Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей младших школьников средствами фольклора
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами фольклора 5
1.1 Понятие творческих способностей, виды и критерии 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 8
1.3 Фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников 12
Глава 2. Эмпирическое исследование творческих способностей младших школьников 17
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 19
2.3. Средства фольклора для развития творческих способностей 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение:
Актуальность исследования. Современное российское общество характеризуется ростом потребности в людях, способных неординарно мыслить, творчески, активно и нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творческого мышления, нестандартное видение проблемы окружающего мира становятся важными вопросами, поэтому раскрытие творческих возможностей человека является одной из ведущих целей образования и воспитания.
Творчество ребенка считается естественным компонентом его развития. В период младшего школьного возраста, когда наступает время самоутверждения посредством преодоления различных культурных стереотипов, возникновения вариативного мышления, ребенок обнаруживает и раскрывает множество возможностей для творчества.
Так же важно заметить, что способность к творчеству выступает одним из важных психологических свойств личности, определяющих готовность человека к развитию в сложных условиях жизнедеятельности. При этом формирование способности к творчеству происходит разными средствами обучения и воспитания на всех этапах онтогенеза.
Педагогическая психология имеет ряд фундаментальных работ, которые посвящены изучению творческих способностей младших школьников. Среди них общие вопросы сущности творческих способностей раскрываются в трудах таких исследователей, как Е.К. Брыкина, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Глотова, Н.Н. Палагина, Ю.А. Полуянов и др.
Л.Ю. Субботина, Н.С. Лейтес, В.Г. Кудрявцев и др. рассматривают в своих трудах аспекты проблемы художественно-творческих способностей. Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин указывают, что творческие способности являются важным компонентом общей структуры личности ребенка, а их развитие дает возможность развивать его личность в целом.
Тем самым можно определить проблему исследования: фолькор как метод развития творческих способностей младших школьников. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования – младший школьный возраст.
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей младших школьников посредством фольклора.
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития творческих способностей школьников с помощью фольклора.
Гипотеза исследования: в соответствии с целью, предметом и объектом исследования мы предполагаем, что для развития творческих способностей школьников необходимо проводить комплексную работу, учитывая требования ФГОС и использования посредством фольклора.
Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических и практических задач исследования:
1. Изучить понятие творческих способностей, их виды и критерии.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Изучить фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников.
4. Организовать исследование творческих способностей младших школьников.
5. Анализ результатов исследования.
6. Развитие творческих способностей посредством фольклора и анализ полученных результатов.
Теоретической и методологической основой нашего исследования является теория развития творческой личности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Д.Б. Богоявленская); теория ближайшего развития (Л.С. Выготский).
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методико-математической и учебной литературы, анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование.
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Средняя общеобразовательная школа №30, дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
В современных социально-экономических условиях наиболее востребована творческая личность, характеризующаяся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложных задач, выдвигаемых жизнью. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
В научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления младших школьников. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляко В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б. и др.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Изменение образовательной парадигмы, которое заключается в переходе к личностно-ориентированной модели обучения, а также появление новых образовательных стандартов, предполагает кардинальную перестройку всего образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие каждого ребенка, и подготовка к быстро изменяющейся жизни в условиях быстрого развития науки и техники, ставит проблемы развития творческих способностей детей на важное место при развитии личности.
С формированием общего уровня развития ребенка происходит рост самостоятельных форм поведения. При этом важно понимать, что творческая переработка ранее пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, которая будет отвечать увлечениям самого ребенка, находит свою реализацию именно в творческой деятельности.
Итак, диагностика уровня сформированности творческих способностей являлась определением результатов творческого процесса в условиях организации уроков в начальной школе. Обследование творческих возможностей детей строилось на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка и современных требований к гуманистически ориентированному творческому воспитанию.
Был проведен анализ уровня воображения младших школьников, так как именно воображение является главной составляющей творческой деятельности ребенка. Было изучено творческое мышление младших школьников. Полученные первичные результаты говорят о том, что оно недостаточно сформировано. При этом результаты проведенного исследования показали, что необходимо проведение систематической работы по развитию творческих способностей младших школьников.
Контрольный этап эксперимента позволил подтвердить значимость развивающей работы обучающимися. Дети показывали более высокие показатели по всем выбранным методикам исследования. Итак, можно утверждать, что, выполняя методические рекомендации при проведении развивающей работы, направленной на совершенствование творческих способностей младших школьников, можно добиться положительных результатов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
1.1 Понятие творческих способностей, виды и критерии
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Зачастую в обыденном понимании творческие способности отождествляется со способностями к разным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и др.
Данное понятие имеет тесную связь с понятием «творчество», «творческая деятельность». Однако суждения ученых по поводу того, что считать творческим, достаточно противоречивы.
Так, творчество можно рассматривать в разных аспектах:
— творчество как продукт, то есть то, что создано;
— творчество как процесс, то есть как создано;
— творчество как процесс подготовки, то есть как развивать творчество.
При этом продукты творчества представляют собой не только материальные продукты, но также могут выступать в форме новых мыслей, идей, решений. Другими словами, творчество представляет собой создание чего-то нового в различных планах и масштабах [10].
С психологической и педагогической точки зрения ценным выступает сам процесс творческой работы, выявление средств и методов развития творчества, поскольку оно представляет собой целеустремленный, упорный и напряженный труд, вызывает необходимость активной мыслительной деятельности, волевые и эмоциональные черты.
Тем самым мы можем сказать, что творческие способности представляют собой индивидуальную психологическую особенность личности, проявляющейся в наличии своей точки зрения на окружающую действительность, направляемой на создание новых и оригинальных продуктов [33].
Творчество рассматривается как активность личности, заключающуюся в возможности выхода за пределы заданного. Оно предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. Можно говорить о том, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности, а это и есть творчество [14].
В качестве синонима творческих способностей часто используется понятие креативность (от лат. Creatio — создание, сотворение). Мы примем эту точку зрения в своей работе [13].
Анализ психологической и педагогической литературы свидетельствует, что ученые выделяют различные виды творческих способностей, ориентируясь на различные критерии: широту проявления, вид проявления, темп психического развития, возрастные особенности, тип деятельности и тому подобное.
В.Т. Кудрявцев основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики), выделили следующие универсальные креативные способности, сформировавшиеся в процессе человеческой истории:
1. Реализм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как человек получает о ней четкое представление и может вписать ее в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений — способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и анализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [25].
Важным и не до конца выясненным остается вопрос о широте проявления творческих способностей личности. Креативность может проявляться в какой-то одной сфере, в специальной деятельности (например, в математике или музыке), а может быть всесторонней, проявляться в различных видах деятельности.
Что касается критериев творческих способностей, то среди них принято выделять следующие:
1. Когнитивно-эмоциональный критерий – выявляет способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов; характеризует степень вовлеченности в творческий процесс – силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, экспрессию, разработанность.
2. Личностно-креативный критерий – указывает на способность к активизации своего творческого потенциала – использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (индивидуальная стратегия).
3. Мотивационно-ценностный критерий – характеризует стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта; указывает на понимание и признание ценности своего творчества и чужого.
4. Деятельностно-процессуальный критерий – отражает применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством фольклора 6
1.1 Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Педагогические возможности фольклора в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста 10
Выводы по первой главе 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством
фольклора 13
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности творческих способностей младших школьников 13
2.2 Методические рекомендации по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством фольклора 24
Выводы по второй главе 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение 34
Введение:
Актуальность данного исследования заключается в том, что решение данной проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение, так как в настоящее время осознается необходимость поисков новых мето-дов музыкального образования младших классов, ставятся вопросы о «корнях», «истоках», «чувстве истории», «памяти».
Музыкальный фольклор в школе на уроках музыки сегодня может стать важным фактором гуманизации образования. В настоящее время многие школьники, мало знают народные песни и мало знакомы с фольк-лором. Данная проблема очень важна, т.к. дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.
Целью данного исследования является обоснование необходимости использования музыкального фольклора как средства развития творче-ских способностей младших школьников.
Цель исследования: разработать комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей детей млад-шего школьного возраста посредством фольклора.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей де-тей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников.
В связи с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
— рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследовани-ях;
— выявить особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством фольклора;
— отобрать методические материалы для диагностики исходного уровня сформированности творческих способностей старших дошкольни-ков;
— сформулировать методические рекомендации по развитию творче-ских способностей у детей младшего школьного возраста посредством фольклора.
Методологической основой исследования формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста послужили труды отечественных и зарубежных ученых: А.В. Брушлинского, Я.А. Понома-рева, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова, В.А. Крутецкого, В. Лоун-фельда, А. Осборна, Б.М. Теплова, В. Хартмана, П. Хенриксона и др.
Значительную роль в изучении различных стороны феномена твор-чества, формирования творческой личности и развития творческих спо-собностей принадлежит исследованиям белорусских ученых: С.Я. Ястрей-ко, И.А. Борейша, Н.Ф. Вишняков, А.И. Кочетов, Р.И. Можджер, В.Н. Наумчик, В.А. Пархоменко, В.С. Решетько, И.М. Розет и др.
Методами исследования послужили описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, эмпирический методы, а также различ-ные виды педагогических наблюдений за работой младших школьников в учебной деятельности, степенью их активности, беседы с учащимися, учи-телями музыки.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных результатов способствует решению проблемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством фольклора.
Цель и задачи курсовой работы, обусловили ее структуру, которая представлена введением, двумя главами, заключением, списком использо-ванных источников и приложением.
Заключение:
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что пробле-ма развития творческих способностей у детей младшего школьного воз-раста является одной из центральных проблем в формировании личности. Вопросы, связанные с развитием творческих способностей, входят в число наиболее актуальных и активно исследуемых различными учеными педа-гогике и психологии.
Применение музыкально-игровой и фольклора создает условия, спо-собствующие повышению уровня развитости музыкально-творческих спо-собностей у детей младшего школьного возраста, обеспечивает обогаще-ние музыкального опыта, развивает творческое воображение детей, рас-ширяет кругозор и воспитывает эстетический вкус, который в дальнейшем будет выражаться в поступках, в отношении семьи, общества и государ-ства.
Педагогическая диагностика является необходимым компонентом в процессе развития музыкально-творческих способностей. Она направлена на выявление исходного уровня развитости музыкально-творческих спо-собностей по заданным критериям, а именно:
– развитость эмоциональной сферы детей в музыкально-игровой дея-тельности, проявляющийся в наличии эмоционального чувства вырази-тельности в жестах, в мимике, в пантомимике, в вокальном интонировании, владении разнообразной гаммой чувств и игровой ролью образности, ко-торых выражены музыкально-творческие способности;
– развитость межличностных отношений у детей в коллективном творчестве, проявляющийся в доброжелательности, открытости, в желании быть среди детей в группе, импровизации новых игр, владением необхо-димыми в этом возрасте навыками этикета в общении со взрослыми и детьми, в раскованности и творческом выполнении пластических и интона-ционно-речевые импровизации;
– творческая развитость детей в элементарном музицировании, про-являющийся в многочисленных и эмоционально-ярких характеристик му-зыкальных образов, включенных в игровое задание, владением звуковы-сотным, ритмическим и тембровым слухом, чистым интонированием ме-лодической линии, естественным звуком.
Целью комплекса занятий является повышение уровня развитости музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного воз-раста в музыкально-игровой деятельности.
Задачами курса является развитие в триединстве, выделенных нами показателей по следующим критериям: развитость эмоциональной сферы детей в музыкально-игровой деятельности, развитость межличностных от-ношений у детей в коллективном творчестве, творческая развитость детей в элементарном музицировании.
В ходе исследовательской работы нами был разработан, с учётом педагогических особенностей младшего школьного возраста, и задач раз-вития музыкально-творческих способностей комплекс занятий по музы-кально-игровой деятельности вошли художественные, литературные и му-зыкальные произведения по музыкально-художественной тематике.
Выбор содержания, форм и методов организации музыкально-игровой деятельности обеспечит положительный результат в развитии по-казателей музыкально-творческих способностей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством фольклора
1.1 Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Многие люди отождествляют творческие способности со способно-стями к различным видам художественной деятельности, с искусством, с умением рисовать, сочинять стихи и т.д. В педагогике и психологии поня-тие творчество чаще всего связывают с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривают его как личностную характеристику. Проблема творчества и развития творческих способностей рассматрива-лась в работах многих отечественных и зарубежных психологов и педаго-гов: Л. С. Выготского, Дж. Гилфорд, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Р. Стернберги др. [20].
Одним из первых исследователей творчества, креативности был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими спо-собностями и способностями к обучению [24]. Дж. Гилфорд была разрабо-тана концепция, в основе которой лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как «тип мышления, идущего в различных направлениях» [12]. Концепцию Дж. Гилфорда в дальнейшем развивает Е.П. Торранс [24], где автор акцентирует внимание на креативности как естественном процессе, порождаемом сильной потребностью человека в снятии напряжения, воз-никающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенно-стью или незавершенностью деятельности. С. Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная составляющая, так и дивергентная [13]. Суть творчества, по Меднику, заключается не в особен-ности операции, а в способности преодолевать стереотипы.
Ф. Достоевский считал, что творчество «неотделимо от человека и составляет с ним целое» [32]. Согласно тезису, оно присуще всем в той или иной