Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Русского языка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
§1. Анализ понятия «творческие
способности» в психолого-педагогической литературе 5
§2. Психологические особенности
младших школьников. 9
§ 3. Развитие творческих способностей
младших школьников на уроках русского языка 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 27
Введение:
Актуальность. В системе образования одной из
актуальных задач является развитие творческого потенциала растущей личности.
Значительные возможности в решении этого проблемной задачи имеет школьный курс русского
языка, который предусматривает формирование духовно богатой языковой личности,
способной творчески мыслить, предлагать оригинальные идеи, создавать креативные
и творческие речевые продукты. Правда, творческий потенциал на уроках русского
языка реализуется не в полной мере. Анализ литературы свидетельствуют о доминировании
репродуктивного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, слабую
внутреннюю мотивацию к творческой речевой деятельности учащихся, они в основном
испытывают трудности при составлении текстов, им трудно быть оригинальными,
свободно выражать свои мысли.
Изучение
научных источников, посвященных проблеме творческого развития личности,
свидетельствует, что в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов
(Б.М. Теплова, А.О. Вознюк, Дж. Гилфорда, А.А. Дубасенюк, В.О. Моляко, С.Л.
Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, А.В. Хуторского и др.) описаны общие
положения, которые составляют теоретические основы для решения проблемы
развития творческих способностей школьников в процессе обучения русскому языку.
Отдельные лингвометодические вопросы организации творческой деятельности
растущей личности раскрыто в трудах лингводидактики (А.М. Богуш, Н.А. Будий, М.С.
Вашуленко, А.Н. Горошкина, Н.Б. Голуб, С.П. Караман, Л.Н. Кратасюк, В.С.
Мельничайко, М.К. Пентилюк, Г.А. Шелехова и др.). Однако, в общем показатели
уровня развития речевого творчества школьников остаются посредственными,
невысокого качества. Поэтому актуальным остается дальнейшее изучение путей
совершенствования методики развития творческих способностей учащихся в процессе
обучения русскому языку.
Таким
образом, выше обозначенная актуальность обусловила выбор темы нашего
исследования «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках
русского языка».
Цель исследования: рассмотреть
особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе
изучения дисциплины «русский язык».
Задачи исследования:
1. Проанализировать
понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть
психологические особенности младших школьников;
3. Изучить
методы и способы развития творческих способностей младших школьников на уроках
русского языка
Методологическая база
исследования. Исследование особенностей развития
творческих способностей младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С.
Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А.
Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и
других. Среди разнообразных средств развития творческих способностей младших школьников
особое место занимают уроки русского языка в начальных классах.
Методы исследования: теоретические
– изучение и анализ литературы, конспектирование, составление библиографии.
Теоретическая значимость
исследования состоит в анализе психолого-педагогической
и методологической литературы по проблеме исследования, раскрытие понятия «творческие
способности».
Структура: курсовая
работа состоит из введения, параграфов, заключения, библиографического списка,
включающего 23 наименования,
глоссария.
Заключение:
Одна
из главных задач образовательно-воспитательного процесса в школе является
формирование самостоятельной, творчески мыслящей личности ученика начальной
школы и развитие его способностей, в частности творческих. В
контексте реализации требований ФГОС начального образования указано, что
формирование творческих способностей младших школьников реализуется при
изучении всех учебных дисциплин. Однако
в ходе анализа литературы, было установлено, что творческие способности детей
лучше всего формировать на уроках русского языка.
На
основе анализа исследования по проблемы творческих способностей можем
констатировать, что, во-первых, творческие способности является совокупностью
свойств и личностных качеств личности; во-вторых, такие способности отмечаются
соответствием требований определенного вида деятельности, обусловливающие их
результативность; в-третьих, для развития творческих способностей личность
должна иметь внутреннюю мотивацию; в-четвертых, интеллект выступает
своеобразной базой, определяющей проявление и развитие творческих способностей.
Изученная
система творческих заданий, является эффективной в развитии творческих способностей
детей младшего школьного возраста на уроках русского языка. Рассмотренные
методы делает возможным формирование духовно богатой языковой личности,
способной самостоятельно организовывать собственную творческую деятельность,
инновационно мыслить, предлагать оригинальные идеи, мотивировано создавать
речевые продукты, быстро подбирать различные стратегии и тактики эффективного
общения в зависимости от условий коммуникативной ситуации.
Фрагмент текста работы:
§1.
Анализ понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе Научное
осмысление сущности творческого развития личности связано с анализом
философских (Г. Гегель, И. Кант) и психологических (М.Н. Бахтин, Д.Б. Богоявленская,
Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев и др.) подходов к трактовке этого феномена, как
продуктивной человеческой деятельности, способной порождать качественно новые
материальные и духовные ценности и направленные на самовыражение и самоактуализацию
личности.
В
философских трудах (Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах и др.) на первое место
ставится категория развитие – поэтапного движения личности в направлении
количественных изменений в качественные изменения. Это расширяет категорию
«творчество» в отношениях активности индивида – утверждение, формирования, воспроизводства
и развития.
В
контексте научного изучения, анализ научно-психологических теорий творческой
деятельности отечественных и зарубежных ученых (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов,
Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М.
Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, Ф. Беррон, Дж. Брунер,
Дж. Гилфорд, П. Торренса) позволил трактовать эту категорию, как процесс
формирования личности, направленный на обогащение образно-ассоциативного
мышления, воображения, фантазии, эмоциональности, познания,
практически-действенного фонда и креативности, которая является личностным
образованием. Она является базой для творчества и творческой деятельности в ее
процессуальном и результативном аспектах. На этом основании сформулированы
толкования категорию «творческий развитие» — это динамичный
процесс формирования личности, направленный на расширение спектра способностей
и личностных качеств, которые проявляются в практике различных видах деятельности,
результаты ее характеризуются новизной и оригинальностью [18, с. 28].