе у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 11
Глава 2. Практические основы изучения проблемы развития у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости представлений о живой и неживой природе посредством экскурсий 18
2.1. Возможности экскурсий для развития представлений о живой и неживой природе у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 18
2.2. Методическая работа по развитию у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости представлений о живой и неживой природе посредством экскурсий 25
Заключение 30
Список литературы 32

 

  

Введение:

 

На сегодняшний день современная система специального образования характеризуется усилением внимания к проблеме формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья экологической культуры. Это обусловлено, прежде всего, тем, что природа представляет собой наиболее важный фактор развития нравственных и интеллектуальных потенциалов ребенка. Овладение детьми представлениями о живой и неживой природе базируется на наблюдениях, вопросах и ответах, на обобщении чувственных образов. Младшие школьники с нормальным психофизическим развитием довольно осознанно и активно вступают во взаимодействие с природными объектами, что содействует формированию у них экологической грамотности. В числе природных объектов широко представлены и те, которые относятся к неживой природе.
Вопросы, касающиеся экологического воспитания здоровых детей, изучены в различных аспектах. В свою очередь, в олигофренопедагогике крайне мало трудов, раскрывающих специфику коррекционной работы по формированию у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости экологической грамотности, умений отделять живое от неживого, устанавливать и характеризовать место человека в экосистеме. Практически не раскрыта методика развития у этих учащихся представлений о живой и неживой природе, ее влиянии на жизнь и деятельность людей.
Экологическое воспитание школьников с умственной отсталостью осложнено в силу объективных причин. Такие дети, имея системное недоразвитие речи, грубое нарушение познавательной сферы, затрудняются устанавливать любые контакты. В результате познание окружающей действительности резко ограничивается.
Таким образом, у учащихся с умственной отсталостью недостаточно развиты представления об окружающем мире. Дети не вникают в суть вещей, не делают обобщений. Эти школьники не могут самостоятельно приобрести знания о предметах и явлениях, стоящих вне рамок их личного опыта. В распоряжении учащихся недостаточно языковых средств для общения, приобретения практических навыков и знаний.
Развитие у учащихся с легкой степенью отсталости умений взаимодействовать с социальной и природной средой относится к числу их особых образовательных потребностей. Удовлетворение этой потребности является задачей всех специалистов школы.
Особая роль в ознакомлении детей с живой и неживой природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий школьники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.
Бесспорно, дефицит социального опыта, недостаточные, а подчас искаженные, представления об объектах живой и неживой природы оказывают негативное влияние на характер адаптации ребенка к новым условиям. Это проявляется в отрицательном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в какой-либо жизненной ситуации. В ходе образовательного процесса следует создать все необходимые условия, позволяющие усилить роль чувственного познания ученика, обогатить его личный опыт, а также обеспечить систематизацию чувственных образов об окружающих природных и социальных явлениях. Этим и объясняется актуальность нашего исследования.
Проблема исследования – каковы педагогические условия для развития представлений школьников с легкой степенью умственной отсталости об объектах живой и неживой природы в процессе проведения экскурсий?
Цель работы – теоретическое рассмотрение основ развития у учащихся с легкой степенью умственной отсталости представлений о живой и неживой природе посредством экскурсий и организация педагогической работы по решению данной проблемы.
Задачи работы:
1) Изучить психолого-педагогические особенности учащихся с умственной отсталостью;
2) Выявить особенности представлений о живой и неживой природе у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
3) Рассмотреть возможности экскурсий для развития представлений о живой и неживой природе у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
4) Описать методическую работу по развитию у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости представлений о живой и неживой природе посредством экскурсий.
Объект исследования – представления о живой и неживой природе у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования – процесс развития представлений о живой и неживой природе у учащихся с легкой степенью умственной отсталости посредством экскурсий.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что экскурсии будут эффективным средством в развитии представлений о живой и неживой природе у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Методы исследования: изучение и анализ методической и научно-практической литературы, обобщение данных.
Практическая значимость: предложенная методическая работа по развитию представлений о живой и неживой природе у учащихся с легкой степенью умственной отсталости средствами экскурсий может использоваться в практике обучения младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) При легкой степени умственной отсталости дети обычно обучаемы. В течение всего школьного возраста они могут при надлежащих усилиях со стороны педагогов и родителей освоить программу до пятого класса включительно.
2) Представление о природе у умственно отсталых детей имеет специфику как в изучении области живой природы, так и неживой природы (с трудом дают характеристику живым и неживым организмам, имеются трудности в классификации объектов живой и неживой природы, при установлении причинно-следственных связей и т.д.).
3) Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами общеобразовательного учреждения. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованием жизни и как природа служит им. Там же дети знакомятся с животными, растениями и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
Нами была предложена методическая работа по развитию у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости представлений о живой и неживой природе посредством экскурсий. К формам работы мы отнести: наблюдения, дидактические и подвижные игры, организация опытов, проектная деятельность.
Мы считаем, что коррекционно-развивающее обучение улучшится с введением практических действий, и этому отлично способствует организация экскурсий.
Для достижения коррекционного эффекта нужно осуществлять предварительный отбор практических действий и разработать систему их использования (порядок и последовательность введения их в учебный процесс, соотнесение со знаниями, требующими коррекции).
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка с умственной отсталостью положительное отношение к предметам и явлениям природы, так как зачастую дети не понимают всю суть и важность бережного отношения к природе. Общение детей с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными, позволяющие научить классифицировать и понимать, что относится к живой природе, а что к неживой. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе и всему живому.
Целью нашей работы было теоретическое рассмотрение основ развития у учащихся с легкой степенью умственной отсталости представлений о живой и неживой природе посредством экскурсий и организация педагогической работы по решению данной проблемы.
Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи: изучили психолого-педагогические особенности учащихся с умственной отсталостью; выявили особенности представлений о живой и неживой природе у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости; рассмотрели возможности экскурсий для развития представлений о живой и неживой природе у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости; описали методическую работу по развитию у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости представлений о живой и неживой природе посредством экскурсий. Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости представлений о живой и неживой природе
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся с умственной отсталостью
Психология умственно отсталых детей является одной из отраслей психологии, изучающей специальный объект – ученика коррекционной школы. В ранних публикациях умственно отсталых детей называли слабоумными, а в соответствии с нынешней терминологией — это дети со сниженным интеллектом, имеющие трудности в обучении, с особыми нуждами — это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы [9, с. 56].
Понятие умственно отсталый ребенок, принятое в специальной психологии и коррекционной педагогике, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, нарушая их функции и строение. Все это обусловливает возникновение у ребенка разнообразных выраженных отклонений, которые обнаруживаются во всех видах его психической деятельности, особенно резко в познавательной.
Рассмотрим понятие умственной отсталости в разных источниках. Умственной отсталостью называют качественное изменение всей психики, всей личности в целом, что является результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы [9, с. 35].
Умственная отсталость – это недоразвитие психики общей направленности, но с преобладанием дефекта в интеллектуальной сфере, которое наступает в раннем развитии [17, с. 89].
Э. Сеген, один из классиков олигофренопедагогики, отмечал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального воспитания и обучения, ничего «не знает», «не хочет», «не может». При этом придавал главное значение отсутствию каких-либо желаний, стремлений, потребностей. Он пишет, что умственно отсталый ребенок многое бы смог и узнал, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений.
Профессор Л.В. Занков, характеризуя облик умственно отсталых школьников, также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности [10, с 246].
Под «умственной отсталостью» принято понимать врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Само понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «деменция» и «олигофрения». Деменция – это стойкое ослабление познавательной деятельности, которое сочетается со снижением критичности, упрощением эмоций, ослаблением памяти. О деменции говорят, если заболевание, что привело к ней, началось в возрасте старше двух-трех лет. В отличие от олигофрении деменция носит парциальный (локальный) характер поражения. По М.С. Певзнер деменция бывает: эпилептическая, органическая, шизофреническая. Олигофрения является особой клинической формой умственной отсталости, характеризующей общее необратимое недоразвитие мозговых структур. Структура дефекта при олигофрении характеризуется иерархичностью и тотальностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии абсолютно всех нервнопсихических функций. Иерархичность в преимущественном недоразвитии познавательных функций и абстрактного мышления [16, с. 97].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы