Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1
Развитие творческих способностей как
психолого-педагогическая проблема 5
1.2
Деятельность педагога дополнительного образования в аспекте развития творческих
способностей младших школьников. 11
1.3
Основные аспекты усовершенствования системы развития творческой деятельности
младших школьников. 18
ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1
Констатирующий эксперимент. 23
2.2
Формирующий эксперимент. 25
2.3
Контрольный эксперимент. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
По своей уникальной способности
вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает первое место
среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания
человека.
Комплексный подход к
воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к
проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство
идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым
условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее
развития.
Актуальность проблемы
развития творческих способностей обусловлена необходимостью совершенствования
организации творческой деятельности учащихся младших классов в системе
дополнительного образования. Вследствие этого поиск новых современных приемов,
методов и способов для воздействия на младших школьников с целью развития их
творческих способностей выступает как актуальный и практически значимый аспект.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
развития творчества в системе дополнительного образования у детей младшего школьного
возраста?
Цель исследования: выявление педагогических условий развития
творчества в процессе конструирования из бумаги в системе дополнительного
образования у младших школьников.
Объект
исследования: процесс формирования творческих способностей у детей.
Предмет исследования: педагогические условия развития творчества
при работе с бумагой в технике «оригами» в системе дополнительного образования
у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческих
способностей у детей младшего школьного возраста при работе с бумагой в технике
«оригами» в системе дополнительного образования будет успешно развиваться,
если: 1) младшим
школьникам будут предлагаться интересные и доступные объекты для
конструирования; 2) будет
использоваться в систематической работе методика совместного творчества в
процессе конструирования; 3) будет
разработана система занятий по констуированию в технике «оригами», направленная
на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
В связи с поставленной
целью были определены и конкретизированы следующие задачи настоящего
исследования:
1) Проанализировать
основные теоретико-методологические подходы развития творчества младших
школьников как вида деятельности;
2) Определить
характерные особенности развития творчества детей в работе с бумагой;
3) Разработать
серию занятий, включающих в себя взаимодействие разных форм организации детей,
различных видов детской деятельности.
Теоретико-методологической
основой исследования служат идеи о развитии творческих способностей у детей Д.Б.
Богоявленской, Л.С. Выготского, А.Л. Журавлева, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева и
др.
Практическая значимость
исследования состоит в возможности применения выводов, полученных в работе, при
организации системы занятий по развитию творческих способностей у младших
школьников.
Заключение:
В настоящее время в российской системе дополнительного образования
основной ориентацией является интеграция в европейское образовательное
пространство. В данной связи является необходимой разработка творческой соответствующей
стратегии развития собственной системы образования, которая будет учитывать
особенности российских реалий и развивать реалистичные пути сближения с
европейской системой образования в образовательном процессе. Дополнительное образование является формой пересечения
интересов различных социально-профессиональных групп населения: работодателей, которые
являются непосредственными заказчиками системы дополнительного образования и
пользующиеся конечным продуктом; обучающихся и их родителей, которые получают
соответствующий образовательный ресурс для построения карьеры и обеспечения собственного
будущего; органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые формируют
и реализуют эффективную политику для оптимального социально-экономического
развития территории. Является известным фактом, что инновационные требования
образовательной парадигмы системы дополнительного образования ориентированы на
формирование стратегии обучения в течение всей жизни. В связи с чем
предусматривается решение следующих задач: 1) сравнимость профессиональной квалификации, полученных в
разных странах; 2) развитие механизмов признания квалификаций, которые
получены в ходе предыдущей трудовой деятельности, формального и неформального
обучения; 3) увеличение возможностей получения квалификаций путем
постепенного накопления так называемых зачетных единиц. Так, в динамичных экономических условиях необходимо
признать, что оценивание профессиональной компетентности внутри системы дополнительного
образования сталкивается с рядом объективных причин. Оценка квалификации
обучающихся и выпускников, то есть присутствие у них навыков эффективной работы
фактически совмещена с учебой. Подобное обстоятельство смещает акценты в самом
процессе оценки в сторону результатов обучения, что, как следствие, влияет на
достоверность данной оценки.
В данной работе было
проведено исследование развития творческих способностей у младших школьников в
системе дополнительного образования на тему «Развитие творчества в
конструировании из бумаги в технике «Оригами».
В теоретической части
работы были изучены теоретические аспекты развития детского творчества в
конструировании из бумаги в технике «оригами» у детей. Проблема детского
творчества была проанализирована с психолого-педагогической точки зрения. Среди
исследователей психологии до сих пор нет достаточно полного определения
творчества. На наш взгляд, ближе всех оказалось определение С. Рубинштейна,
который считал, что творчество – это деятельность человека, которая помогает в
создании новых общественно значимых материальных и духовных ценностей.
Среди педагогических
исследований детского творчества следует выделить следующие моменты. Как утверждает Т.Г. Казакова, анализ педагогических
исследований показывает разные подходы к организации и руководству детским
творчеством. А.В. Бакушинский, К.М. Лепилов делают упор на понимание стимулов
развития детского творчества и характер взаимоотношений между ребенком и
взрослым во время процесса.
Развитие
творчества основано на формировании простейших навыков работы с различными
материалами и получении элементарного опыта преобразования этих материалов.
Следовательно, у детей младшего школьного возраста происходит интенсивное
развитие творческого воображения, образного и дивергентного мышления.
Развитие
мелкой моторики тесным образом связано с развитием речи детей. Так как мелкая
моторика непосредственно связана с активностью полушарий головного мозга. У
детей младшего школьного возраста происходит расширение кругозора, словарного
запаса. Происходит формирование навыков самообслуживания.
В практической части опытно-экспериментального
исследования была проведена работа по определению уровня творческих умений в
поделках из бумаги в технике «Оригами». Констатирующий эксперимент был
направлен на выявление сформированных умений, способствующих конструкторской и
творческой деятельности.
На этапе формирующего
эксперимента была проведена серия занятий по оригами. Контрольный эксперимент
был направлен на выявление эффективности занятий по оригами. Вначале было проведено анкетирование родителей
и педагогического состава. Анкетирование выявило, что педагоги имеют достаточно
высокий уровень знаний и умений в области искусства оригами. Среди родителей
наблюдается недостаточно высокий уровень знаний об искусстве оригами и значении
в развитии младших школьников.
Мониторинг предполагал
исследовать такие показатели, как мелкую моторику рук, складывание бумаги по
инструкции педагога, ориентировку в пространстве, внимательность и усидчивость.
Первичная диагностика
выявила, что уровень творческих и конструкторских способностей у детей чуть
выше среднего. Общий уровень творческий умений в изготовлении поделок из бумаги
в технике «Оригами» был на среднем уровне 61,5%. Низкий уровень составлял 38,5%.
Высокий уровень составлял 0%.
Далее был проведен цикл
занятий, направленный на развитие творческих и конструкторских способностей у
детей в изготовлении поделок из бумаги в технике «Оригами». Цель данной
программы заключалась в ознакомлении детей с искусством оригами, во
всестороннем интеллектуальном и эстетическом развитии детей в процессе
овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа
конструирования из бумаги.
После проведения цикла занятий было проведено повторное
диагностирование, которое выявило положительную динамику роста творческих
способностей у детей при изготовлении поделок из бумаги в технике «Оригами».
Следовательно, данная программа в работе педагога системы
дополнительного образования обладает важной теоретической и практической
значимостью. Цель данной работы достигнута, задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1
Развитие творческих способностей
как
психолого-педагогическая проблема При анализе развития творческих способностей в младшем
школьном возрасте прежде всего следует отметить, что само по себе творчество представляет
собой деятельность, в результате которой создаются новые, оригинальные и более
совершенные ценности, которые обладают объективной либо субъективной
значимостью [2, с.16].
Сам феномен творчества, творческих способностей и вопросы
развития творческого потенциала исследуются в работах многих психологов и
педагогов. Так, в частности, проблема развития творческого потенциала и
способностей у детей младшего школьного возраста анализируется на системной
основе в работах Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.П.
Ильина, А.Н. Леонтьева, Д.В. Ушакова и др. [1, с.73]
Следует отметить, что в общем аспекте анализа все виды
творческой деятельности различны по характеру [7, с.15]: 1) научное творчество предполагает
производство нового знания; 2) художественное творчество
подразумевает создание новых произведений; 3) техническое творчество предполагает
разработку новых технологий и технических устройств; Подход к творчеству как к
комплексной проблеме предполагает, что исследование его общей природы выходит
за границы психологических исследований. Так, изначально проблематика
творчества сформировалась в концепциях философов, литераторов и искусствоведов,
начиная с античных