Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ  6

1.1 Характеристика
творческих способностей детей дошкольного возраста. 6

1.2 Нетрадиционные
техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного
возраста. 10

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ. 16

2.1 Материал для
диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста на начальном
этапе исследования. 16

2.2 Организация
работы, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста средствами нетрадиционных техник рисования. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 27

  

Введение:

 

Актуальность исследования. К числу наиболее значимых вопросов педагогики в
современных условиях относится вопрос развития творческих способностей. Перед
системой образования стоит задача, связанная с воспитанием в детях таких черт,
как творческий подход к окружающему, самостоятельность, активность
познавательной деятельности, способных обеспечить впоследствии, с переходом
детей во взрослый возраст, значительные позитивные изменения в обществе.

В последнее время в
области дошкольного образования для развития творческих способностей детей
стали применяться возможности нетрадиционных техник рисования. Полезны эти
занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами
позволяет им ощутить незабываемые эмоции, формирует творческие способности, что
в итоге способствует общему психическому и личностному становлению. Выбор
нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского
творчества не случаен. Большая часть нетрадиционных техник относится к
спонтанной технологии рисования, при котором рисунок может получится не в итоге
применения специального приема, а как эффект игровых манипуляций.

Все вышеизложенное
определяет актуальность данной работы,
которая состоит в том, что традиционные способности не всегда приносит
необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно
проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью
нетрадиционных методик.

Современные исследования
Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования
способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них
воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают
возможность использования знакомых предметов в качестве художественных
материалов.

В условиях внедрения ФГOC
ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего
возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью возникла
система занятий, которая стимулировала, творческий потенциал детей и развивал
художественно-творческие способности дошкольника. Исходя из вышеизложенного,
были сформулированы цель, объект, предмет исследования, и обозначены задачи
работы.

Противоречие – между необходимостью развитие творческих способностей
дошкольников и отсутствием использование педагогом нетрадиционные техники
рисования.

Проблема исследования состоит в невозможности развитие творческих способностей
дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.

Цель исследования: выявление возможностей использования нетрадиционных техник
рисования для развития творческих способностей дошкольников.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей дошкольного
возраста.

Предмет исследования – нетрадиционные техники рисования как средство развития
творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить характеристику
творческих способностей детей дошкольного возраста .

2. Рассмотреть нетрадиционные
техники рисования как средство развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста.

3. Подобрать материал для
диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста на начальном
этапе исследования.

4. Организовать работу,
направленную на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
средствами нетрадиционных техник рисования.

Гипотеза исследования: использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать
развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение литературных источников (методических,
психологических, педагогических), анализ, синтез, сравнение, систематизация,
наблюдения, эксперимент, изучение опыта, математические методы обработки количественных
результатов.

Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей
развития творчества детей, и в выявлении возможностей использования
нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей.

Практическая значимость данной работы состоит в разработке занятий, которые
могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей
дошкольников.

Структура работы. Данная работа по своей структуре состоит из: введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение
исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.

1. Были изучены
теоретические подходы к творческим способностям детей дошкольного возраста. Был
сделан вывод, что она возникает у детей на 2-м году жизни и на первом этапе
носит характер манипуляций. Как правило, творческая деятельность раньше
проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность
взрослых и начинают им подражать. По мере накопления ребенком жизненного опыта,
творческая деятельность у него ассоциируется с предметами и явлениями окружающего
мира.

Были определены
особенности развития творческих способностей младших дошкольников в рамках ФГОС
ДОО. Под творческими способностями понимается способность обнаруживать новые
способы решения проблем и новые способы выражения.

2. Были определены
особенности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих
способностей дошкольников. Для развития творческих способностей необходимо
использование в педагогической деятельности нетрадиционные техники рисования,
сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять
замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять
нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей
работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

Нетрадиционные техники
рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной
бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование
ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.

3. Экспериментальную
работу следует проводить с детьми 5-7 лет (20 человек). В данном исследовании
был выбран метод диагностики творческих способностей у детей дошкольного
возраста тест Е.П. Торренса (в адаптации Е.Е.Туник), а именно две методики: «Дорисовывание
фигур», в модификации О.М. Дьяченко и методика «Создание рисунка».

4. Были разработаны
занятия по использованию нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в
развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Творческий процесс
научит детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

По результатам работы к
концу эксперимента можно отследить динамику развития творческих способностей.

Цель работы достигнута,
задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕТРАДИЦИОННЫХ
ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ 1.1 Характеристика
творческих способностей детей дошкольного возраста В условиях введения ФГОС дошкольного
образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого
потенциала подрастающей личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются
базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую
направленность человека.

Исследование вопроса
развития творческих способностей в значительной мере зависит от того, каким
является подход к определению содержания понятия указанных способностей.
Достаточно часто творческие способности рассматриваются в качестве способностей
к осуществлению различных разновидностей художественной деятельности (к
красивому рисованию, сочинению стихов, красивому пению и т.д.).

Содержание термина
«творчество» является дискуссионным. Подходы различных авторов к трактовке
данного термина существенно отличаются.

Творчество может
рассматриваться в виде свойства, присущего материи в целом, либо лишь человеку.
Первый подход предполагает широкое представление о законах, которые управляют
действительностью, основывается на общности эволюции природы.

По мнению П.К.
Энгельмейкера, творчество человека является определенным этапом развития жизни,
представляющим собой, в свою очередь, продолжение творчества природы [2].

М.А. Блох рассматривает
творчество как основание процесса эволюции вселенной в целом. Соответственно,
подобный подход рассматривает творчество как качество, которым обладает и
неживая природа, и живая природа, в т.ч. человек, и человеческий социум [4].

Т.С, Комарова считает,
что «Творчество – это привычная, естественная функция мозга, которая является и
реализуется в деятельности в меру наличия специальных возможностей или другой
конкретной деятельности» [8].

Как полагает Я.А.
Пономарев, творчество выступает необходимым условием, в отсутствие которого
материя не может развиваться. Творчество есть условие образования новых форм
материи. Если возникает новая форма материи, происходит изменение и самих форм,
в которых проектах творчество [10].

Иной подход к творчеству
предполагает трактовку его в виде индивидуальной особенности, которая
характерна для жизнедеятельности человека. Творчество в данном случае
рассматривается как черта, позволяющая проводить различие между человеком и
любыми разновидностями представителей животного мира.

Понятие способностей
основывается на отличиях, существующих между людьми, с точки зрения
качественных и количественных характеристик продуктивности осуществляемой ими
деятельности.

Как полагает Г.М.
Ярошевский, сущность творческих способностей состоит в том, что их реализация
представляет собой процесс, в рамках которое формируется нечто новое.
Результатом данного процесса может выступать изменение сознания и поведения
человека, а также продукты творческой деятельности, имеющие внешнее выражение [11].

Под творческой
способностью В.А Сластенин определяет способность, отражающую глубинное
свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные
решения [5].

В разработке проблемы
творческих способностей C. Л. Рубинштейн в своих исследованиях уделил большое
внимание. Под способностями он понимает пригодность к определённой
деятельности. При этом о наличии способностей можно судить по достижениям, по
темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения в
деятельности [6].

Также проявление
творческих способностей может фиксироваться через такие характеристики
деятельности как уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность,
упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность. Также
психологи считают, для творческой личности свойственны высокая мотивация к
деятельности. Творческая личность находит удовлетворение не столько в
достижении цели творчество, сколько в самом его процессе. Специфическая черта
творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой
деятельности [15].

В этой связи мы можем
дать общее определение понятия «творческие способности» — это
индивидуальные особенности качества человека, которые определяет успешность
выполнения им творческой деятельности различного рода.

В отечественной
педагогике и психологии процесса развитие творческих способностей дошкольников
достаточно хорошо изучено. При этом психологи, физиологи и педагоги отмечают,
что дошкольный возраст благоприятный период для развития детского творчества.
Именно в это время происходит прогрессивные изменения во многих сферах,
совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, мышление,
восприятие, речь и воображение. Активно развиваются личностные качества, а на
их основе — способности и склонности.

В качестве важнейшей
отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста, рассматриваются
способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов,
явлений и произведений искусства. Ребенок открывает мир как радостное,
прекрасное, полное красок.

Дети эмоционально
воспринимают произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию и
декоративные изделия), постепенно постигая их художественный «язык». Ведущим
познавательным процессом дошкольного возраста является восприятие. Оно
выполняет объединяющую функцию свойства предметов и целый образ предмета,
познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке
информации и весь полученный опыт об окружающем мире. Под влиянием разнообразной
деятельности ребенка восприятие активно развивается на протяжении всего
дошкольного периода[3].

В дошкольном возрасте
восприятие готовит мышление, дает ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения
и выводов. Мышление дошкольника в свою очередь положительно влияет на развитие
и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность и
продуктивность. Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии
внимания. В это период дети впервые начинают сознательно управлять своим
вниманием, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели
средний дошкольник использует определенные способы, которые он принимает от
взрослого [1]. Одно из основных достижений среднего дошкольника-развитие
произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в
которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения
приводит к достижению успеха.

Начинать развитие
творческих способностей в детском возрасте в мировой педагогике стало
общепринятым, прежде всего, на материале искусства и всевозможных детских игр.
При этом подчеркивают, что процесс детского творчества развивается на основе
двух подходов.

Первый подход отражает
позицию Л.С. Выготского, который считал, что нужно культивировать творческое воображение.
Второй подход связан с тем, что в особой культуре нуждается и сам процесс
воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется
достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может
развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать [7].

Таким образом, творческие
способности являются человеческими способностями, которые рождают что-то
абсолютно новое по качеству. Это также и личностные характеристики человека,
которые устанавливают успешность исполнения творческой деятельности разного
рода. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это
деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт,
имеющий общественное значение. Эта может быть новое значение, предмет, способ
деятельности. Исходя из этого, способности определяются не только своей связью
с определенными видами деятельности. Они связываются также и с личностными
психическими свойствами, обусловленными индивидуальными своеобразием склада
личности.

Дошкольный возраст
является благоприятным периодом для развития творческих способностей
дошкольников. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих
сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие,
мышление, речь, воображение), активно развиваются качества личности, а на их базе
— способности и склонности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы