Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания математики

Курсовая с практикой на тему Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы обучение младших школьников рациональным вычислениям 4

1.1. Общая характеристика процесса развития младших школьников на уроках математики 4

1.2. Методические подходы к обучению младших школьников на уроках математики 7

1.3. Мышление, виды мышления, творческое мышление 16

Глава 2. Практические аспекты развития творческого мышления учащихся на уроках математики 29

2.1. Диагностика развития творческого мышления учащихся 29

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого мышления учащихся на уроках математики 31

Заключение 33

Список литературы 34

Приложение 38

  

Введение:

 

Современная система российского образования функционирует и раз-вивается в соответствии с теми ориентирами, которые задаются Федераль-ными государственными образовательными стандартами, разработанными для каждой ступени обучения. ФГOС содержат широкий перечень универ-сальных учебный действий – таких умений, которые обеспечивают обучаю-щемуся умение учиться и получать знания в систематизированном виде. В области математического образования ведущую роль играют такие резуль-таты, как творческое мышление. Данной проблеме уделяли внимание многие ученые и методисты, такие как М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истомина, С.Е. Царева, Т.Н. Тихоненко, А.В. Белошистая и др.

Объект исследования: процесс развития творческого мышления у младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческого мышления учащихся на уроках математики.

Цель исследования: изучить особенности развития творческого мыш-ления учащихся на уроках математики.

Задачи исследования:

1. Изучить общую характеристику процесса развития младших школь-ников на уроках математики

2. Проанализировать методические подходы к обучению младших школьников на уроках математики

3. Изучить мышление, виды мышления, творческое мышление

4. Проанализировать практические аспекты развития творческого мышления учащихся на уроках математики.

Практическая значимость исследования заключается в разработке определенных заданий для уроков математики, содержание которых направ-лено на формирование творческого мышления у младших школьников.

Структура исследования: работа представлена введением, двумя гла-вами, заключением, списком литературы и приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Математика в системе школьных предметов занимает особое место. Благодаря ей учащиеся получают необходимые знания, умения и навыки, ко-торые успешно применяются в курсе других школьных предметов. Для усво-ения математических знаний учащиеся должны прикладывать определенные волевые усилия, обладать воображением и мышлением, умением концентри-ровать свое внимание. Кроме этого, благодаря изучению математики, школьники расширяют свой кругозор. Несмотря на это, математика является одним из наиболее трудных предметов. Творческое мышление уникально и характерно для талантливых людей. Не каждый человек видит истину в себе больше, чем все остальные, и думает о происходящих изменениях.

Диагностика проводилась на базе СОШ, в котором обучается 20 уча-щихся по УМК «Школа России». Целью диагностики стало выявление уров-ня сформированности творческого мышления у младших школьников. Для диагностики нами была взята методика креативности Торренса. Общая сте-пень развития творческого мышления в классе на констатирующем этапе находится на среднем и низком уровне. Целью формирующего этапа опыт-но-экспериментальной работы стало использование на уроках математики упражнений, направленных на формирование творческого мышления у младших школьников. Целью контрольного эксперимента было выявление динамики в формировании творческого мышления. Общая степень развития творческого мышления в классе на повторном исследовании находится на среднем и высоком уровне. Мы видим, что программа по развитию творче-ского мышления на уроках математики дала положительные результаты.

Таким образом, формирование творческого мышления у младших школьников остаётся одной из главных задач начального обучения матема-тике, поскольку творческое мышление необходимо как в практической жизни человека, так и в учебной деятельности.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы обучение младших школьников рацио-нальным вычислениям

1.1. Общая характеристика процесса развития младших школьников на уроках математики

Математика в системе школьных предметов занимает особое место. Благодаря ей учащиеся получают необходимые знания, умения и навыки, ко-торые успешно применяются в курсе других школьных предметов. Для усво-ения математических знаний учащиеся должны прикладывать определенные волевые усилия, обладать воображением и мышлением, умением концентри-ровать свое внимание. Кроме этого, благодаря изучению математики, школьники расширяют свой кругозор. Несмотря на это, математика является одним из наиболее трудных предметов.

Вычислительные навыки лежат в основе изучения не только математи-ки, но и других школьных предметов. Благодаря им у обучающихся разви-вается память, внимание, умение рационально организовывать свою деятель-ность и другие качества, облегчающие образовательный процесс в изучении предмета. Кроме этого, вычислительные навыки имеют большое практиче-ское применение в жизни. Поэтому формирование вычислительных навыков у младших школьников является наиболее важной задачей в процессе обуче-ния математики. Кроме этого, актуальность решения данной задачи опреде-ляет научно-техническое развитие современного общества. Появляется большое разнообразие новых видов практической деятельности человека, идет процесс развития разных наук и производства, происходит совершен-ствование вычислительных инструментов и техники, наблюдается компьюте-ризация современного общества и так далее – все это придает большую зна-чимость формированию вычислительных навыков у младших школьников [6].

Следовательно, понятие «вычислительная культура» является одним из ведущих понятий в методике преподавания математики в школе. Поэтому, перед учителем математики стоит одна из главных задач обучения учебному предмету: сформировать у детей высокий уровень вычислительных навыков, основанных на принципах прочности и осознанности.

Е.А. Гребенщикова в качестве критериев сформированности вычисли-тельного навыка выделяет следующие:

1. Правильность. О высоком уровне сформированности данного критерия вычислительного навыка можно судить по тому, как ученик без-ошибочно находит результат арифметического действия над данными чис-лами, то есть верно выбирает и выполняет операции, составляющие приём. Если ребёнок иногда допускает ошибки в промежуточных операциях, это указывает на средний уровень развития правильности вычислительного навыка. Школьник может понимать суть математических действий, однако ошибки, допущенные в процессе вычислений, приводят к неверному резуль-тату. Ученик, который часто неправильно находит результат арифметическо-го действия, что может быть связано сразу с рядом причин (неспособность применять теоретические знания на практике, низкий уровень произвольного внимания, недостаточно развитая память), неверно выбирает и выполняет операции, определяется низким уровнем развития данного критерия вычис-лительного навыка [8].

2. Осознанность. Высокий уровень осознанности проявляется в том, что ученик понимает, на основе каких знаний выбраны операции и установ-лен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить процесс ре-шения и ход своих рассуждений. Когда ученик осознаёт, на основе каких теоретических знаний выполнены арифметические действия, однако затруд-няется в самостоятельном объяснении собственных суждений, можно охарак-теризовать его осознанность вычислительных навыков средним уровнем развития. Низкий уровень осознанности выражен отсутствием разумности в порядке выполнения операций и неумением понимать связь между теорети-ческими знаниями и практическим выполнением заданий.

3. Рациональность. Демонстрируя высокий уровень рациональности вычислительных навыков, ученик способен выбрать для конкретного случая более целесообразный приём вычислений, разумно используя свойства арифметических действий, то есть те операции, выполнение которых легче и быстрее других приводит к результату, способен видеть разные способы ре-шения одного задания. Ученик, чей критерий рациональности развит на среднем уровне, так же способен выбирать из множества вариантов решений более удобный в конкретном стандартом случае, однако при решении нети-пичных задач испытывает затруднения в самостоятельном поиске и выборе рациональных приёмов. Низкий уровень развития данного критерия прояв-ляется в неспособности ребёнка выделять во множестве вычислительных операций те, которые быстрее приведут к результату арифметического дей-ствия над данными числами, одной из причин этого может быть незнание или неумение пользоваться свойствами сложения, вычитания, умножения и деле-ния. Рациональность вычислительного навыка напрямую связана с его осо-знанностью.

4. Обобщённость. О высоком уровне сформированности данного критерия говорит способность ученика применить приём вычисления к большему числу примеров, перенести его на новые случаи нестандартного вида. Учащийся со средним уровнем развития обобщённости может приме-нять приём вычисления для большинства типовых ситуаций, однако в нети-пичном задании не способен сделать этого без подсказки извне. Ученик, чей критерий обобщённости развит на низком уровне, не может применять при-ём вычисления к большому числу случаев.

5. Автоматизм. Ученик с высоким уровнем развития данного крите-рия способен выделять и выполнять операции быстро, в свёрнутом виде, но осознанно и всегда может объяснить ход своих рассуждений. Средний уро-вень характеризуется тем, что школьник не всегда способен выполнить опе-рации с моментальной скоростью в свёрнутом виде. Если же ребёнок работа-ет медленно, подробно рассуждая о ходе решения и развёрнуто записывая его, когда этого уже не требуется, это говорит о неспособности сворачивать вычислительные операции и низком уровне развития автоматизма.

6. Прочность. Высокий уровень прочности проявляется в том, что ученик поддерживает степень выработанных вычислительных навыков дли-тельный временной период. Если сформированные вычислительные навыки сохраняются на непродолжительное время, это указывает на средний уро-вень развития данного критерия. Низкий уровень характеризуется тем, что сформированные у ребёнка вычислительные навыки быстро утрачиваются [11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы