Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 6
1.1. Теоретические подходы развития творческой активности детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Изменение образовательной парадигмы, которое заключается в переходе к личностно-ориентированной модели обучения, а также появление новых образовательных стандартов, предполагает кардинальную перестройку всего образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие каждого ребенка, и подготовка к быстро изменяющейся жизни в условиях быстрого развития науки и техники, ставит проблемы развития творческих способностей детей на важное место при развитии личности.
Развитие современного общества так же предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и проблемы. В связи с этим перед дошкольным учреждением стоит важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего поколения.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
И одним из самых популярных направлений на сегодняшний день в дошкольном воспитании считается рисование нетрадиционными техниками. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности может приобрести творческий характер, если у детей сформированы эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, а также, если дети овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Степень разработанности проблемы. Педагогическая психология имеет ряд фундаментальных работ, которые посвящены изучению творческой активности дошкольников. Среди них общие вопросы сущности творческих способностей раскрываются в трудах таких исследователей, как С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, К.С. Платонов и др.
Е. Торренс, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, В.Г. Кудрявцев и др. рассматривают в своих трудах аспекты проблемы художественно-творческих способностей.
Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и Д.Б. Эльконин указывают, что художественно-творческие способности являются важным компонентом общей структуры личности ребенка, а их развитие дает возможность развивать его личность в целом.
Что касается нетрадиционных техник рисования, то существуют исследования по их использованию в детском саду С.К. Кожохиной, С. Погодиной, А. Ярыгина.
Целью исследования является изучение нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию творческой активности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – предполагается, что процесс развития творческой активности дошкольников будет успешным, если на занятиях с применением нетрадиционных техник рисования дети будут учиться создавать различные образы и иметь необходимые условия для своей творческой деятельности.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические подходы развития творческой активности детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить факторы, влияющие на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом курсовой работы является процесс творческой активности детей дошкольного возраста. Предметом выступает использование нетрадиционных техник рисования для развития творческой активности детей дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Д. Гилфорд, В. Лоуэнфельд, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов), психолого-педагогическая теория деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Труды Л.В. Артемовой, Н.Ф. Сорокина, раскрывающие системный подход к формированию личности дошкольника.
Структурно работа определяется целью и задачами исследования, состоит из введения, трех параграфов, заключения, библиографии и списка определений, обозначений и сокращений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в курсовой работе сделан анализ развития творческой активности старших дошкольников. Раскрыта сущность понятия «творчества» и «творческих способностей», описанные различные механизмы по развитию творческой деятельности дошкольников.
Развитие творческой активности детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. На значение творческой активности, воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста обращали внимание практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития, в их числе В. Штерн, Д. Дьюи, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. Многие педагоги современности 3.И. Теплова, А. В. Шестакова, Д. И. Воробьева, Л. В. Костина, Т. Н. Доронова.
С формированием общего уровня развития ребенка происходит рост самостоятельных форм поведения. При этом важно понимать, что творческая переработка ранее пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, которая будет отвечать увлечениям самого ребенка, находит свою реализацию именно в творческой деятельности.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Рассматривая проблему развития творческой активности детей, необходимо в первую очередь определить содержание этого понятия. Зачастую творческая активность отождествляется со способностями к разным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, или сочинять стихи и музыку.
Однако следует рассмотреть понятие творческой активности более детально. Творческая активность имеют тесную связь с творческой деятельностью, которая представляет собой такую деятельность человека, в результате которой создается что-либо новое, например, предметы внешнего мира. Либо творческую деятельность понимают как строение мышления, которое приводит к новым знаниям о мире, либо как чувство, которое отражает новое отношение к действительности .
Известный психолог Л.С. Выготский, определяет понятие творческой деятельности как любую деятельность, которая создает что-либо новое. При этом автор говорит о том, что творчество является необходимым условием существования, а все, что окружает человека, является продуктом его творческого процесса .
Психолог Н.Н. Палагина предлагает понимать творчество как механизм продуктивного развития, не считая «новизну» определяющим критерием творчества .
Что касается взгляда на творчество таких практиков как В.А. Сухомлинский , В.Ф. Шаталов и др., то они предлагают понимать творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда происходит развитие самобытности и индивидуальности каждого ребенка.
В своих работах Г.В. Андреева определяет творческую личность как такую, для которой характерна стойкость и высокий уровень направленности на творчество, мотивационно-творческая активность, позволяющая в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей достигать прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в каком-либо виде деятельности .
Большинство педагогов и психологов соглашаются с тем, что творческая личность представляет индивида, владеющего высоким уровнем знаний, имеющего стремления к чему-то новому и оригинальному. Для такой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения наиболее характерным.
Так же отечественные авторы говорят о том, что главным показателем творческой личности является наличие творческих способностей, которые необходимо понимать как индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. При этом отмечается, что творческие способности напрямую связаны с созданием нового и оригинального продукта, либо с поиском новых средств деятельности .
Таким образом, мы можем определить понятие творческой активности как синтеза индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (среди них изменения в мышлении, восприятии и т.п.), которые возникают в процессе новой для индивида деятельности и приводят к ее успешному выполнению и появлению нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.д.) .
Необходимо отметить, что в психологии существует несколько подходов к проблеме творческих способностей. Рассмотрим три основных подхода, которые можно сформулировать таким образом:
1. Психологический подход, говорящий о том, что творческих способностей как таковых не существует. Сторонники данного подхода, среди которых А. Маслоу, А. Олох, Д.Б. Богоявленская и др., указывают, что интеллектуальная одаренность является необходимым, однако не достаточным условием для творческой активности личности. Авторы так же говорят о том, что главная роль в детерминации творческого поведения отводится мотивации, ценности и личностным чертам. Что касается основных черт творческой личности, то исследователи относят к ним когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Однако стоит отметить, что концепция Д.Б. Богоявленской слегка выделяется на общем фоне исследований. Автор вводит понятие «креативная активность личности», говоря о том, что такая активность является определенной психической структурой, которая присуща креативному типу личности. По мнению исследователя, творчество представляет ситуативно нестимилированную активность, которая проявляется в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Так же отмечается, что креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от их вида деятельности .
2. Представители следующего подхода к проблеме творческих способностей, среди которых К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев, говорят о том, что творческая способность является самостоятельным фактором, который не зависит от интеллекта человека. Авторы указывают, что нет творческой личности с низким интеллектом, однако встречаются интеллектуалы, имеющие низкий уровень креативности .
3. Еще один подход говорит о том, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы