Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 4

1.1 Понятие о творческих способностях 4

1.2 Особенности развития творческих способностей школьников 7

1.3 Психолого-педагогические методы развития творческих способностей школьников 12

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 16

2.1 Основные подходы к диагностике творческих способностей 16

2.2 Формы и методы развития творческих способностей 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30


  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Современное российское общество характеризуется ростом потребности в людях, способных неординарно мыслить, творчески, активно и нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творческого мышления, нестандартное видение проблемы окружающего мира становятся важными вопросами, поэтому раскрытие творческих возможностей человека является одной из ведущих целей образования и воспитания.

Творчество ребенка считается естественным компонентом его развития. В период младшего школьного возраста, когда наступает время самоутверждения посредством преодоления различных культурных стереотипов, возникновения вариативного мышления, ребенок обнаруживает и раскрывает множество возможностей для творчества.

Так же важно заметить, что способность к творчеству выступает одним из важных психологических свойств личности, определяющих готовность человека к развитию в сложных условиях жизнедеятельности. При этом формирование способности к творчеству происходит разными средствами обучения и воспитания на всех этапах онтогенеза.

Педагогическая психология имеет ряд фундаментальных работ, которые посвящены изучению творческих способностей младших школьников. Среди них общие вопросы сущности творческих способностей раскрываются в трудах таких исследователей, как Е.К. Брыкина, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Глотова, Н.Н. Палагина, Ю.А. Полуянов и др.

Л.Ю. Субботина, Н.С. Лейтес, В.Г. Кудрявцев и др. рассматривают в своих трудах аспекты проблемы художественно-творческих способностей. Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин указывают, что творческие способности являются важным компонентом общей структуры личности ребенка, а их развитие дает возможность развивать его личность в целом.

Объект исследования – младший школьный возраст. Предмет исследования – особенности развития творческих способностей младших школьников.

Цель исследования заключается в изучении особенностей развития творческих способностей школьников.

Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических и практических задач исследования:

1. Изучить понятие творческих способностей.

2. Выявить особенности развития творческих способностей у младших школьников.

3. Определить основные психолого-педагогические методы развития творческих способностей школьников.

3. Выделить основные подходы к диагностике творческих способностей младших школьников.

4. Проанализировать формы и методы развития творческих способностей.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ и обобщение нормативно-правовых документов, научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов творческой деятельности детей.

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Экспериментальная база исследования: МБУ ДК Юбилейный г. Мыски Кемеровская область, дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек.

Структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение и список использованной

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В современных социально-экономических условиях наиболее востребована творческая личность, характеризующаяся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложных задач, выдвигаемых жизнью. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.

В научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления дошкольников. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляков В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б. и др.

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Изменение образовательной парадигмы, которое заключается в переходе к личностно-ориентированной модели обучения, а также появление новых образовательных стандартов, предполагает кардинальную перестройку всего образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие каждого ребенка, и подготовка к быстро изменяющейся жизни в условиях быстрого развития науки и техники, ставит проблемы развития творческих способностей детей на важное место при развитии личности.

2. С формированием общего уровня развития ребенка происходит рост самостоятельных форм поведения. При этом важно понимать, что творческая переработка ранее пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, которая будет отвечать увлечениям самого ребенка, находит свою реализацию именно в творческой деятельности.

3. Проведя исследование на определение уровня творческого воображения детей младшего школьного возраста, было определено, что большинство детей исследуемой группы характеризуется низким уровнем развития творческих способностей, проявляющихся как в вербальной, так и в изобразительной деятельности, младшие школьники с высоким и средним уровнем развития творческих способностей предлагают разнообразные варианты решений проблемных задач, однако, предлагаемые варианты решений характеризуются стереотипичностью, неоригинальностью.

4. При целенаправленном и систематическом обучении детей увеличатся показатели уровня творческого воображения, увлеченности процессом работы и оригинальностью замысла, улучшится проявление творчества и воображения. Все это составляет перспективу для дальнейшего исследования.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1 Понятие о творческих способностях

Анализ проблемы развития творческого поведения во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Зачастую в обыденном понимании творческое поведение отождествляется со способностями к разным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и др.

Данное понятие имеет тесную связь с понятием «творчество», «творческая деятельность». Однако суждения ученых по поводу того, что считать творческим, достаточно противоречивы.

Так, творчество можно рассматривать в разных аспектах:

— творчество как продукт, то есть то, что создано;

— творчество как процесс, то есть как создано;

— творчество как процесс подготовки, то есть как развивать творчество [21].

При этом продукты творчества представляют собой не только материальные продукты, но также могут выступать в форме новых мыслей, идей, решений. Другими словами, творчество представляет собой создание чего-то нового в различных планах и масштабах.

С психологической и педагогической точки зрения ценным выступает сам процесс творческой работы, выявление средств и методов развития творчества, поскольку оно представляет собой целеустремленный, упорный и напряженный труд, вызывает необходимость активной мыслительной деятельности, волевые и эмоциональные черты [15].

 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Развитие творческой личности школьника в условиях реализации ФГОС 5
1.2. Особенности развития творческих способностей школьников 12
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1. Организация и методы исследования уровня развития творческих способностей школьников 19
2.2. Система работы по развитию творческих способностей школьников 28
2.3. Анализ результатов исследования творческих способностей школьников 33
Вывод по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

 

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Современное российское общество характеризуется ростом потребности в людях, способных неординарно мыслить, творчески, активно и нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творческого мышления, нестандартное видение проблемы окружающего мира становятся важными вопросами, поэтому раскрытие творческих возможностей человека является одной из ведущих целей образования и воспитания.
Творчество ребенка считается естественным компонентом его развития. В период младшего школьного возраста, когда наступает время самоутверждения посредством преодоления различных культурных стереотипов, возникновения вариативного мышления, ребенок обнаруживает и раскрывает множество возможностей для творчества.
Так же важно заметить, что способность к творчеству выступает одним из важных психологических свойств личности, определяющих готовность человека к развитию в сложных условиях жизнедеятельности. При этом формирование способности к творчеству происходит разными средствами обучения и воспитания на всех этапах онтогенеза.
Степень изученности темы исследования. Педагогическая психология имеет ряд фундаментальных работ, которые посвящены изучению творческих способностей младших школьников. Среди них общие вопросы сущности творческих способностей раскрываются в трудах таких исследователей, как Е.К. Брыкина [8], Д.Б. Богоявленская [5], Г.А. Глотова [13], Н.Н. Палагина [22], Ю.А. Полуянов [23] и др.
Л.Ю. Субботина [25], Н.С. Лейтес [19], В.Г. Кудрявцев [18] и др. рассматривают в своих трудах аспекты проблемы художественно-творческих способностей. Л.С. Выготский [11] и Д.Б. Эльконин [27] указывают, что творческие способности являются важным компонентом общей структуры личности ребенка, а их развитие дает возможность развивать его личность в целом.
Тем самым можно определить проблему исследования: определение наиболее эффективных средств и методов развития творческих способностей младших школьников.
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития творческих способностей школьников.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности развития творческой личности школьника в условиях реализации ФГОС.
2. Определить основные направления развития творческих способностей школьников.
3. Организовать проведение экспериментального исследования уровня развития творческих способностей младших школьников.
4. Провести работу по развитию творческих способностей младших школьников и проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: для развития творческих способностей школьников необходимо проводить комплексную работу, учитывая требования ФГОС и особенности личностного развития детей.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей школьников.
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей младших школьников
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение нормативно-правовых документов, научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов творческой деятельности детей.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Средняя общеобразовательная школа №3 пгт. Курагино, дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек.
Структура работы.
Первая глава «Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у школьников» посвящена теоретическому изучению данной проблемы. В ней приведен анализ психолого-педагогической литературы, которая посвящена исследованию развития творческих способностей и творческого воображения младших школьников.
Вторая глава «Экспериментальное исследование творческих способностей школьников» посвящена проведению конкретного исследования уровня развития творческих способностей младших школьников и определению особенностей их развития, описанию проведения систематической работы и методических рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся.
Заключение содержит выводы, которые основаны на проведенном исследовании об особенностях развития творческих способностей школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных социально-экономических условиях наиболее востребована творческая личность, характеризующаяся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложных задач, выдвигаемых жизнью. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
В научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления дошкольников. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляко В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б. и др.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Изменение образовательной парадигмы, которое заключается в переходе к личностно-ориентированной модели обучения, а также появление новых образовательных стандартов, предполагает кардинальную перестройку всего образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие каждого ребенка, и подготовка к быстро изменяющейся жизни в условиях быстрого развития науки и техники, ставит проблемы развития творческих способностей детей на важное место при развитии личности.
2. С формированием общего уровня развития ребенка происходит рост самостоятельных форм поведения. При этом важно понимать, что творческая переработка ранее пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, которая будет отвечать увлечениям самого ребенка, находит свою реализацию именно в творческой деятельности.
3. Проведя исследование на определение уровня творческого воображения детей младшего школьного возраста, было определено, что большинство детей исследуемой группы характеризуется низким уровнем развития творческих способностей, проявляющихся как в вербальной, так и в изобразительной деятельности, младшие школьники с высоким и средним уровнем развития творческих способностей предлагают разнообразные варианты решений проблемных задач, однако, предлагаемые варианты решений характеризуются стереотипичностью, неоригинальностью.
4. При целенаправленном и систематическом обучении детей увеличились показатели уровня творческого воображения, увлеченности процессом работы и оригинальностью замысла, улучшилось проявление творчества и воображения исследуемой группы младших школьников.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, подтвердилась.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Развитие творческой личности школьника в условиях реализации ФГОС

С внедрением ФГОС проблема творческого начала и одаренности детей становится более актуальной. В первую очередь это связано с возникновением потребности общества в неординарной творческой личности. При этом существующей в настоящее время рост объема информации требует изменениях подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, которые будут способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся.
Период младшего школьного возраста считается наиболее благоприятным для развития способностей к творчеству, так как в это время происходит закладывание психологической основы для творческой деятельности. Дети этого возраста способны к созданию нового рисунка, образа, фантазии, которые будут иметь оригинальность, вариативность, гибкость и подвижность [25].
Для младшего школьника характерна активная деятельностная позиция, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результату собственной деятельности, достаточно развитое воображение, настойчивость и стойкая мотивация.
Инициативность детей младшего школьного возраста связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умением преодолевать трудности [5].
Структура творческой активности детей младшего школьного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный и эмоционально-волевой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы