Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
<p>ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………………….5<br />1.1. Формирование познавательного интереса у школьников как психолого- педагогическая проблема…………………………………………………………………………… 5 1.2. Особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………………… 10 1.3. Условия формирования и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………… 17 Выводы по первой главе …………………………………………………………………………. 24 ГЛАВА 2…………………………………………………………………………………………………. 25 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………………………….. 25 <br />2.1. Организация и планирование исследования……………………………………….. 25 2.2. Экспериментальная проверка педагогических условий формирования познавательного интереса старших дошкольников ………………………………….. 31 Выводы по второй главе …………………………………………………………………………. 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………. 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………… 37 ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………………………….. 40 </p>
Введение:
Оценка развития личности, его познавательных процессов происходит исходя из условий общества, в котором на данный момент существует индивид. Знания, умения и навыки должны отвечать требованиям и научно-техническому прогрессу настоящего времени.
Для формирования успешной индивидуальности важно еще с малых лет развивать личность, предоставлять и формировать у ребенка разного рода мотивы, активно развивая познавательный интерес, как один из мощных средств формирования успешной личности.
Проблема развития познавательного интереса во время учебно- воспитательной деятельности дошкольников не является новой, ею занимались Л.К. Антипова, Н.М. Бибик, В.Б. Бондаревский, В.А. Камышная, В.А. Кульчицкая, Л.В. Лохвицкая, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и другие.
Рассматривая учебно-воспитательный процесс в ДОУ, в соответствии с возрастной периодизацией, большой интерес, по моему мнению, следует уделять детям старшего дошкольного возраста. Ведь именно в этот период происходит целый ряд переломных моментов, которые определяют дальнейшее развитие ребенка. Развитие познавательного интереса в этом возрасте является наиболее благоприятным и ключевым для успешного развития личности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной психолого-педагогической литературе недостаточно рассматриваются теоретические и практические проблемы целенаправленного формирования познавательных интересов как основы самопознания и саморазвития старших дошкольников.
Цель – выявить особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности использования различных видов творческой деятельности в процессе формирования познавательного интереса старших дошкольников.
Задачи исследования:
− изучить научную, публицистическую, педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования;
− раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
− рассмотреть особенности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
− выявить пути и особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
− предложить диагностику и методику развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа. Анализ литературных источников по проблеме активизации познавательного интереса дошкольников показал, что учеными исследовались: психологические аспекты познавательного интереса (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, И.П. Подласый, А.А. Реан); пути развития познавательного интереса у (В.Ф. Паламарчук, Г.И. Щукина, М.И. Алексеева и др.); связь познавательного интереса и творческих видов деятельности (Л.П. Аристова, Н.Г. Морозова, В.О. Онищук, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина) и т.д.
Методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы, систематизация, классификация, обобщение и сравнение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы – 41 стр. Список использованной литературы составляет 33 позиции.
Заключение:
Результаты проведенного исследования позволили сделать обобщающие выводы.
1. Анализ философских, психологических и педагогических аспектов исследуемой проблемы позволил установить, что познавательный интерес ребенка дошкольного возраста формируется и развивается на базе познавательной потребности в различных видах деятельности, обеспечивает формирование целостного представления об окружающем мире и характеризуется имеющейся познавательной ориентацией ребенка, инициативой, интересом, самостоятельностью и оригинальностью дошкольника.
2. Установлено, что различные виды творческой деятельности предусматривают наличие противоречий и затруднений, которые в свою очередь усиливают познавательные интересы, вызывают исследовательские познавательные действия, самостоятельный вариативный поиск способов достижения результата, стимулируют открытие нового, оживляя познавательные процессы, усиливая познавательные интересы, познавательную активность.
Определены виды этих задач для детей дошкольного возраста: музыкальные, словесные, изобразительные, логико-математические вариативного характера, комбинированные задачи.
Экспериментально доказано, что в процессе решения творческих задач индивидуального и коллективного характера происходит формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Это в свою очередь способствует обогащению знаний дошкольников об окружающем мире, улучшению взаимоотношений между ними, взрослыми и сверстниками в детском коллективе, стимулирует познавательные процессы, самостоятельный инициативный поиск способов достижения результата и оригинальных решений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование познавательного интереса у школьников как психолого-педагогическая проблема
Обновление содержания образования в XXI в. требует решения сложной проблемы: как превратить огромный массив знаний, накопленный человечеством в процессе своего общественно-исторического развития, на индивидуальное достояние и орудие каждой личности. Ведь современный мир «информационного взрыва», который формирует новые взаимоотношения между ребенком и знаниями, становится все сложнее. Следовательно, решение главной задачи, которую определяет ФГОС ДОО – развитие целостной, гармонично развитой, жизненно компетентной личности – ставит на повестку дня вопрос формирования у дошкольников активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умение ориентироваться в разнообразии предметов и явлений, способности произвольно регулировать собственную познавательную деятельность. Это и есть те внутренние предпосылки, которые обеспечивают легкость и скорость усвоения новой информации, способность к ее творческому использованию в жизни.
Заинтересовать, а не дать знания в готовом виде – всегда было целью дидактики и теории воспитания. Это задача решалась педагогами всех эпох. Чрезвычайно важным оно остается и в наши дни. Ведь именно интерес дает человеку шанс остаться неповторимой индивидуальностью, идти своим путем в жизни, творчески само утверждаться, инициативно работать. Через познание предмета интереса, наконец, происходит развитие личности [1, c. 4].
Таким образом, особенно актуальной является проблема оптимизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Это побуждает к поиску эффективных способов развития познавательных интересов дошкольников, а также предотвращения интеллектуальной пассивности детей.
В основе современных исследований познавательного интереса лежат труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, В.Н. Мясищев, Л.В. Занкова, Д.Н. Узнадзе, Г.С. Щукиной и других известных психологов.
Сущность понятия «интерес», его возрастные характеристики и различные аспекты формирования познавательных интересов у детей раскрывают работы Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, С.Ф. Русовой, К.Д. Ушинского, С.А. Ананьева, П.П. Блонского, В.В. Зенковецкого, Т.Г. Лубенца, А.П. Нечаева и др.
Познавательные интересы являются разновидностью интересов, которые активно изучаются психологами. Интерес принадлежит к движущим силам человеческого поведения. Во многих психологических исследованиях он рассматривается как своеобразный показатель стремлений личности, ее активного отношения к жизни.
В отечественной психологии понятие познавательный интерес прочно связывается с понятиями познавательной потребности человека и познавательной деятельности. Известно, что устойчивые учебные мотивы формируются у школьников именно на основе познавательной потребности и познавательных интересов [15, c. 211]
Несмотря на достаточную изученность проблемы познавательного интереса, однозначного подхода к его определению в психолого-педагогической науке не существует, что говорит, как о его чрезвычайной важности, так и о трудности понимания.
Подчеркиваем и то, что категория интереса исследовалась различными науками: педагогикой, экономикой, философией, социологией, психологией, юриспруденцией и др. Учитывая сложность и многоаспектность категории «интерес», наличие в каждой науке соответственно его целей, методов изучения, восприятие понятия интерес под своим углом зрения, свидетельствует о том, что сформулировать исчерпывающее понятие интерес фактически невозможно.
Одним из первых, кто обратил внимание на важность в обучении и роль интереса как положительного фактора, который влияет на него, был Я.А.Коменский. Он считал, что обучение должно быть приятным и доступным для ребенка. Методы и приемы обучения должны приносить детям радость и успех, чтобы у учащихся появлялось желание и стремление к обучению [8, c.126]
Л.А. Иванова в своей работе обозначает интерес как мощный возбудитель активности личности, под влиянием которого психические процессы протекают очень интенсивно и напряженно, а деятельность становится продуктивной и увлекательной [7, c. 16].
Г.И. Щукина [31, с. 47] считает, что ведущим звеном общего феномена интереса является познавательный интерес. Он является активным мотивированным эмоциональным отношением субъекта к предмету познания, которое систематически учитываться и развиваться в процессе обучения, поскольку непосредственно влияет на формирование и развитие личностной направленности ребенка. Он выступает:
− как цель воспитания;
− как средство формирования личности;
− как условие эффективного образовательного процесса;
− как мотивация обучения;
− как элемент структуры личности.