Исследовательский семинар. Исследования в художественном образовании Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему «Развитие творческих способностей средством колористики у младших школьников»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ КОЛОРИСТИКИ   8

1.1 ПОНЯТИЕ
«ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ». 8

1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   12

1.3 ВОЗМОЖНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (КОЛОРИСТИКИ) В
РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   19

ВЫВОДЫ ПО
ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 23

ГЛАВА 2.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 25

2.1
КОЛОРИСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 25

2.2
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ КОЛОРИСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ.. 28

ВЫВОДЫ ПО
ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ: 41

 

  

Введение:

 

Актуальность
работы.
Художественное образование является одной из важных
составляющих образования человека в целом, так как оно позволяет решать ряд
задач обучения и воспитания личности, способствуя ее интеллектуальному,
эмоциональному, нравственному, эстетическому, творческому развитию.

Сегодня, необходимо
уходить от узкого понимания художественного образования только как составной
части дополнительного образования детей и взрослых. Важно увидеть его
полифункциональность и универсальную значимость для развития личности, для личностной
самореализации в различных областях жизнедеятельности. От того, насколько
серьезно мы будем подходить к организации художественного образования младших
школьников, во многом будет зависеть успешность художественно-эстетического
развития личности на следующих возрастных этапах.

Проблеме
детского творчества уделяли значительное внимание такие ученые, как Н.А.
Ветлугина [7], Л. С. Выготский [8], Н.Е. Киселева [12], Н.М. Сокольникова [16],
Д.Б. Эльконин [18]. Творческая способность (креативность) является
самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Как утверждают выдающиеся
психологи Л.С. Выготский [8], Д.Б. Эльконин [18] и др., основой
художественно-творческих способностей являются общие способности. Исходя из
анализа работ отечественных психологов, которые раскрывают свойства и качества
творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей:
готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну,
оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую
чувствительность.

В
своих работах ученые отмечали возможность развития творчества в различных видах
изобразительной деятельности.

Существуют
различные средства развития творческих способностей обучающихся, в том числе
исследователи рассматривают изобразительное искусство, как средство развития
творческих способностей школьников (Н.А. Ветлугина [7], Т.С. Комарова [10], Ж.Р.
Нестерова [14]), но, к сожалению, мало кто из авторов рассматривал развивающие
возможности колористики в развитии творческих способностей школьников.

Проблемой
организации и совершенствования системы художественного образования младших
школьников в том или ином ракурсе занимались и занимаются такие современные
исследователи, как Н.А. Ветлугина [7], Т.С. Комарова [10], Н.М. Сокольникова
[16] и др. Исследователи предлагают способы стимулирования творческих
способностей.


обеспечение благоприятной атмосферы;


доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;


обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него
предметами и стимулами с целью развития его любознательности;


поощрение высказывания оригинальных идей;


предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Но,
к сожалению, в сфере художественного образования недостаточно разработаны
способы развития творческих способностей младших школьников средствами
колористики.

В
результате можно выделить следующие противоречия:


между существующими средствами развития творческих способностей младших
школьников средствами изобразительного исскуства и недостаточно обоснованными
развивающими возможностями колористики в развитии обозначенного качества
обучающихся;


между существующими способами развития творческих способностей младших
школьников в сфере художественного образования и недостаточно разработанными
способами развития данного качества у детей средствами колористики.

Объект
исследования –
процесс развития творческих способностей
младших школьников.

Предмет
исследования
  способы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
средствами колористики.

Гипотеза
исследования
: развитие творческих способностей младших
школьников средством колористики будет эффективным если:

— учитывать возрастные особенности восприятия младших школьников;

— обосновать и использовать возможности колористики, как средства развития творческих
способностей младших школьников на занятиях по живописи.

Цель
исследования –
выявить способы  развития творческих способностей младших школьников средствами
колористики.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть понятие «творческие
способности».

2. Изучить возрастные особенности восприятия
младших школьников.

3. Рассмотреть возможности изобразительного
искусства (колористики) в развитии творческих способностей младших школьников.

4. Описать способы развития творческих
способностей младших школьников средствами колористики.

5. Разработать конспекты по развитию
творческих способностей младших школьников средствами колористики на занятиях
по живописи.

Теоретико-методологическую базу
исследования составляют
: Теоретические положения о понятии
«творческие способности» (Д.Б. Богоявленская [2], Я. А. Пономарев [15]),
теоретические положения о возрастных особенностях восприятия младших школьников
(Л.С. Выготский [8], В.В. Клименко [11]); теоретические основы изучения
возможности колористики, как средства развития
творческих способностей младших школьников
(Н.В. Виноградова [6], С.П.
Ломов [13]).

Методы
исследования
:
а
нализ и обобщение научной и методической литературы
по проблеме исследования.

Научная новизна исследования
заключается в обосновании и применении колористики для развития творческих
способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Практическая значимость исследования
состоит в разработке содержания уроков изобразительного искусства в школе,
направленных на развитие творческих способностей младших школьников
возможностями колористики.

Структура курсовой работы
состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1.
Рассмотрено понятие «творческие способности» в психологической и педагогической
литературе. Рассмотрев различные трактовки понятия «Творческие способности» мы
трактуем «Творческие способности» как способности
владения цветом, отражение цветового богатства окружающей действительности

в процессе создания новых художественных образов в творческих живописных
работах.

2.
Изучены возрастные особенности восприятия младших школьников.

Младший
школьный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения, происходит развитие и становление познавательной
активности. Наглядно-образное мышление как один из видов мышления связано с
представлением ситуаций и изменений в них. Этот вид мышления осуществляется на
основе преобразования образов восприятия в образы представления, дальнейшего
изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений,
формирующих отражения реальности в образно-концептуальной форме. В образе может
быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.

С
возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть,
слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете
много разных деталей. В младшем школьном возрасте идет совершен­ствование
восприятия сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные
связи между частями картины. 

Ребенок рождается исследователем,
экспериментатором. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения
о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение
окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к
исследованию порождает желание экспериментировать, в том числе с цветом.

Детское экспериментирование является хорошим средством развития творческих
способностей средствами колористики.

3.
Рассмотрены возможности изобразительного
искусства (колористики) в развитии творческих способностей младших школьников.
Для
развития колористических способностей как условия творческого развития
необходимо совершенствование цветового зрения и развитие на его основе ощущения
и восприятия цвета, цветовой памяти и представления цвета, колористического
мышления и воображения цвета, эмоциональной реакции на цвет, переживания и
чувства цвета, изобразительно-выразительных способностей владения цветом.

Способность
создавать новые колориты может способствовать созданию новых художественных
образов в живописи, а значит, развивать творческие способности младших
школьников.

4.
Описаны методы развития творческих
способностей младших школьников средствами колористики.
Занятия
живописи позволяют сформировать у учащихся навыки работы с цветом, умения
использовать цвета как средства выразительности в изобразительном творчестве.
Самым значительным достижением учебного процесса для учащихся является уровень
сформированности их колористического видения.

Развитие
творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства является
одной из главных задач. Осуществление этой задачи возможно только при
использовании на уроке различных методов и приёмов работы с детьми, при помощи
которых ребёнка можно не только заинтересовать, но и помочь овладеть техникой
рисования и сознательно её применять.

Развитие
творческих способностей младших школьников средствами колористики
осуществляется при помощи следующих методов:


практический — имеет смысл его использовать на
исходном шаге преподавания, где больше проявляются трудности, такие как
нерешительность в себе, в своих силах, возможностях.


поисково-конструктивный — подключает
исследование, обобщение модификации, стилизации естественных форм, приобретении
знаний, умений и навыков, овладения мастерством в области изобразительного
искусства.


метод творческих заданий – создание творческих
художественных работ, новых художественных образов.

5.
Разработаны конспекты по развитию творческих
способностей младших школьников средствами колористики на занятиях по живописи.
Содержание
образования по изобразительному искусству направлено на развитие творческих
возможностей учащихся. Уроки живописи формируют у детей, колористические
навыки, умения пользоваться цветом как средством выразительности в
изобразительном творчестве. Эти навыки приобретаются учащимися в процессе выполнения
творческих заданий, способствующих цветовому открытию, умению сочетать
различные оттенки между собой.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
КОЛОРИСТИКИ

 

1.1 ПОНЯТИЕ
«ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»

 

Творческая
одаренность ребенка не дается ему в готовом виде от природы. Врожденные
способности — это лишь одна из предпосылок чрезвычайно сложного процесса
формирования индивидуально-психологических качеств, в том числе и
художественно-творческого развития, которые в огромной степени зависят от
влияния окружающей среды, системы воспитания, характера деятельности.

В
процессе творческого развития ребенок овладевает определенным количеством
объектов, способами действий с ними, учится подражать действиям окружающих.
Следует отметить, что способность к обучению, то есть к подражанию и
воспроизведению, отнюдь не противоречит процессу развития личности, а является
его необходимым условием. Для творческой личности способность учиться и
способность к поискам должны сочетаться на всех этапах ее становления и во всех
видах деятельности. Творческая личность, как отмечает В.В. Клименко, развивается
в условиях постоянного расширения поисковых действий, что обеспечивается или
специальными условиями воспитания, или инициативой самого лица [Клименко,
c. 52].

Творческий
процесс — особая форма перехода от известного к неизвестному, к новому. То есть
необходимая поисковая деятельность детей, ведомая взрослыми. Потенциал
поисковой, творческой деятельности может состоять из воображения, творческого
воображения, фантазии, творческого мышления.

Детское
творчество — процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все
более высокими изобразительными умениями.

По
мнению Л.С. Выготского, важной составляющей художественно-творческого процесса
является творческое мышление. Это активная целенаправленная деятельность, в
результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Многие исследователи
подчеркивают, что мышление и воображение — ровно необходимые составляющие
творчества. Творческое воображение не может быть продуктивным без определенного
запаса информации, без ее анализа и синтеза. Развитие творческих способностей
зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к повышению
оригинальности, производительности и вариативности создаваемых образов. Л.С.
Выготский отмечал, что изобразительная деятельность — самый доступный и
привлекательный для детей вид творческой работы. Умелое и тактичное
руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка [Выготский,
c. 23].

На
основе теоретического изучения проблемы можно сделать выводы, что развитие
творческого потенциала ребенка — это виток его целостного развития как
направленности на усвоение исторически сложившихся форм человеческой культуры,
творческого опыта людей. Творческое развитие представляет собой общую и ведущую
форму детского развития. Как считает Т.С. Комарова, развивающее образование в
любом случае должно направляться на определение и разработку средств реализации
потенциала ребенка к перспективе саморазвития, расширения его сознания на
основе творческой деятельности [Комарова,
c. 136].

В
развитии художественно-творческих способностей младших школьников большое
значение отводится педагогам и родителям. Для развития творческой личности
ребенка необходимо создать определенные условия.

Исследования
Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Г. П. Усовой, В. С.
Мухиной, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова и других могут стать основой изучения
средств реализации художественно-творческого потенциала детей младшего школьного
возраста [Выготский,
c.
16]. Художественное творчество определяется, как умение ребенка передавать свои
мысли, чувства, состояние, настроение, фантазии через изобразительный ряд.

Многие
ученые истоки детского творчества ищут в жизни, в искусстве. Т. С. Комарова
сумела выделить основы художественно-творческого развития: эстетическое
восприятие; образное мышление; воображение; владение способами деятельности;
эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического характера
(искусство, жизнь, природа) [Комарова, с. 152].

П.Г.
Василенко отмечает, что в художественно-творческом развитии ребенка
существенное значение имеют личностные и психические качества. То есть те
индивидуально-психологические особенности, которые позволяют ребенку легко,
быстро и качественно овладевать способами творческих действий и успешно
справляться с ними: находить новое решение, применять усвоенное в совсем других
и неожиданных ситуациях [Василенко,
c.
148].

Одним
из таких качеств является интересы и склонности, которые постепенно приобретают
в условиях воспитания общественную направленность. У детей рано проявляются
художественные интересы. Н.В. Бровко в свою очередь выделяет, кроме новизны,
еще один показатель — творчество, которое должно представлять общественную
ценность. Продукты детского творчества дарят эстетическое удовольствие многим
взрослым, самим детям и сверстникам. Кроме того, детское художественное
творчество — это первое звено в развитии творческой деятельности [Бровко,
c. 28].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы