Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Развитие творческого воображения старших дошкольников в режиссерской игре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЕ 5
1.1. Понятие творческого воображения, его особенности у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Режиссерская игра и её особенности у старших дошкольников 10
Выводы по главе 1 20
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЕ 21
2.1. Анализ опыта работы практикующих воспитателей по организации «режиссерских игр» 21
2.2. Разработка упражнений по развитию режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте с целью развития творческого воображения 26
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

 

  

Введение:

 

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6-7 лет — характеризуется тем, что ведущей деятельностью детей является игра, что имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте формируется внутренняя жизнь ребенка и его личность. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть, как взрослый» и подражать ему. Дошкольник начинает сознательно контролировать свое поведение и учится действовать правильно (по правилам). Это возраст интенсивного становления социальных потребностей и самосознания ребенка, его отношения к другим людям и к самому себе. В этот период складываются первые морально-этические представления ребенка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. В целом, это возраст активного взросления ребенка и его социального и личностного развития.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), творческое развитие ребенка должно осуществляться в процессе формирования его творческого воображения, потребностей и опыта (эмоций и чувств, взглядов, вкусов, идеалов, интересов) как основы активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности [1].
Через реализацию выдвинутых задач ФГОС ДО, ребенок входит в мир практической и духовной деятельности человека, развивается его потребность в реализации творческого потенциала.
ФГОС ДО направлен на решение определённых задач, в том числе на создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Согласно целевым ориентирам ФГОС на этапе завершения дошкольного образования ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
Проблема игры широко освещена в научно-методической литературе (в работах Д.В. Менджерицкой, Л.П. Усовой, А.И. Сорокиной, Г.И. Жуковской, В.Г. Нечаевой и других авторов-классиков), в современных разработках, в частности Л.В. Артемовой, во многих статьях педагогов-практиков и методистов, которые печатаются в журналах «Дошкольное воспитание», «Палитра педагога» и других педагогических изданиях. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, о законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умения держаться в обществе.
Режиссерская игра мало используется в практике работы воспитателей, ей уделяется недостаточно внимания, по мнению Е. Е. Кравцовой «режиссерская игра это воображение в действии», она является начальной ступенью развития игры, за ней развивается образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, она завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр.
Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность ребенка, в которой он проявляет себя и видит результаты своих действий. Играет малыш всегда по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса, а не его результата.
Режиссерская игра раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной сфере. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности.
Проблема исследования: при создании каких педагогических условий режиссерская игра будет способствовать развитию творческого воображения старших дошкольников?
Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: организация режиссерских игр у старших дошкольников
Цель: теоретическое обоснование необходимости использования режиссерской игры для развития творческого воображения для детей старшего возраста.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие творческого воображения, его развития у детей старшего дошкольного возраста.
2) Описать особенности руководства «режиссерской игрой» у детей разного возраста.
3) Провести анализ опыта работы практикующих воспитателей по организации «режиссерских игр».
4) Разработать серию упражнений по развитию режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2) Сравнение и анализ
3) Обобщение и систематизация полученной информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Воображение — это умение видеть целое раньше частей и способность переносить функции с одного предмета на другой, который подобными функциями не обладает. Как самостоятельная функция возникает у ребенка после 3 лет. До этого возраста существует внутри других психических функций. Первое условие возникновения воображения связано с полноценным эмоциональным общением взрослых с ребенком в первый год его жизни. Второе условие — предметно-манипулятивныя деятельность (познание свойств, развитие моторики, выделение ключевого действия и усвоение начальных форм детской речи). Третье условие — самосознание.
Тематика и содержание режиссерских игр имеют нравственную направленность, формируют вкус ребенка, приносят огромную пользу для духовного воспитания, способствуют творческому развитию. Как и другие игры, режиссерская игра имеет социальную природу и строится по представлениям детей о жизни взрослых. Перед ребенком раскрываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Режиссерская игра имеет важное значение как для психического, так и для социального развития ребенка дошкольного возраста. Режиссерская игра — средство воспитания гуманного отношения к сверстникам как части социального окружения ребенка — дошкольника, что, как в зеркале, отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.
Развитие воображения у детей 6-7 лет в ходе режиссерской игры подразумевает следующие этапы:
1. Объединяем как можно больше предметов (20-25 предметов). Отличие от прежней возрастной группы — командная работа, соревнование, сотрудничество, совместную деятельность
2. Индивидуальные режиссерские игры со следующими заданиями:
самостоятельная игра; показ истории, рассказанной другим; окончание незнакомой сказки
3. Сочиняем сказки совместно (5-6 авторов) — по вечерам, при свече, например.
4. Один ребенок придумывает историю и изображает ее с помощью кубиков/игрушек. Другой должен сам или со взрослым угадать и рассказать/показать. Это в параграф 2.2
Режиссерские игры развиваются с предметно-отображающих игровых действий ребенка в процессе общения со взрослыми, усвоения предложенных ими простых сюжетных образцов. Главным условием дальнейшего развития режиссерской игры является формирование навыков совместных действий и умение согласовывать замысел, подбирать игрушки и атрибуты, распределять роли, согласовывать действия. Режиссерские игры могут быть индивидуальными и совместными. Важное значение для организации режиссерской деятельности детей и руководства ею имеет определения содержания, функционального назначения, специфики речевых задач в каждом из ее видов.
Каждый из видов режиссерской деятельности ставит свои приоритетные речевые задания. В режиссерской игре обогащается и активизируется словарь детей, формируется умение самостоятельно составлять, создавать собственный сюжет, подбирать подобающее речевое оформление для реализации замысла, идеи. Следовательно, значение режиссерских игр трудно переоценить.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЕ

1.1. Понятие творческого воображения, его особенности у детей старшего дошкольного возраста

Актуальной проблемой современной педагогики и психологии выступает развитие детского творчества, что ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Для развития современного общества нужны не только знающие люди, но и творчески осознающие свое дело, с высокими творческими способностями и умением применять их на практике. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.
Следовательно, формирование творческой личности, которая способна оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и креативно является важной задачей современного образования. Неотъемлемым свойством креативной личности является творческое воображение, сензитивным периодом, для развития которого обоснованно считается дошкольный возраст.
Анализ научных исследований дает основания утверждать, что младший дошкольный возраст характеризуется появлением воображения, дошкольный возраст является сензитивным для его развития, а в старшем дошкольном возрасте дополняется творческим воображением. Таким образом, есть все основания считать, что именно старший дошкольный возраст является исключительно важным для формирования и развития творческого воображения личности. В то же время следует констатировать, что не все аспекты формирования и развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста изучены достаточно широко и основательно. В частности, вне поля зрения исследователей остались проблемы специфики психолого-педагогических условий развития творческого воображения старших дошкольников.
Развитие воображения и творчества детей на разных возрастных этапах ученые относят к важным проблемам современности. Соответственно, ученые называют воображение «универсальная человеческая способность», «психологическая система», «центральное психологическое новообразование», которое в начальные годы жизни составляет основу творческой уникальности и развитой личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьева, Е.В. Ильенков, Д.Б. Эльконин, Г.Г. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, В.С. Мухина и др.). Ученые утверждают, что именно воображение является предпосылкой эффективного усвоения знаний, становления и саморазвития личности и в определенной степени влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Анализ вышеуказанных научных наработок по проблеме развития личности убедительно показывает, что творчество является важной характеристикой личности. В развитии творчества важное место отводится дошкольному возрастному периоду, который зависит от условий жизни, общения с окружающими, психологических процессов личности, совокупности определенных физиологических признаков и тому подобное.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется довольно насыщенно. Данная мысль подтолкнула ученых к размышлениям о возможности отнесения воображения к таким детским способностям, которые могут с годами терять свою силу.
В то же время, очень значительное количество исследований посвящено изучению вопроса формирования и развития воображения и личности именно с привязкой к определенному возрастному периоду. Отметим, что психологические особенности каждого возрастного периода концентрированно выражаются в возрастных новообразованиях.
На основании анализа вышеуказанных наработок, центральным психологическим новообразованием в дошкольном возрасте выступает воображение ребенка, а в старшем дошкольном возрасте – творческое воображение (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Палагина т. п.).
Г. Селье воображение относит к одной из ведущих характеристик творческой личности. Ученый утверждал, что большинство открытий, которые считают случайными, были открыты благодаря воображению, которое имеет главную особенность – схватывать и создавать разнообразные картины из любого случайного наблюдения [15].
Поэтому, считаем целесообразным дать подробную характеристику месту творческого воображения на протяжении дошкольного детства.
Л.С. Выготский утверждает, что именно воображение является центральным психологическим новообразованием в дошкольном возрасте [4].
Согласно с этим, было выделено четыре стадии развития воображения:
1) переход от пассивного воображения к творческому;
2) творческое воображение характеризуется таким процессом, как анимизм, или одухотворение предметов;
3) третья стадия характеризуется игрой. Игры делятся на два типа:
экспериментальные (дают определенные знания и объясняют природу вещей) и творческие (главная роль);
4) возникает романтическое творчество (в основном данный этап составляют образы).
Значительное внимание ученых к указанной проблеме привело к неоднозначности понимания развития воображения в период дошкольного возраста.
Воображение, как и все другие психологические функции способно подвергаться изменениям, ориентируясь на возраст и развитие ребенка.
Исходя из охарактеризованного понимания данной проблемы, ученые, изучавшие онтогенез психики, считали, что воображение ребенка намного ярче и оригинальнее воображения взрослого (В. Штерн, Д. Дьюи), другие, наоборот опровергали данное мнение, утверждая об относительности развития воображения у детей, которое можно сравнивать лишь с развитием других психических процессов (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).
Поэтому особенно значимым становится выявление специфики и развития творческого воображения в период дошкольного возраста, который является самый важный для закладывания основ и предпосылок его развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы