Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие творческий способностей детей дошкольного возраста средствами народных промыслов.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей дошкольников 5

1.1 Характеристика понятия «творческие способности» 5

1.2 Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 14

1.3 Применение народного промысла в развитии творческих способностей у дошкольников 20

ГЛАВА II. Практические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами народных промыслов 25

2.1 Работа по развитию творческих способностей средствами народных промыслов 25

2.2 Анализ результатов исследования 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думай, и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры».

Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов.

По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать деятельность по изучению народных промыслов.

Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, занятие по изучению народных промыслов, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (JI.C. Выготский).

Объект исследования: развитие творческих способностей дошкольников.

Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников средствами народных промыслов.

Цель исследования: определить значение народных промыслов в развитии творческих способностей дошкольников.

Задачи:

— охарактеризовать понятие «творческие способности»;

— изучить развитие творческих способностей в дошкольном возрасте;

— рассмотреть возможности применения народных в развитии творческих способностей у дошкольников;

— охарактеризовать базу и методы исследования;

— проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, эксперимент.

База исследования: ДОУ № 766 г. Москва, 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Творческие способности — это те способности человека, которые помогают ему в преодолении стереотипов, а также способствуют выходу продукта ассоциаций в большом количестве.

Творчество – более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Посредством образцов народного искусства, педагог формирует в дошкольнике способность не только действовать по образцу, но и творчески применять опыт.

Для занятий творчеством используют методические разработки по рисованию («Гжельские узоры»), аппликации («Золотая Хохлома») и по лепке («Дымковская игрушка»). Конструирование орнаментов на занятиях декоративным рисованием вызывает, как правило, у дошкольников устойчивый интерес.

При этом развиваются чувство композиции и цвета, способности к анализу (выделение простых элементов узора из более сложных), воображение и творческая фантазия. Сочетание личностной ценности орнамента для ребенка и его объективного значения делает занятия декоративным рисованием одной из самых продуктивных форм организации изобразительной деятельности для детей.

В рамках формирующего эксперимента мы составили план занятий в подготовительной группе детского сада. Занятия проводятся один раз в неделю по 25-30 минут в экспериментальной группе. Всего было проведено 16 занятий.

Для проверки эффективности формирующего этапа психологического эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей подготовительной группы.

Результаты контрольного этапа исследования по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения народных промыслов позволили установить, что при создании условий у детей возможно эффективное развитие творческих способностей, а именно:

— работа не только в группах, но и с родителями воспитанников;

— тематические занятия: просмотр презентаций на тему «Народные художественные промыслы России»;

— демонстрация образцов народного декоративно-прикладного творчества (статуэтки и посуда с гжельской росписью, хохломская посуда, дымковская игрушка), чтение стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома»;

— игры «Найди отличия» и «Собери пазлы», направленные на запоминание цветовых и композиционных особенностей Гжели, Хохломы, Дымковской игрушки;

— использование методических разработок по рисованию («Гжельские узоры»), аппликации («Золотая Хохлома») и по лепке («Дымковская игрушка»);

— конструирование орнаментов на занятиях;

— занятия по лепке «Дымковская игрушка».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что средства народного промысла являются эффективным средством развития творческих способностей дошкольников.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Характеристика понятия «творческие способности»

Ученые различных отраслей науки проявляют в настоящее время большой интерес к проблемам творчества, хотя история изучения этой проблемы насчитывает не одну тысячу лет.

Обратимся к понятию «творчество», «творческий». Творчество – одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Анализ справочной педагогической и психологической литературы позволяет говорить о том, что «творчество» на сегодняшний день определяется достаточно многообразно. Краткий педагогический словарь определяет «Творчество – как деятельность человека, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей, предполагаемое у личности наличие способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» [4].

В наибольшем количестве случаев мы встречаем определение понятия творчества, как деятельности. Например, в БСЭ говорится: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественное, новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности» [6].

А. Я. Пономарев отмечает: «Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [24].

В философском словаре определение также подчеркивает, что результат творчества есть новый продукт: «Творчество – это деятельность

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы