Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики правополушарного рисования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей дошкольников 6

1.1. Сущность понятия «творческие способности» 6

1.2. Характеристика методики правополушарного рисования 12

Выводы по первой главе 16

Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческих способностей дошкольников посредством методики правополушарного рисования 17

2.1. Организация и методика исследования. Результаты констатирующего этапа 17

2.2. Работа по развитию творческих способностей дошкольников посредством методики правополушарного рисования 21

2.3. Проверка результатов формирующего этапа 28

Заключение 31

Список использованных источников и литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой работы. На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически образованных людей, умение понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление целостной, гармонично развитой и творчески активной личности.

Наша страна нуждается в образованных гражданах, креативных личностях, способных творчески подходить к решению любых проблем. Перед учебными заведениями всех уровней стоит очень важная задача: способствовать тому, чтобы каждый ребенок в будущем стал не просто пассивным членом общества, но и интеллектуальной, инициативной, творческой, общественно полезной личностью.

Соответственно во ФГОС большое значение придается развитию творческих способностей дошкольников. Важным результатом овладения ребенком художественной деятельностью является осознание себя активным субъектом творчества, сформированное эмоционально-ценностное отношение к рукотворному миру. Показатель творческих способностей детей старшего дошкольного возраста определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений, умением работать с различными материалами, использовать различные техники, подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность, эмоционально-ценностное отношение к окружающему.

Противоречие исследования: проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в свете концепций дошкольного воспитания. Однако, способы развития творческих способностей дошкольников все еще остаются на стадии разработки.

Развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных задач нашего общества общества, находящегося на этапе глобальных преобразований, интеграции в мировое образовательное пространство. В соответствии с этим возникает необходимость внесения кардинальных изменений в содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы.

В таком контексте для художественной педагогики характерным становится поиск новых форм и нетрадиционных методов обучения, особенно с учетом того, что изобразительное искусство является особым типом эстетического освоения действительности, имеет широкие возможности художественно отображения окружающей среды, влияния на чувства, вкусовые предпочтения, ценностные ориентации. и нравственные идеалы личности.

Одним из средств развития творческих способностей является правополушарное рисование. Художественно-образная природа искусства делает художественную деятельность детей единственным в своем роде средством формирования и творческих способностей вообще – продуктивного мышления, воображения, лежащие в основе любого вида творчества.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы только тогда, когда дети почувствуют радость и удовольствие от созданного ими продукта деятельности, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Актуальность и противоречие исследование определили тему данной курсовой работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики правополушарного рисования».

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей дошкольников.

Предмет исследования ‒ особенности использования методики правополушарного рисования в процессе развития творческих способностей дошкольников.

Цель курсовой работы состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке потенциала методики правополушарного рисования в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть сущность понятия «творческие способности».

2. Дать характеристику методики правополушарного рисования.

3. Провести экспериментальное исследование развития творческих способностей дошкольников посредством методики правополушарного рисования.

Методами, используемыми в ходе подготовки работы, были определены следующие:

‒ анализ литературы по теме исследования;

‒ синтез и обобщение;

– наблюдение за деятельностью детей;

– анализ продуктов детского творчества;

– беседа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал и полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данного вопроса.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем работы составляет __ страниц.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня не имеют однозначного определения творческие способности и не существует единого подхода к их структурированию. Однако, большинство ученых сутью творческих способностей считают способность порождать новые, оригинальные идеи, эффективно решая проблемные ситуации. Термин «творческие способности» и «креативность» являются тождественными.

Считаем позицию В.В. Клименка о структуре творческих способностей целесообразной, согласно которой их компонентами являются: творческое мышление; творческое воображение, чувство, энергопотенциал и психомоторика человека, обеспечивающие креативность человека при условии их оптимального и гармоничного развития.

Для развития творческих способностей и выявления их динамики необходимо руководствоваться показателями креативности личности, которыми, на наш взгляд, являются: новизна, производительность и гибкость мышления, оригинальность мысли; умение сравнивать предметы или их свойства, оценивать отношение человека к чему-то, готовность действовать так, а не иначе; фантазийность; мотивы, творческая самостоятельность, устойчивая потребность в применении творческих способностей в деятельности; стремление к самосовершенствованию, сознательному развитию и формированию собственных способностей к творчеству; динамика усвоения новых движений и двигательных действий, точность их выполнения, пластичность, рациональность, экономичность, целесообразность, своевременность, что комплексно оценивают выполнение движений и двигательных действий.

Одним из актуальных и эффективных средств развития творческих способностей дошкольников является методика правополушарного рисования, что было подтверждено в процессе проеденного экспериментального исследования.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей дошкольников

1.1. Сущность понятия «творческие способности»

Анализ литературы позволил проследить подходы ученых к пониманию понятия «творческие способности» в историческом аспекте, который показал, что под понятием интеллектуально-творческого потенциала ребенка древними греками понималось единство таких компонентов, как: практическая направленность ума; способность к краткому и ясному выражению собственного мнения; к быстрому схватыванию сути вещей и явлений; умение быстро достигать цели, быть изобретательным.

В истории вопроса о способности высказывалось мнение о том, что проявление творческих способностей возможно лишь в таких сферах, как литература, искусство и наука. Это способствовало отрыву практической деятельности человека от умственного труда.

Л.С. Выготский с такой позицией не согласен. Ученый отмечал, что творчество может проявляться также и в повседневной жизни при решении различных задач, в частности тех, которые свойственны школьном учебному процессу. Данную точку зрения также разделяют и К.К. Платонов, А.В. Петровский, В.И. Глухов, В.Д. Богоявленская и др.

Понятие «творческие способности понимается учеными по-разному. Так, к примеру, под творческими способностями понимают синтез свойств личности, которые соответствуют определенному виду творческой деятельности и обусловливают результативность такой деятельности 1.

К.Э. Циолковским творческие способности определяются как продукт самодвижения, самостоятельного решения задач и вопросов, самостоятельного раскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями, продукт работы мозга на пути «от открытия истин, всем известных, до открытия истин, никому неведомых» [Егошина 2015].

Согласно мнению Е.В. Ермолаева, творческие способности – это вид умственных способностей, выражающихся в умении порождать мыслительную деятельность за пределами требований, отклоняться при мышлении от традиционных норм, генерировать разнообразные оригинальные идеи и находить способы их практичного решения 6.

Довольно часто в литературе синонимичным к понятию «творческие способности» является понятие «креативность», которая в Большой психологической энциклопедии определяется в качестве способности человека к творчеству, которое находит свое проявление в мышлении, общении, чувствах, отдельных видах деятельности. Согласно точке зрения Е.П. Торренса, креативность является способностью личности к порождению новых, оригинальных идей, позволяющих эффективно решать проблемные ситуации. Несмотря на общее содержание понятий «креативность» и «творчество» их можно считать тождественными 8.

Творческие способности являются совокупностью различных качеств. Сегодня не решен еще вопрос, связанный с определением компонентов творческого потенциала личности. Учеными на этот счет высказываются различные мнения.

С точки зрения психологии под способностями к творческой деятельности, в первую очередь, понимаются особенности мышления. Американским ученым Дж. Гилфордом было обнаружено, творческие люди обладают дивергентным мышлением, составляющим основу творческого мышления и являющимся главным компонентом творческих способностей.

Такие ученые, как Г.С. Альтшуллер, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Т.В. Кудрявцев, А.В. Петровский, С.Ю. Лазарев, Е.Ю. Фатеев, в своих трудах отмечают, что компонентами творческих способностей являются следующие: творческое мышление; творческое воображение.

Согласно позиции И.Л. Левину, к творческому потенциалу личности, кроме мышления, относятся также: сознание, интуиция, воображение, мотивы, эмоции, память, воля и др. явления [12]. К творческим способностям автор относит следующие составляющие: первая составляющая, которая связана с мотивацией, выражается в интересах и наклонностях личности; вторая составляющая, которая связана с темпераментом, находит свое проявление в эмоциональности; третья составляющая выражается в умственных способностях личности.

Н. Комиссаренко к общей структуре творческих способностей, кроме творческого воображения и мышления, причисляет такие, как развитая память и точность движений. А.М. Матюшкин, основываясь на трудах таких ученых, как Н.С. Лейтес, В.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, В.М. Русалов, Т.В. Кудрявцев, Дж. Берлайн др., к структуре творческих способностей причисляет следующие: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, проявляющаяся в нахождении нового, в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальности решений; возможность прогнозирования и предупреждения; способность к созданию идеальных эталонов, включающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [2; 4; 11].

В.В. Клименко составляющей творческих способностей считает психомоторику, обуславливая свое мнение единством движения, действий, мысли и энергопотенциала человека. Главным условием работы механизма творчества автор рассматривает оптимальное состояние души (мышление, чувства, воображение) и тела (энергопотенциал, психомоторика) и гармоничность развития всех его составляющих. Только тогда мышление, чувства, воображение будут находить новые задачи, психомоторика – их решать, а энергопотенциал – давать жизнь действиям [9].

Психомоторные способности включают в себя: воспроизведение временных, динамических и пространственных параметров, дифференцировку временных, динамических и пространственных усилий, переключение тонуса между группами мышц в координационно сложных упражнениях и в меняющихся условиях. Критериями совершенства психомоторных способностей является: динамика усвоения новых движений и двигательных действий, точность их выполнения; пластичность и рациональность; экономичность; целесообразность; своевременность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы