Методика преподавания технологии в начальных классах Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие у младших школьников познавательных интересов на уроках технологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 Проблема познавательной активности в педагогике 5

1.2 Особенности развития познавательного интереса у младших школьников 10

ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 17

2.1 Методика использования педагогических технологий для развития познавательного интереса на уроках технологии 17

2.2 Анализ методических приёмов развития познавательной активности при обучении технологии в начальной школьной школе 24

2.3 Методика применения средств обучения на примере наглядных пособий на уроках технологии в начальной школе 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

  

Введение:

 

Большинство учебных предметов, которые преподаются в школе, занимают активную позицию в педагогике развития. Положение некоторых предметов, в соответствии с современной системой образования, является уникальным, где они играют роль «мостов» между естественными и общественными науками.

Как известно, в обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Модернизация содержания образования способствует акцентированию внимания на необходимость формирования у школьников познавательной активности, способности к целеполаганию и самостоятельному достижению результата у учащихся в нестандартных ситуациях. Структура образовательных целей школьных дисциплин выстроена с учётом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает усвоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретённых знаний и умений в равной степени.

Как известно, использование активных методов познавательной деятельности способствует более глубокому усвоению учебного материала, выработке лично значимой и обоснованной оценки географического явления, события, помогает выбрать ориентир в жизненном выборе школьников. Развитие познавательных способностей представляет достаточно длительный процесс. Именно поэтому система педагогической работы по активизации этой деятельности должна строится с учётом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развития творческих способностей учащихся. И здесь очень важную роль играют педагогические приёмы и методы, используемые учителем.

Большую роль в активизации познавательного интереса младших школьников играет такой учебный предмет как технология. Актуальность данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть методы и приёмы на уроке, способствующие активизации познавательной активности и интереса школьников в процессе изучения технологии.

Цель работы – выделить методические особенности развития познавательных интересов младших школьников в процессе изучения технологии.

Объект исследования – изучение технологии в начальной школе.

Предмет исследования – методика развития познавательных интересов у младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе занятий технологией будет эффективным если: 1) будут соблюдены условия, направленные на развитие познавательной активности у младших школьников; 2) учитель целенаправленно и систематически будет использовать разнообразные педагогические технологии, методические приёмы и средства обучения, способствующие развитию познавательного интереса на уроках технологии.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть проблему познавательной активности в педагогической науке.

2. Выявить особенности познавательного развития в младшем школьном возрасте.

3. Выделить методические особенности педагогических технологий и средств обучения для развития познавательного интереса на уроках технологии.

4. Проанализировать методические приёмы, способствующие развитию познавательного интереса при обучении технологии в начальной школе.

Для решения задач были использованы следующие методы: изучение различных литературных источников по теме исследования, обобщение материала педагогов-практиков. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, изучив различные литературные источники, были решены задачи, поставленные в начале нашего исследования. Так, рассмотрев проблему познавательной активности в педагогической науке, были выделены определения познавательной активности с позиции разных авторов. В нашей работе под познавательным интересом использовалось определение Г.И. Щукиной, согласно которому познавательный интерес представляет избирательную направленность личности, которая обращена к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Были выявлены особенности познавательного развития в младшем школьном возрасте. Сюда относят: проведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный настрой учебного процесса, максимальная зависимость от активной умственной деятельности младших школьников, мастерство учителя и его методическая подготовка.

В процессе решения задач были выделены методические особенности педагогических технологий и средств обучения для развития познавательного интереса на уроках технологии. Необходимо отметить, что активные методы обучения могут обеспечить активность и разнообразить не только мыслительную, но и практическую деятельность учащихся. Благодаря активизации этих процессов, младшие школьники, в процессе обучения технологии, могут формировать такие навыки и качества, которые необходимы современному человеку. А для этого учителю, разрабатывая урок, необходимо с особой ответственностью и методическим профессионализмом выбирать и использовать на уроке тот метод активного обучения, который позволит добиться наиболее высоких результатов в обучении детей.

В процессе изучения литературных источников, было выявлено, что наглядные пособия позволяют сделать уроки технологии более интересными и разнообразными, облегчают усвоение сложного материала по предмету. Так как роль наглядности в процессе обучения школьников велика, многие педагоги самостоятельно разрабатывают учебные наглядные пособия. Это вполне естественно, ведь постоянное изменением образовательных стандартов и совершенствование методики обучения по технологии, требует более современных методов и средств, с помощью которых можно было бы обучать детей.

В ходе анализа методических приёмов, способствующих развитию познавательного интереса при обучении технологии в начальной школе были выделены наиболее эффективные и интересные для учащихся с учётом их возрастных особенностей.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель работы выполнена.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Проблема познавательной активности в педагогике

Одной из наиболее важных проблем современного образования считается проблема формирования познавательной активности школьника. Эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения определяет степень развития познавательной активности младшего школьника.

В истории русской педагогической практики обучения возникновение проблемы познавательной активности школьников к учению было вызвано требованиями жизни. Решение актуальных проблем развития просвещения исторически зависело от социально-экономических изменений того или иного периода времени.

К решению возникающих проблем просвещения в России были привлечены образованнейшие для того времени люди, которые перенимали передовые идеи европейской педагогики: И.И. Бецкой и Ф.И.Янкович.

И.И. Бецкой считал, что нужно создать сословные учебные заведения, где можно вырастить «новую породу людей», которые бы выражали новое отношение к природе человека. Он считал, что невозможно пробудить природу ребёнка, не вызвав интерес детей к занятиям, их положительные эмоции к учению. Однако идеи И.И. Бецкого так и не были реализованы.

Следующий поиск наиболее адекватной системы обучения требованиям того времени осуществлял Ф.И. Янкович, который выступал за то, чтобы в обучении всегда присутствовали элементы занимательности, игры, которые бы оживляли уроки [24].

Н.И. Новиков также прослеживал линии связи интереса с нравственным воспитанием. Он полагал, что условие формирования интереса состоит в познании учителем сил и возможностей ребёнка, при которых он наблюдает за занятиями «по натуральному побуждению», что может выражаться через интерес и внимание к изучаемому.

В.Ф. Одоевский разграничил любопытство и любознательность. Он считал, что характерное детям любопытство при нужном руководстве способно превратиться в любознательность, в стремление к знанию, которое будет совершенствовать умственную самостоятельность.

К.Д. Ушинский в педагогической теории проанализировал проблему интереса, а также обосновал интерес к учению. В педагогической теории К.Д. Ушинского глубокая психологическая основа и проблема интереса усилены за счёт внимания к развитию детей. К идее пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на основе его полной свободы привела обострённая критика обучения и воспитания [1].

Л.Н. Толстой также затронул этот вопрос в своих работах. Он полагал, что интерес ребёнка способен открыться лишь в тех условиях, которые не будут стеснять проявление его возможностей. Важнейшим условием проявления интереса является создание на уроке естественной и свободной атмосферы, которая будет вызывать подъем душевных сил ребёнка.

По мнению Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского, воспитание, опирающееся на разумную свободу ребёнка, способствует развитию его интересов и любознательности, укрепляет его ум и волю [4].

Идеи по проблеме познавательной активности в обучении отразились в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. Самое серьёзное внимание к проблеме интереса в обучении уделял С.Т. Шацкий. А.С. Макаренко раскрыл некоторые методические приёмы для поддержания и развития интереса: подсказку, постановку интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д. Он считал, что вся жизнь ребёнка должна быть пронизана интересом, и содержание образовательной работы определяется только лишь детским интересом.

Сегодня востребован такой человек, который не только потребляет знания, но и умеет их добывать. Широты интереса требуют от нас нестандартные ситуации современной действительности. Интерес к познаниям, или познавательная активность — особый вид интереса. Его область — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

В философии понятие активности рассматривается как универсальное, всеобщее свойство материи, выступающее в одних случаях мерой направленного действия»; в других — «возбуждённым состоянием объекта, обусловливающим обратное воздействие на действие», а в-третьих — «способностью материальных объектов вступать во взаимодействие с другими объектами».

В психологии активность рассматривается как деятельность, активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

В педагогике активность рассматривается как сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками, включая пользование в дальнейшей работе и практической деятельности [8, с.176].

В педагогическом процессе главную роль играет познавательная активность. Согласно И.В. Метельскому, познавательная активность — это активная направленность, которая связанна с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, а так же преодолению трудностей, созданием успеха и с самовыражением развивающейся личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы