Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста 5
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Сущность, содержание, структура понятия творческие способности 9
1.3. Особенности творческого развития младших школьников 15
Глава 2. Методика развития творческих способностей у младших школьников 20
2.1. Методы диагностики творческих способностей младших школьников 20
2.2. Условия и методы развития творческих способностей младших школьников 23
2.3. Практические рекомендации по развитию творческих способностей у младших школьников 28
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Приложение 1 39
Примеры заданий для развития творческих способностей младших школьников: 39
Введение:
Актуальность исследования. Самой актуальной и приоритетной за-дачей российского образования в современном мире является развитие учащихся творческих, креативно мыслящих, самостоятельных, свободно ориентирующихся в реалиях насыщенной и разнообразной картины мира. Наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых лич-ностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятель-ности люди.
Способность творить новое, потребность в творческой деятельности теперь признаются атрибутами психически зрелой, нормальной личности и не редкими исключительными, а включенными в человеческую жизнь яв-лениями.
Одной из актуальных проблем начального обучения является разви-тие творческих способностей детей. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, с тече-нием времени они необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Тема развития творческих способностей детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Как по-казали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, творческие спо-собности выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе [18].
Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста
Предмет исследования: творческие способности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования изучение развития творческих способностей де-тей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение особенно-стей творческих способностей детей младшего школьного возраста помо-жет составить практические рекомендации по их развитию у младших школьников
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности детей младшего школь-ного возраста;
2. Определить сущность, содержание, структуру понятия творческие способности;
3. Раскрыть особенности творческого развития младших школьни-ков;
4. Выявить методы диагностики творческих способностей младших школьников.
5. Описать условия и методы развития творческих способностей младших школьников.
6. Составить практические рекомендации по развитию творческих способностей у младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
Курсовая работа состоит из частей: введения, основной части, ко-торая состоит из двух глав и заключения.
Заключение:
В ходе исследования мы решали поставленные нами задачи. Так мы рассмотрели психологические особенности детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст называют вершиной детства. В со-временной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: но-вые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Ме-няется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Определили сущность, содержание, структуру понятия творческие способности. Творчество является высшим компонентом в структуре лич-ности и одной из наиболее значимых форм психической деятельности че-ловека. Ученые рассматривают творчество как универсальную способ-ность, обеспечивающую успешное выполнение различных видов детской деятельности. Детское творчество — это основной способ существования и развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание окружа-ющего мира, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, идеи, интересы, способности. Детство — это пери-од интенсивного развития, изменений и обучения, период парадоксов и противоречий. Наиболее ярко это проявляется в творческой деятельности, которая позволяет наиболее полно выразить свой внутренний мир.
Раскрыли особенности творческого развития младших школьников. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание узнать об окружающем мире. Накопление опыта и знаний является необходимой предпосылкой для будущей творческой дея-тельности.
В начальных классах возрастает реалистичность детского воображе-ния. Это предусматривает увеличение запаса знаний и развитие критиче-ского мышления. Основными направлениями в развитии воображения ре-бенка младшего школьного возраста является переход ко все более пра-вильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний.
Выявили методы диагностики творческих способностей младших школьников. Изучение творческих способностей крайне затруднительно, т.к. в психодиагностике пока не найдены надежные способы измерения. В тексте курсовой работы мы описали некоторые из методик, которые чаще всего применяются в исследовании творческих способностей младших школьников
Описали условия и методы развития творческих способностей млад-ших школьников. Успешное развитие творческих способностей возможно только при определенных условиях, благоприятствующих их формирова-нию. Развитие способностей у детей происходит в процессе воспитания и обучения. Одним из главных условий развития творческих способностей на занятиях в учреждении дополнительного образования является созда-ние атмосферы, способствующей появлению новых идей и мнений.
Составили практические рекомендации по развитию творческих спо-собностей у младших школьников. Так мы расписали рекомендации по развитию творческих способностей в учебной деятельности. Гипотеза под-твердилась.
Необходимо создать благоприятные условия для развития творче-ских способностей младших школьников в процессе обучения через ис-пользование творческих заданий на всех уроках и во внеклассной работе — эти задачи, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов. Учитель должен создать систему педагогических действий и средств, применяемую в определенном порядке для достижения результа-та. Педагогу необходимо помочь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, показать ему результат его творчества, перспективы роста. Это позволяет развивать навыки межличностного общения, дает импульс к творческому началу учения, формирует у учащихся уверенность в себе, самоуважение, самооценку.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображе-ния у детей младшего школьного возраста
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В совре-менной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценно-сти ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро растут, наблюдается дисгармония в физическом разви-тии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Младший школьник, приобретающий в этом возрасте рефлексию и умение планировать свою деятельность, воспитывается не только через бе-седы и примеры взрослых, но и через различные виды собственной дея-тельности, которая становится систематической, объективной и целе-устремленной. Основными видами деятельности, оказывающими воспита-тельное воздействие на младших школьников, являются учение, игра, об-щение и труд [2, с. 118].
В начальный период обучения основное содержание учебной работы связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познаватель-ных интересов, стремления к познанию истины, желания продолжать са-мообразование и саморазвитие. Фундамент этих качеств закладывается до школы на основе природной любознательности детей, которую необходи-мо всячески поддерживать и развивать.
В младшем школьном возрасте учебная мотивация формируется как единство двух основных потребностей: потребности в знаниях и потребно-сти в достижении успеха. Школьники осознают жизненную важность этих потребностей и динамику их функционирования, начинают различать спо-собности и усилия, понимают, что успех сильно зависит от усилий.
Учащиеся 3 и 4 классов способны различать, когда оценки заслуже-ны, а когда они не соответствуют реальным успехам. Ученик понимает, что недостаток способностей можно восполнить усилиями, а недостаток уси-лий — высокоразвитыми способностями. Осознание этого факта становится сильным стимулом для самосовершенствования и мощной мотивационной основой для самообразования.
Если неудача объясняется тем, что ученик не приложил необходи-мых усилий для решения задачи, это вызывает гораздо меньше огорчений, так как не заставляет ребенка сомневаться в своих способностях. Это ха-рактерно для тех детей, у которых преобладает мотивация достижения. В частности, исследования показали, что удовлетворенность успехами у та-ких детей тем выше, чем больше усилий они приложили для их достиже-ния.
Правильное воспитание стремления к достижению успеха зависит от стиля общения детей с воспитывающими их взрослыми (как родителями, так и учителями), от характера их взаимоотношений, складывающихся в ситуациях, когда есть возможность достичь успеха в той или иной деятель-ности. Было показано, что мотивация избегания неудач чаще формируется у детей, родители которых имеют следующие особенности: во-первых, их больше волнует, соответствует ли их ребенок социальным нормам, не хуже ли его успехи, чем успехи сверстников, а не успехи ребенка относительно самого себя и соответствие достигнутых им результатов приложенным усилиям. Во-вторых, родители таких детей менее отзывчивы к желаниям своих детей, устанавливают над ними жесткий контроль, реже поощряют самостоятельную работу детей, помогают им не в виде советов, а вмешива-ясь в их деятельность и навязывая свое мнение. В-третьих, такие родители часто жалуются на отсутствие у детей способностей, упрекают их в недо-статочном усердии, а достигнутые успехи объясняют в основном легко-стью выполнения заданий, очень редко хвалят своих детей за достижения, часто бывают недовольны их неудачами [16, с. 91].
Игра у младших школьников также служит средством формирования и развития многих полезных личностных качеств, которые они еще не мо-гут сформировать в более «серьезных» видах деятельности. Игру младших школьников можно рассматривать как подготовительный этап развития и переходный момент для включения ребенка в более эффективные с воспи-тательной точки зрения виды деятельности — обучение, общение и труд.
Игры учащихся начальной школы приобретают более сложные формы, становятся развивающими. Их содержание обогащается за счет индивидуального опыта детей. В играх используется усвоение школьных знаний, особенно из области естествознания и труда в школе. Как индиви-дуальные, так и групповые игры становятся все более интеллектуализиро-ванными. Элементы игры привносятся и в обучение, особенно в первом классе.
Общение младших школьников также выходит на новый уровень и несет в себе мощный воспитательный потенциал. Значительно увеличива-ется время, отводимое на общение: школьник большую часть дня прово-дит в контакте с другими людьми. Меняется содержание общения, в него включаются темы, не связанные с игрой, предусматривается специальное деловое общение как со взрослыми, так и со сверстниками. В первых клас-сах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к сверстникам, так как авторитет учителя для них наиболее высок. Но к концу начальной школы авторитет и значимость фигуры учи-теля уже не столь непререкаемы, у детей возрастает интерес к общению со сверстниками, который позже, в подростковом и старшем школьном воз-расте, усиливается. Наряду с этими внешними изменениями в характере общения происходит его внутренняя перестройка, меняются его темы и мотивы. Если в первом и втором классах предпочтения детей в выборе партнеров по общению среди своих друзей определялись в основном оценками учителя, то к третьему-четвертому классу учащиеся уже способ-ны самостоятельно оценивать личностные качества и особенности поведе-ния партнеров по общению [19, с. 175].
Творчество младших школьников по сравнению с дошкольным пе-риодом переходит на качественно новый уровень. Аккуратность, ответ-ственность, трудолюбие и многие другие полезные качества воспитывают-ся в домашнем труде. Это необходимо не только для того, чтобы ребенок помогал родителям по дому, но и для успешного обучения. Основные ви-ды труда, которые воспитывают и развивают ребенка как личность, — это обустройство и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие с ро-дителями в финансовых делах, в приготовлении пищи, уход за растениями и животными и т. д. В сельской местности это также сельскохозяйственные работы. Забота о собственном доме развивает у ребенка чувство хозяина, делает его организованным и улучшает его практическое мышление. У каждого ребенка должно быть свое место в доме для занятий, игр и отды-ха, и он должен принимать непосредственное участие в его обустройстве [14, с. 64].