Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная дефектология

Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Анализ проявления и развития творчества дошкольниками с задержкой психического развития 5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР 5

1.2. Понятие творчества и творческих способностей психолого-педагогической литературы 11

1.3. Творческие способности дошкольников с ЗПР 17

1.4. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей. 18

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития 21

2.1. Организация экспериментальной работы 21

2.2. Определение уровня развития творческих способностей и технических навыков по изодеятельности у детей экспериментальной группы. 23

Заключение 28

Список используемой литературы 31

Приложение 34

  

Введение:

 

Актуальность избранной темы объясняется тем, что развитие творческих способностей ребенка необходимо для воспитания полноценной зрелой личности. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, по мнению Л.С. Выгодского именно этот возраст является сенситивным для развития и формирования творческой личности. Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их общего развития.

Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной взаимосвязи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием, дети имеющие задержку психического развития отличаются отставанием в развитии и несформированности всех этих компонентов, что доказано исследованиями многих авторов (Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, С. Г. Шевченко, К.С. Лебединской, В.И. Л. В. Кузнецовой и др.)

В нашем современном обществе присутствует твердая тенденция напряженного роста количества детей с «задержкой психического развития» (ЗПР) различного генеза.

Сегодня отношение этих детей ко всему детскому населению составляет 20-30%, и этот параметр постоянно растет и образовывается из увеличивающего процента детей с задержкой психического развития относительно детей с нормальным психическим развитием, а также из увеличения количества детей с диагностируемой задержкой психического развития (И.В. Дубровина, Б.П. Пузанов, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына и др.).

Цель исследования – изучить особенности развития творческих способностей дошкольников с ЗПР.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР;

2. проанализировать сущность понятия творчества и творческих способностей психолого-педагогической литературы;

3. проанализировать творческие способности дошкольников с ЗПР;

4. провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий период времени система воспитания и образования в нашей стране переживает ситуацию модернизации, связанную с внедрением инклюзивного образования. Инклюзивное образование является полноправным участием детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни коллектива сверстников детского сада либо школы.

При этом существенно отличающиеся стартовые возможности нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ диктуют необходимость проектирования индивидуального образовательного маршрута последних.

В настоящий период времени в связи с принятием нового Закона «Об образовании в РФ» ФГОС, которые гарантируют школьникам с ЗПР право на обучение в общеобразовательной школе с созданием в ней нужных условий, особо актуальным становится вопрос о масштабах и вариантах совершаемых преобразований в системе основного образования.

Воспитание и обучение и детей с ограниченными возможностями здоровья является социальной проблемой не только нашей страны, но и большинства иных стран мира. Но численность таких детей в современное время в Российской Федерации такая значительная, что не может поддаваться международным сравнениям.

Проблема оказания своевременной комплексной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ является в последнее время предметом пристального внимания исследователей и практических работников системы специального образования.

Категория детей с задержкой психического развития является более многочисленной среди детей с ОВЗ и неоднородной по составу группой детей.

Выраженные и стойкие формы ЗПР требуют специальной психолого-педагогической коррекции.

В качестве возможного выхода при массовых детских садах и образовательных учреждениях создаются группы компенсирующей направленности для детей с заключением «задержка психического развития».

Выявленные особенности развития творчества старших дошкольников с ЗПР в художественно-ручном труде из природного материала, выраженные в его структурных и операционных составляющих, обусловлены общей психической незрелостью развития детей данной категории.

В период дошкольного детства особенно у детей с ЗПР именно изобразительная художественно-продуктивная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме и что не мало важно способствует развитию мелкой моторики рук

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

Особенности развития творческого потенциала показали необходимость организации и проведения коррекционной работы по формированию творческого компонента развития личности дошкольников с ЗПР, необходимого для их успешной социализации.

Экспериментальная работа по развитию творческих способностей и технических навыков по изодеятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития осуществлялась нами на базе МАДОУ №1 г. Барнаул, в течение двух лет (два учебных года). Для исследования творческих способностей и технических навыков у детей экспериментальной группы нами был выбран метод диагностирования.

Анализ результатов диагностики за детьми на констатирующем этапе эксперимента, позволил сделать вывод о том, что у большинства детей низкий уровень развития творческих способностей и технических навыков по изодеятельности. Полученные результаты вызвали необходимость в разработке перспективного планирования кружковой деятельности по использованию в работе с детьми нетрадиционных техник рисования и работы с бумагой для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Разработанное перспективное планирование кружковой деятельности представляет собой целостную систему и имеет свою цель: развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Анализ проявления и развития творчества дошкольниками с задержкой психического развития

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР

Изучение ЗПР у дошкольников считается актуальной проблемой специальной психологии.

Создание методов психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития требует глубокого понимания специфических особенностей их психологического развития на различных возрастных этапах [8, с.59].

Дошкольники с задержкой психического развития – это менее изученная группа, ведь клинические проявления того состояния в раннем возрасте схожи с умственной отсталостью, общим недоразвитием речи и даже педагогической запущенностью [24, с.78].

Впервые термин «задержка психического развития» предложила советский психиатр Сухарева Г.Е в 1959 году.

Понятие «ЗПР» употребляется в отношении к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — функциональной либо органической [5, с.11].

Лебединская К.С. выделяет 4-е группы детей с задержкой психического развития:

1. При задержке психического развития конституционального происхождения ребенок отстает в весе и росте, сохраняет черты лица, характерные для более младшего возраста.

Такие дети характеризуются выраженным отставанием в развитии эмоциональной сферы: при наибольшей выраженности и яркости эмоций наблюдается их лабильность и неустойчивость.

У детей с задержкой психического развития конституционального происхождения выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте. Данный тип задержки психического развития – это временная ЗПР, и обладает более благоприятным прогнозом.

2. При задержке психического развития соматогенного происхождения психическое развитие ребенка тормозится стойкой астенией, резко снижающей общий физический и психический тонус.

На данном фоне может развиться неуверенность, безынициативность и робость.

Зачастую появляется вторичная инфантилизация, приводящая к нарушению работоспособности. Перспективы развития данного ребенка имеют связь с определением содержания лечебно-профилактических мероприятий и гармонизацией отношения к детям со стороны членов семьи.

3. При задержке психического развития психогенного происхождения ребенок обладает нормальным физическим развитием. Он соматически здоров. У многих таких деток диагностируется мозговая дисфункция.

Зачастую данные дети обладают материнской депривацией, проявляющейся в лишении ребенка материнского тепла и заботы. По данной причине задержку психического развития психогенного генеза зачастую имеют дети, которые воспитаны в Доме ребенка.

Дети с задержкой психического развития психогенного происхождения характеризуются психической незрелостью. Дело не только в интеллектуальной неготовности (недоразвитием памяти и, мышления низким уровнем развития мелкой моторики, слаборазвитым фонематическим слухом, неустойчивостью внимания, однако, и в низком уровне учебной мотивации, страхе и тревожности, неспособности к волевым действиям.

4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза у детей обладает наибольшей значимостью для клиники и специальной психологии из-за конкретной выраженности проявлений и необходимости определенных специальных мер психолого-педагогической коррекции.

Данные дети отстают в развитии высших психических функций и по некоторым показателям актуального уровня развития оказываются близкими к умственной отсталости, однако, обнаруживают существенно большие возможности актуального развития, а это позволяет определить их состояние как ЗПР [15, с.437].

В зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и повреждения центральной нервной системы выделяют 2 клинико-психологических варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза:

В первом случае наблюдаются определенные черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма (негрубые неврозоподобные и церебростенические расстройства, незрелость мозговых структур, признаки минимальной мозговой дисфункции).

Нарушения высших корковых функций обладают динамическим характером, который обусловлен их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью. Регуляторные функции очень слабы в звене контроля[28].

Во втором случае имеют преобладание симптомы поврежденности: выраженные психопатоподобные, церебростенические, неврозоподобные, синдромы.

Неврологические данные отображают выраженность органических расстройств и существенную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются и тяжелые нейродинамические расстройства и дефицитарность корковых функций, в т. ч. их локальные нарушения.

Дисфункция регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования.

Исследования Лебединского В.В. и Лурия А.Р. свидетельствуют о том, что иерархия нарушений психических функций при задержке психического развития церебрально-органического генеза обратна, имеющейся при олигофрении, где в первую очередь страдает интеллект, а не его предпосылки [5, с.11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы