Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих возможностей младших школьников 6

1.1. Понятие творчества и творческих способностей психолого-педагогической литературы 6

1.2. Психологические особенности развития творческих способностей у младших школьников 12

1.3. Отражение задач на развитие творческих способностей у младших школьников в нормативных документах 15

Глава 2. Практические аспекты развития творческих способностей у младших школьников на уроках ИЗО 18

2.1. Методы и приемы развития творческих способностей младших школьников 18

2.2. Средства развития творческих способностей младших школьников 21

2.3. Форма организации творческих способностей 31

Заключение 38

Список используемой литературы 42

  

Введение:

 

Актуальность работы. В условиях модернизации современного начального образования актуальной является проблема развития творчества младших школьников. Данная проблема обусловлена тем, что современная начальная школа испытывает необходимость в адекватном технологическом обеспечении процесса развития творческого потенциала личности, поскольку в ней не всегда используются принципы развивающего, проблемного обучения, редко применяются деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный подходы, учитывающие особенности конкретного ученика, разнообразные методы обучения, способствующие развитию творческих качеств школьников и т.д.

В обучении преобладают репродуктивной деятельности учащихся, решение стандартизированных заданий, обеспечивающих прохождение программы по предмету, но не способствующих реализации творчества учащихся.

Актуальной проблемой современной психологии и педагогики является развитие творчества детей. Данная проблема на протяжении долгого времени является предметом научного исследования, что связано с возрастающими потребностями общества в активных творческих личностях, способных находить качественные решения в условиях неопределенности выбора. Соответственно требуется образовательная технология, позволяющая развивать уникальный творческий потенциал каждого ребенка, что предполагает использование подходов, связанных с творческой одаренностью учащихся. Современное начальное образование испытывает объективную потребность в определении средств организации процесса развития творческих способностей младших школьников, способствующих освоению доступных видов творческой деятельности.

На современном этапе происходит активный поиск новых эффективных технологий с целью максимального развития творческого потенциала младших школьников. Противоречия, возникающие между требованиями образовательных программ к умственному развитию ребенка и низким уровнем способностей ребенка создавать что-то новое на основе приобретаемых знаний, до сих пор остаются неразрешенными. Традиционные системы обучения основываются на использовании преимущественно репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, в то время как исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой целостного педагогического процесса. Депривация поисковой активности приводит к потере любознательности, способности мыслить, творчески преобразовывать.

Теоретически тема развития творчества детей младшего школьного возраста раскрыта и проанализирована многими исследователями, однако на практике пути ее решения недостаточно выражены среди практических разработок.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова и др. Специфику творческих способностей изучали Е.В. Матюшкин, А.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др. Анализ особенностей развития творческих способностей ребенка проводился П.К.Анохиным, Л. А.Венгером, О.М.Дьяченко, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддьяковым и многих др.

Объект исследования – процесс развития творческих способ у младших школьников в современной системе образования.

Предмет исследования – творческие способности детей.

Цель исследования – выявить особенности развития творческих способностей младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Дать анализ понятию творчества и творческих способностей психолого-педагогической литературы;

2. изучить психологические особенности развития творческих способностей у младших школьников;

3. определить отражение задач на развитие творческих способностей у младших школьников в нормативных документах;

4. проанализировать методы и приемы развития творческих способностей младших школьников;

5. выявить средства развития творческих способностей младших школьников;

6. рассмотреть форму организации творческих способностей.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, младший школьный возраст — это период усвоения ребенком специальных психофизических и психических действий, обслуживающих письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. Это период умственного развития, формирования рефлексивных и коммуникативных способностей, речевого развития, формирования социальных и личностных качеств, самооценки. Особенности учебной деятельности младших школьников создают условия для формирования их творческих способностей.

В современных концепциях детское творчество рассматривается как результат потребности ребенка в выражении собственного внутреннего мира (А.А. Мелик-Пашаев); как инициативное создание субъективно нового образа (Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина); как потребность внутреннего выражения в реальной форме (Н.А. Бердяев, А.В. Брушлинский)

Творчество — вид деятельности, направленный на решение творческой задачи, результат которой обладает новизной и оригинальностью». Творческие способности предполагают способность к созданию субъективно нового продукта, придумывание к нему новых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, создание новых характеристик; проявление инициативы. Это способности субъективного воображения.

Творчество понимается как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д., там, где создается, открывается, изобретается нечто новое.

Следовательно, творчество можно рассматривать как вид человеческой деятельности, для которой характерно:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации, творческой задачи;

б) социальная и личная значимость для субъекта деятельности;

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Таким образом, творчество – специфический вид неадаптивной продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта субъекта.

Ведущими условиями развития творческих способностей младших школьников служат:

— преобразование из ученика в активного участника познания; наличие психологически комфортной обстановки для развития творческих способностей;

— наличие внутренней мотивации с творческой установкой;

— сочетание разных форм деятельности на уроках; создание ситуаций успеха;

— разнообразие творческих заданий;

— последовательность развития творческих способностей учеников;

— создание равных партнерских позиций между педагогом и ребенком;

— развитие рефлексии школьников для оценки результатов деятельности.

Творческое воображение выступает, как процесс противоположный мышлению, но воображения нет без мышления, и тем не мание оно не сводится к логике, так как в нем всегда присутствует преобразование чувственного материала. Творческое воображение является основой для создания новых образов, которые формируются без опоры на готовое описание и условное изображение.

Младший школьник и его творческое воображение активно развиваются как в процессе игры, так и в обычной продуктивной деятельности, все напрямую зависит от окружающего его мира, образа жизни, воспитания. Воображение формируется от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому.

Главной особенностью творческого воображения у младших школьников является внутренний интерес к процессу, спонтанность, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

— раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

— создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

— самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

— предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

— умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

— комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями — нужна целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть применение художественно-дидактических игр, рисование на темы, выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития творческих возможностей младших школьников

1.1. Понятие творчества и творческих способностей психолого-педагогической литературы

Проблема творчества и творческих способностей анализировалась в работах таких отечественных ученых, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Богоявленская, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянская, В.А. Кан-Калик, К.В. Гавриловен, В.В. Поздняков, а также зарубежных исследователей — Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, и др.

Творчество можно определить как деятельность, направленную на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих новизной и общественной значимостью. С точки зрения философии творчество является необходимым условием развития материи, образования ее новых форм, возникновение которых видоизменяет и сами формы творчества.

Творчество — это процесс создания объективно нового, который основан на способности порождать оригинальные идеи и задействовать нестандартные способы деятельности.

По Г.С. Батищеву, творчество является способностью создавать принципиально новую возможность . Творчество диктует необходимость проявления индивидом мыслительной активности, интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых черт.

Анализ научной литературы по проблеме позволил выделить понятие «творчество» как «один из видов деятельности, направленный на решение творческой задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные (знания, умения, творческие способности) личностные условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью» .

Н.С. Лейтесом разработана концепция творческой одаренности; Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, В.С. Мерлиным, А.В. Петровским — творческой активности личности .

Вопросы, связанные с перспективами развития индивидуальных способностей ребенка до уровня творческих в процессе учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г.Ковалева, А.З. Рахимова, В.Г. Рындак; субъективно-деятельностную основу творчества исследуют Л.А.Волович, Н.Б.Крылова, А.П.Тряпицына .

Анализ научных исследований позволяет охарактеризовать следующие подходы к определению творчества. Процессуальный подход творчество рассматривает в качестве механизма развития (В.С. Библер, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына).

Следующий подход определяет творчество как естественное состояние, ориентированное на преодоление всевозможных комплексов (Л.С. Выготский, А. Камю, Ж.П. Сартр). С точки зрения деятельностного подхода (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин) творчество характеризуется с позиций деятельности и социальной значимости продуктов этой деятельности .

Еще один подход рассматривает творчество как особую форму иррациональности. Она является проявлением бессознательного (З.Фрейд, М.Хайдеггер); «проявлением архетипов коллективного бессознательного» (К.Юнг); «процессом восхождения личности к идеальному» (Р.Ассаджиоли); «не деятельностью, а спонтанным проявлением человеческой сущности» (Г.С.Батищев, В.Н.Дружинин) .

Существует и еще один подход, который творчество определяет как естественную потребность внутреннего выражения в реальной форме (Н.А. Бердяев, А.В. Брушлинский) .

Творческий потенциал может в узком смысле представляет собой творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению; в широком смысле — это еще и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности . О творческом потенциале судят по творческим способностям и одаренности, которые являются синонимичными понятиями.

Понятие «творческие способности» рассматривают в своих трудах такие ученые, как М. Вертгеймер, Дж. Келли, А. Адлер, Э. Фромм, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Ф. Баррон и др.

М. Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии, описывает творчество как разрушение существующего гештальта для построения нового, наиболее подходящего к данной ситуации. Творческие способности понимаются им как психологические особенности личности .

Автор теории личностных конструктов Дж. Келли, в каждом человеке видит исследователя и рассматривает творчество, как альтернативу банальному . Отсюда можно сделать вывод, что творческие способности имеют врожденный характер.

Создатель системы индивидуальной психологии А. Адлер считал, что каждый человек изначально обладает возможностью к творчеству, благодаря чему управляет своей жизнью. Он полагал, что вся созданная человечеством культура – это способ компенсации человеком своих несовершенств. Таки образом, в соответствии с его научными взглядами, творческие способности имеют врожденный характер.

Э. Фромм рассматривает творческие способности как врожденные потенциальные возможности, дремлющие в каждом человеке до определенного момента, обусловленного его жизнедеятельностью . У Э. Фромма ключевой характеристикой является врожденные потенциальные возможности человека.

Л. Терстоун отмечает, что развитию творческих способностей способствуют особенности темперамента, которая проявляется в способности быстро усваивать и порождать новые идеи. Он отмечал, что творческие решения приходят к человеку в момент релаксации, рассредоточении. так как темперамент имеет врожденный характер, то творческие способности также можно рассматривать как врожденные.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы