Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика обучения продуктивным видам деятельности

Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей на уроке изобразительного искусства в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников 4
1.1 Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС начального образования 4
1.2 Технология развития детского творчества 8
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе уроков изобразительной деятельности 13
2.1. Организация и методы исследования уровня творческих способностей младших школьников 13
2.2. Использование уроков ИЗО для развития творческих способностей младших школьников 22
2.3. Анализ результатов исследования 25
Заключение 30
Литература 32

 

  

Введение:

 

Современное российское общество характеризуется ростом потребности в людях, способных неординарно мыслить, творчески, активно и нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творческого мышления, нестандартное видение проблемы окружающего мира становятся важными вопросами, поэтому раскрытие творческих возможностей человека является одной из ведущих целей образования и воспитания.
Творчество ребенка считается естественным компонентом его развития. В период младшего школьного возраста, когда наступает время самоутверждения посредством преодоления различных культурных стереотипов, возникновения вариативного мышления, ребенок обнаруживает и раскрывает множество возможностей для творчества.
Так же важно заметить, что способность к творчеству выступает одним из важных психологических свойств личности, определяющих готовность человека к развитию в сложных условиях жизнедеятельности. При этом формирование способности к творчеству происходит разными средствами обучения и воспитания на всех этапах онтогенеза.
Педагогическая психология имеет ряд фундаментальных работ, которые посвящены изучению творческих способностей младших школьников. Среди них общие вопросы сущности творческих способностей раскрываются в трудах таких исследователей, как С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, К.С. Платонов и др.
Е. Торренс, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, В.Г. Кудрявцев и др. рассматривают в своих трудах аспекты проблемы художественно-творческих способностей.
Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и Д.Б. Эльконин указывают, что художественно-творческие способности являются важным компонентом общей структуры личности ребенка, а их развитие дает возможность развивать его личность в целом.
Так, целью исследования является определение особенностей развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить особенности развития творческой личности в рамках ФГОС НОО.
2. Изучить технологии развития творческих способностей в начальной школе.
3. Организовать исследование по определению уровня развития творческих способностей младших школьников.
4. Выявить методы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
5. Проанализировать уровень влияния уроков изобразительного искусства на развитие творческих способностей младших школьников.
Объект исследования – развитие творческих способностей в начальной школе.
Предмет исследования – уроки изобразительного искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение нормативно-правовых документов, научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов творческой деятельности детей.
3. Опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изменение образовательной парадигмы, которое заключается в переходе к личностно-ориентированной модели обучения, а также появление новых образовательных стандартов, предполагает кардинальную перестройку всего образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие каждого ребенка, и подготовка к быстро изменяющейся жизни в условиях быстрого развития науки и техники, ставит проблемы развития творческих способностей детей на важное место при развитии личности.
Итак, в данном исследовании сделан анализ развития творческих способностей младших школьников. Раскрыта сущность понятия «творчества» и «творческих способностей», описанные различные механизмы по развитию творческой деятельности младших школьников. Составлены занятия, направленные на развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства, а так же проанализирован уровень творческих способностей младших школьников.
С формированием общего уровня развития ребенка происходит рост самостоятельных форм поведения. При этом важно понимать, что творческая переработка ранее пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, которая будет отвечать увлечениям самого ребенка, находит свою реализацию именно в творческой деятельности.
Так, изобразительная деятельность помогает развивать творческие способности и познавательную активность детей, способствует нравственному развитию обучающихся, формирует познавательное воображение, которая проявляется в первую очередь в развитии логико-символической функции, а так же аффективного воображения, которое помогает ребенку понимать смысл человеческих отношений, учит адекватному эмоциональному реагированию и т.п.
Уровень развития воображения детей в таком возрасте может существенно различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенного исследования. Кроме того, воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как педагогу или психологу, так и родителям.
При использовании уроков по изобразительному искусству в работе с детьми младшего школьного возраста, важно понимать, что основным законом детского творчества является не упор на результат или продукт творчества, а главной его ценностью выступает то, как ребенок может создавать, творить и упражняться в творческом воображении и его воплощении.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников
1.1 Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС начального образования
Период младшего школьного возраста считается наиболее благоприятным для развития способностей к творчеству, так как в это время происходит закладывание психологической основы для творческой деятельности. Дети этого возраста способны к созданию нового рисунка, образа, фантазии, которые будут иметь оригинальность, вариативность, гибкость и подвижность [25].
Для младшего школьника характерна активная деятельностная позиция, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результату собственной деятельности, достаточно развитое воображение, настойчивость и стойкая мотивация.
Инициативность детей младшего школьного возраста связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умением преодолевать трудности.
Структура творческой активности детей младшего школьного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный и эмоционально-волевой.
Основными показателями творческой активности в начальной школе выступают следующие предпосылки мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности:
• понимание важности подготовки к творческой деятельности;
• наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности;
• желание активно включаться в творческий процесс;
• способность к фантазированию и воображению;
• умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;
• появление настойчивости, старательности, добросовестности;
• проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий [13].
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для такого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет [22].
Этот возрастной период также является сенситивным периодом (сенситивный период – это период особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) для развития творческого воображения [26].
В период младшего школьного возраста у детей начинают проявляться организаторские способности. Зачатки таких способностей можно проследить, наблюдая за играми детей, в которых они и формируются. Так, дети, имеющие организаторские способности, зачастую выступают инициаторами игр, распределяют роли, меняют сюжет игры или оценивают игру других сверстников [12].
Для детей младшего школьного возраста так же характерно формирование способностей к конструктивной деятельности, которая проявляется в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, либо в быстром выделении опорных деталей и узлов конструкции, а так же в умении вносить изменения в решение различных конструкторских задач. Такие способности можно отметить у дошкольников во время сооружения построек, которые необходимы для игры, при конструировании по контуру, схемам, по условиям и замыслам и т.п.
Таким образом, именно игры дают первоначальный толчок к развитию разного рода способностей. В процессе игры протекает развитие множества двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей детей младшего школьного возраста. При этом посредством игры развиваются не одна, а целый комплекс способностей одновременно [9].
Развитие творческих способностей тесно связано с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.
В период начального школьного образования детей воображение проходит бурную стадию развития, что обуславливается интенсивным процессом получения различных знаний и их применением на практике [4].
Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества обучающихся начальных классов. Поэтому для развития воображения необходимо создавать специальные условия, в которых будут проявляться свобода действий, самостоятельность, инициативность и раскованность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы