Психология и педагогика творчества Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. 6
1.1 Развитие творческих способностей учащихся как научно-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. 13
Глава 2. Основные направления и содержание работы учителя по формированию творческих способностей учащихся. 20
2.1 Основные педагогические направления, формы и методы развития творческих способностей младших школьников. 20
2.2 Развитие творческих способностей в процессе трудового обучения младших школьников 27
2.3 Развитие творческого потенциала младших школьников средствами инновационных технологий 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

 

  

Введение:

 

Проблема развития творчества и творческих способностей учащихся волновала в разные времена не только известных педагогов, но и исследователей, мыслителей, философов, ученых. Если говорить о творчестве ребенка, следует отметить, что ученики чаще всего не создают нечто совершенно новое, но создание, открытие субъективно нового для ребенка уже является проявлением творчества. Работа не по шаблону, не по образцу является показателем развитых творческих способностей. Творчество является одним из средств повышения эмоционального тонуса личности, закрепленные комплекса эмоционально-волевой регуляции, а главное — актуализации положительной гаммы переживаний, которая сопровождает эффективный труд, переживания радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях .
По мнению С. Л. Рубинштейна, творчество — деятельность человека, которая создает новые материальные и духовные ценности, которые, в свою очередь, имеют общественную значимость. Безусловно, продукты творческой деятельности младших школьников не имеют общественной значимости, они отличаются только определенными элементами новизны и носят скорее всего субъективный характер. Конечно, элементы новизны, школьник вносит в свою деятельность, имеют достаточно относительный характер, однако они являются предпосылкой динамичности тех знаний, которыми обладает ребенок. С расширением этих знаний появляется возможность более высокого уровня проявления новизны, оригинальности. [17 150]
Развитие творчества учащихся является важным не только потому, что задачей современного образования является формирование личности, но и потому, что человек, который умеет творчески мыслить, в нестандартных ситуациях всегда найдет выход, такому человеку будет легче адаптироваться в жизни. Быстрые темпы развития общества, характерные для последних лет, необходимость поиска путей выхода нашей экономики из упадка, внедрение новых технологий — все это требует коренных изменений в системе управления производством, использования производственных ресурсов с учетом творческих возможностей личности. Только творческая личность, способная создавать, управлять, предлагать новые теории, новые технологии, новые направления развития, находить пути выхода из сложных нестандартных ситуаций. Поэтому обеспечение каждому человеку возможности использования своего творческого потенциала является одним из приоритетных задач как общеобразовательных, так и внешкольных учреждений.
Именно поэтому тема данной работы является чрезвычайно актуальной, ведь мы, педагоги, должны не только давать знания детям, но и готовить их к самостоятельной жизни.
Исходя из всего выше сказанного мы определили следующие элементы данной работы:
Объект нашего исследования: творческие способности учащихся младшего школьного возраста;
Предмет исследования: особенности развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в учебном процессе;
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании основных идей и положений исследуемой проблемы; определении условий, обеспечивающих эффективность формирования творческих способностей детей; изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей в процессе обучения.
Согласно цели решались следующие задачи:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
— определить сущность творческих способностей;
— обосновать педагогические условия для формирования творческих способностей в процессе обучения;
— изучить особенности развития творческих способностей у учащихся;
Гипотеза: Применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности.
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: поисково-библиографический — анализ отечественной и зарубежной литературы, историко-педагогический анализ печатных источников, материалов педагогической прессы; предметно-целевой — анализ педагогической, психологической литературы; структурно-системный анализ.
Практическое значение исследования определяется тем, что его основные выводы и рекомендации могут быть использованы для разработки технологий обнаружения творческих способностей, при работе с одаренными детьми в практической деятельности учителей начальных классов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В соответствии с поставленными нами задач мы можем сделать следующие выводы:
1) Теоретически обосновано содержание понятия «творчество» и «творческие способности» путем анализа теоретически-справочной литературы и дано определение этого понятия с учетом разноплановых аспектов и взглядов педагогов, психологов, социологов. Творческие способности это индивидуально-психологические особенности человека, которые позволяют при благоприятных условиях успешно раскрывать творческий потенциал, развивать его, находить решение нестандартных ситуаций и стремиться к открытию нового.
2) Мы проанализировали особенности развития детей младшего школьного возраста, обращая основное внимание на проблему формирования творческих способностей в учебно-воспитательном процессе. Творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих творческих возможностей.
3) Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, способствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание ситуаций опережающего развития ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок достается «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
4) Психодиагностика творческих способностей младших школьников очень важный процесс для школьного психолога и педагогов. Ориентируясь именно на результаты диагностики уровня творческих способностей учащихся младших классов, существует возможность разработать групповые и индивидуальные системы развивающих занятий для повышения уровня креативности и сформированности творческих способностей детей. Ведь в современном образовании именно образовательные технологии для развития творческих способностей выступают важным фактором в процессе постоянного духовно-творческого совершенствования личности, формирования интеллектуального и культурного потенциала каждого человека.
5) Каждый ребенок имеет определенные способности, поэтому задача педагогов и родителей — определить, найти и помочь их развить. Успешное решение задач обучения и воспитания младших школьников находится в прямой зависимости от характера взаимодействия между учителем и учеником. Переориентация учебно-воспитательного процесса на формирование личности реализуется в условиях диалогизации, сотрудничества, имеют личностную направленность и стимулируют к творческому развитию и самосовершенствованию личности. Личность педагога и личность воспитанника учебного заведения выступают как равноправные соучастники педагогического процесса с одинаковой ответственностью за конечный результат их сотрудничества и сотворчества.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

1.1 Развитие творческих способностей учащихся как научно-педагогическая проблема
Представление о «творческих способностях» имеет глубокие корни не только в обыденном сознании людей, но и культуре. В истории человеческой мысли проблема творческих способностей является одной из древнейших. В течение всего исторического периода развития науки представление о творческих способностях существенно менялись. Начиная с античных времен (возникновение VI в. До нашей эры, расцвет IV в. До н.э.), творческий процесс, творчество и творческие способности привлекали внимание философов. Природа творческих способностей уже тогда вызвала ожесточенные споры среди ученых. Можно сказать, что заинтересованность проблематикой творчества в античных мыслителей зародилась практически одновременно с появлением систематизированного философского знания.
Именно в рамках античной философии (Анаксимандр, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Эмпедокл из Агригента, Пифагор Самосский, Платон, Сократ и др.) Стали развиваться первые научные представления о «творчество» и «творческие способности». В эпоху античности, главным образом Платоном и Аристотелем, была заложена основа для исследования дефиниции «творческие способности». Аристотель в своих исследованиях основывался на платоновских представлениях о способности как потенциально данных духовных свойствах человека, без которых внешнее воздействие не может повлечь должного эффекта. Аристотель разделял способности на врожденные и приобретенные, указывал на взаимодействие одаренности и неодаренности, на связь способностей и деятельности. Другое осмысления творческих способностей возникает в христианской философии средних веков, где эта проблема нашла свое отражение в произведениях таких ярких представителей этого исторического периода, как Августин Блаженный и Фома Аквинский. В их трудах декларировалась божественная природа Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в процессе изучения предметов естественно-математического цикла (теоретические и методологические основы) («божественный выбор») творческих способностей. Носители творческих способностей воспринимались «проводниками» божественного творческого замысла.
Следующим заметным этапом в осмыслении природы творческих способностей является период Возрождения (Дж. Боккаччо, М. Монтень, Ф. Петрарка, Б. Телезио и другие). Одной из важнейших особенностей этого периода является перемещение акцента от Бога в сторону человека, творческие способности перестают рассматриваться только как проявление божественного замысла. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первоочередной достоинства человека.
В период Нового времени как одну из основных ценностей, в центре философских исследований проблем творчества и творческих способностей, начинает рассматриваться свобода человека. В научных концепциях Нового времени, отрицаются любые формы давления со стороны государства, религии, а также социальные ограничения. Основными особенностями философии Нового времени является гносеологизм, методологизма, наукоцентризм. В период развития немецкой классической философии стройная концепция творческих способностей была Канту и была развита Ф. Шеллинга. В целом анализ основных подходов к осмыслению природы и роли творческих способностей показал, что понимание ее сущности менялись от одной исторической эпохи к другой.
Опираясь на другие мировоззренческие соображения в XVIII веке, Кант связывает творческие способности с производительным способностью воображения. По мнению исследователя структура творческого процесса является одним из важнейших проявлений сознания. Творческая способность воображения, согласно соображениями И. Канта, объединяет многообразие чувственных впечатлений и единство понятий ума. Воображение отождествляет в себе созерцание и деятельность человека. Итак, творческие способности по Канту, находятся в самой основе познания человеком окружающей действительности.
В отечественной психологии подходы к изучению вопросов воспитания, формирования творческих способностей разрабатывали В. Артемьева, Е. Исаев, Н. Лейтес, А. Матюшкин, А. Мелик-Пашаев, Л. Митина, В.Моляко, С. Новлянська, Л. Обухова, Н. Поддьяков, Ю. Полуянов, И. Пуфаль-Струзик, В. Чудновский, Е. Яковлева и другие.
В начале XX в. возникла психоаналитическая теория творчества, основоположником которой был Фрейд. В творчестве находят воплощение вытеснены стремление и переживания, так называемая сублимация. Способности, творческие способности, рассматриваются как индивидуальные врожденные характеристики, включенные в структуру Эго. Подсознание является важнейшим источником творчества [7].
К. Юнг объясняет творчество как процесс самоактуализации, работу по преобразованию своей личности [3]. М. Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии, описывает творчество как разрушение существующего гештальта для построения наиболее подходящего к ситуации. Творческие способности он понимает им как психологические особенности личности, направленные на достижение равновесия [14]. Дж. Келли, автор теории личностных конструктов, видит в каждом личность исследователя и рассматривает творчество как альтернативу банальном. Адлер, создатель системы индивидуальной психологии, считал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой руководит своей жизнью. Вся человеческая культура — способ компенсации человеком своих несовершенств [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы