Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей младших школьников при обучении литературному чтению.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретические основы развития творческих способностей обучающихся в начальной
школе. 5
1.1 Понятие
«творческие способности»: психолого-педагогический аспект. 5
1.2
Литературное произведение как основа творчества. 10
Выводы к 1
главе. 14
Глава 2. .
Методические основы развития творческих способностей на уроке литературного
чтения. 15
2.1. Метод
творческого чтения. Использование уроков литературного чтения для активизации
творческого потенциала младших школьников. 15
2.2. Этапы
реализации творческой деятельности на уроках литературного чтения 16
2.3. Приемы
литературного чтения, способствующие развитию эмоциональности, как одной из
творческих способностей. 18
Выводы к
главе 2. 29
Заключение. 30
Список
использованных источников. 32
Введение:
Актуальность
проблемы развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста обусловлена необходимостью совершенствования
организации творческой деятельности детей и стимулирования их активного
отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов,
способов и методов для воздействия на детей с целью развития их творческой
деятельности выступает как актуальный.
Развитие
творчески активной и успешной личности, обладающей способностью эффективно и
нестандартно решать жизненные проблемы, – это важная задача, которую призваны
решить образовательные учреждения. В процессе формирования и успешного
становления креативной личности ребенка необходимо принять во внимание целый
ряд как возрастных, так и гендерных особенностей проявления и развития
творческих способностей.
Позволим
себе напомнить, что способности являются психолого-педагогической категорией и
понимаются как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого;
как свойства функциональных систем, которые содействуют осуществлению отдельных
психических функций, имеющих собственную меру проявления и относящиеся к
успешному и качественному овладению деятельностью.
Степень разработанности темы
исследования. Теоретические
и практические основы научного исследования проблемы, выбранной нами темы были
заложены в трудах Крупской Н. К., Луначарского А. В., Вертгеймер М.,
Келли Дж., Адлера А., Фромм Э., Терстоун Л., Гилфорда Дж., Маслоу А., Баррон Ф.
и многих др.
Объект исследования
– формирование творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования – приемы творческого чтения, способствующие развитию
творческих способностей младших школьников.
Цель исследования
– определить основные аспекты развития творческих способностей младших
школьников при обучении литературному чтению.
Для
достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1.
Рассмотреть сущность понятия творческой способности (психолого-педагогический
аспект);
2.
проанализировать особенности литературного произведения как основы творчества;
3.
рассмотреть метод творческого чтения и особенности использования уроков
литературного чтения для активизации творческого потенциала младших школьников
4
установить этапы реализации творческой деятельности на уроках литературного
чтения;
5.
изучить приемы литературного чтения, способствующие развитию эмоциональности,
как одной из творческих способностей.
Методы исследования.
Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования,
метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы
включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для
творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр
инновационных технологий, 2014. – С. 29.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. [Текст]
/ Д. Б.
Богоявленская – М., 2002. – С. 69.
3. Борзова, В.А., Борзов, А.А. Развитие
творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара,
2004. – 315 с.
4. Бумаженко, Н. И. Развитие
творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и
литературного [Текст] / Н. И.
Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие
креативности: материалы Междунар. конгресса // под ред. И. М. Прищепа;
Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2014.
– С. 33-36.
5. Буряк В. К., Кондрашова Л.В. Формирование
активной, творческой личности в учебном процессе школы и вуза. [Текст] / В. К.
Буряк, Л.В. Кондрашова – Кривой Рог:
КрГПИ, 2006. – С. 90-99.
6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. [Текст]
/ М. Вертгеймер – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2007. – 336 с.
7. Воюшина, М. П. Методика
обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений [Текст]
/ М. П. Воюшина, С. А. Кислинская,
Е. В. Лебедева [и др.]; под ред. М. П. Воюшиной. – М.: Академия, 2010. –
366 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. [Текст]
/ Л.С. Выготский – М., 1987. – 98 с.
9. Голубков, В. В. Методика
преподавания литературы [Текст] /
В. В. Голубков. – М.: Просвещение,
2000. – 233 с.
10. Голушко, Т. В. Урок
литературного чтения – урок творчества [Текст] / Т. В. Голушко // Начальная школа плюс До и
После. – 2009. – №1. – С. 1-3.
11. Ильин Е. П. Психология творчества,
креативности, одаренности. [Текст] / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2009. – 433 с.
12. Камерная, М. А. Развитие
творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и
литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / М. А. Камерная //
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/575039. (дата обращения: 20.10.2020)
13. Кашаева В.В. Формирование
у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на
уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / В. В. Кашаева // Муниципальное образование:
инновации и эксперимент. – 2014. – Т. 5. – С. 57-73.
14. Келли Дж. Теория личности (теория личных
конструктов). [Текст] / Дж. Келли –
СПб.: Речь, 2010. – 249 с.
15. Коновальчук М. Развитие творчества младших
школьников: Система литературных заданий. [Текст] / М. Коновальчук – К.:
Школьный мир, 2010. – 120 с.
16. Курочкина, М.Методы
развития творческих способностей младших школьников [Текст] / М. Курочкина// Воспитание школьников. – 2009. – №4.
– С. 48-51.
17. Литературное чтение 2 класс. Учебник для
общеобразоват. учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе: в 2 ч. Ч. 1
[Текст] / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – 4-е изд. – М.:
Просвещение, 2013. – С. 65-73.
18. Маслоу А. Г. Мотивация и личность /
Перевод. с англ. А. М. Татлыбаевой. [Текст] – СПб.: Евразия, 2009. – 478 с.
19. Никитин Б.П. Ступеньки творчества. [Текст]
/ Б.П. Никитин – М., 2001. – 9 с.
20. Рахимов А. З. Педагогическая технология
творческого развития. [Текст] / А.З. Рахимов – Уфа, 2013.
21. Розенберг Л.А. Развитие творческих сил,
литературных способностей младших школьников [Текст] / Л.А. Розенберг //
Начальная школа. – 1995. – № 2. – С. 25-28.
22. Фромм Э. Человек для самого себя / Пер. с
англ. Э. Спировой. [Текст] – М.: АСТ; АСТ Москва, 2012. – 313 с.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы развития творческих
способностей обучающихся в начальной школе
1.1 Понятие «творческие способности»:
психолого-педагогический аспект Значимость
формирования творческих способностей отмечается многим известными педагогами.
Так,
Н. К. Крупская в статье «О задачах художественного воспитания» указывала на
необходимость в процессе эстетического воспитания учащихся формирования у них потребности
к творческой деятельности.
В
своих трудах она отмечала, что необходимо создать для детей определенные условия
для наиболее полного и разностороннего выражения свои мысли и чувств.
А.
В. Луначарский отмечал, чтобы человек мог воспринимать прекрасное, он должен
сам постараться научиться творить по законам прекрасного.
Процесс
восприятия прекрасного, по мнению А. В. Луначарского, имеет несколько уровней.
Начальный уровень заключается в умении видеть, чувствовать, воспринимать
прекрасное. Средний уровень отличается умением создавать красоту. Высший
уровень проявляется в способности совершенствовать себя в соответствии с
законами красоты.
Таким
образом, главной задачей художественного воспитания подрастающего поколения,
как это отмечают большинство авторов, является формирование творческих
способностей.
Понятие
«творческие способности» рассматривают в своих трудах такие ученые, как М.
Вертгеймер, Дж. Келли, А. Адлер, Э. Фромм, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, А. Маслоу,
Ф. Баррон и др
М.
Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии, описывает творчество как
разрушение существующего гештальта для построения нового, наиболее подходящего
к данной ситуации.
Творческие
способности понимаются им как психологические особенности личности [6, c.18].
Автор
теории личностных конструктов Дж. Келли, в каждом человеке видит исследователя
и рассматривает творчество, как альтернативу банальному [14, c.112]. Отсюда
можно сделать вывод, что творческие способности имеют врожденный характер.
Создатель
системы индивидуальной психологии А. Адлер считал, что каждый человек
изначально обладает возможностью к творчеству, благодаря чему управляет своей
жизнью. Он полагал, что вся созданная человечеством культура – это способ
компенсации человеком своих несовершенств.
Таким
образом, в соответствии с его научными взглядами, творческие способности имеют
врожденный характер.
Э.
Фромм рассматривает творческие способности как врожденные потенциальные
возможности, дремлющие в каждом человеке до определенного момента,
обусловленного его жизнедеятельностью [22,c.86].
У
Э. Фромма ключевой характеристикой является врожденные потенциальные
возможности человека.
Л.
Терстоун отмечает, что развитию творческих способностей способствуют
особенности темперамента, которая проявляется в способности быстро усваивать и
порождать новые идеи.
Он
отмечал, что творческие решения приходят к человеку в момент релаксации,
рассредоточении. так как темперамент имеет врожденный характер, то творческие
способности также можно рассматривать как врожденные.
Дж.
Гилфорд считает креативность универсальной познавательной способностью. По его
мнению, основой творчества является дивергентное мышление, направленное на
поиск нескольких вариантов решения существующей проблемы. Особенностью
дивергентного мышления является то, что оно выходит за пределы существующих
стандартов [11, c.295]. Так как креативость рассматривается им как
универсальная познавательная способность присущая всем, то, следовательно, она
имеет врожденный характер.
Представители
гуманистической психологии считают, что творческие способности присущи каждому
человеку. В их научной концепции они близки к понятию «самоактуализирующейся
личности». Способности, утверждают представители гуманистической психологии,
проявляются в деятельности.
По
мнению известного американского психолога А. Маслоу, источником творчества
является потребность в самоактуализации и самореализации [18,c.324]. А. Маслоу
включает творческие способности в свою теорию потребностей человека.
Ф.
Баррон утверждает, что творчество является общим необходимым условием для
развития человека. По его мнению, творчество – это способность человека
адаптивно реагировать на меняющиеся условия жизни, способность к созданию
чего-то нового. При этом «новое» может носить и субъективный характер.
Для
определения существенных характеристик понятия «творческие способности» нами
был использован метод контент-анализа. Ниже приведена таблица, отражающая
результаты контент-анализа (см. таблицу 1).