Курсовая с практикой на тему Развитие технологического мышления на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития технологического мышления на уроках технологии 6
1.1. Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников 6
1.2. Методы и средства развития технологического мышления на уроках технологии 18
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Практические аспекты развития технологического мышления на уроках технологии в 5-6 классах 24
2.1. Методика формирования технологических умений на уроках
технологии 24
2.2. Диагностика сформированности технологических умений у учащихся на уроках технологии 31
2.3. Анализ результатов исследования 38
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список литературы 47
Введение:
В жизнедеятельности любого общества особое место занимают экономическая сфера и сфера материального производства. А важнейшим условием для их развития является наличие технологически грамотных специалистов, которые смогли бы реализовать практически все научные достижения в различных областях. Еще в 2000 г. Юнеско провозгласила технологическую грамотность универсальной компетенцией современного человека. Она включает способность понимать, использовать, управлять контролировать и оценивать технологию,развитие творческих способностей, сознательности, гибкости, предприимчивости, умение решать проблемы.
Современный технологически компетентный человек должен уметь осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации с учетом экономической эффективности и возможных экологических последствий технологической деятельности, четко определять свои жизненные и профессиональные планы. Как же подготовить таких специалистов? Конечно, такая проблема решается. Для этого создаются определённые социальные, экономические, политические и другие условия государством, школой, родителями. Ученик выступает главным объектом, а школа знакомит его с полученным жизненным опытом всего человечества, помогает познать и изучить этот опыт посредством освоения образовательных программ по всем учебным предметам, и конкретно, по технологическому образованию.
Формирование технологической грамотности школьника происходит именно на уроках технологии, путем развития технологического мышления, потому что только Технология объединяет в себе знания всех известных наук, потому что в основе своей предмет Технология имеет практико-ориентированную направленность, т.е. на его уроках дети учатся создавать конкретный готовый продукт (изделия из различного материала). Но, чтобы создать такой продукт школьнику необходимо обладать некоторыми компетенциями, т.е. знаниями, определёнными умениями и самое главное, способностью применять эти знания в решении конкретно поставленных задач. Ученику необходимо искать новые, нестандартные решения, проявлять творческое отношение к работе, способность к пространственному воображению, уметь связывать теорию с практикой. В основе таких умений, как свидетельствуют исследования психологов, лежит развитое технологическое мышление.
В научной литературе проблема развития технологического мышления рассматривается в педагогике, психологии. В работах A.B. Антонова, Б.А. Душкова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Б.Ф. Ломова, А.Ф. Эсаулова, 5 И.С. Якиманской и других раскрываются экспериментальные и прикладные психологические и педагогические аспекты развития технологического мышления учащихся. В работах O.A. Булавенко, М.М. Зиновкиной, М.В. Мухиной, В.Д. Симоненко, П.Ф. Филиппова и других рассматриваются педагогические условия развития технологического мышления учащихся и студентов. Отдельные аспекты формирования технологического мышления отражены в ТРИЗ – технологии решения изобретательных задач, разработанной Г.С. Альтшуллером.
Несмотря на то, что данная проблема неоднократно рассматривалась в работах многих авторов, многие учащиеся сталкиваются с затруднениями при решении творческих и технических задач. В связи с этим имеет место противоречие между возросшей потребностью общества в технических профессиях, личностях способных ставить и решать технические задачи, и недостаточной изученностью проблемы развития технологического мышления у обучающихся на уроках технологии.
Объект нашего исследования образовательный процесс по технологии.
Предметом исследования является процесс развития технологического мышления на уроках технологии.
Целью нашего исследования будет выявление, и экспериментальная проверка особенностей развития технологического мышления у обучающихся 5-7 классов на уроках технологии.
Гипотеза: Успешность развития технологического мышления у обучающихся 5-6 классов на уроках технологии будет достигнута если:
-создание комфорта для творчества;
-формирование ценностного отношения к своему и чужому труду;
-создание продукта по своему замыслу и идеи;
-включение детей в активные методы;
-применение разнообразных методов развития технологических умений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать характеристику психолого-педагогическим условиям развития технологического мышления у учащихся.
3. Выявить уровни развития технологического мышления у учащихся.
4. Разработать комплект заданий, направленных на развитие технологического мышления учащихся.
В ходе работы над темой исследования на разных ее этапах использовались следующие методы исследования: анализ исследований по педагогике, психологии, физиологии труда; изучение и обобщение педагогического опыта; анализ школьных программ, учебных пособий по трудовому обучению, образовательной области «Технология» и методике их преподавания; наблюдение и анализ педагогической деятельности учителей и учебной деятельности учащихся на уроках; педагогический эксперимент.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Новые условия жизни ставят новые задачи и перед педагогикой. Анализ отечественного и зарубежного опыта по вопросам подготовки учащихся к труду показал, что сегодня в системе общего образования особую актуальность и важность приобретает технологическая подготовка учащихся.
В ходе проведенного исследования выявлено, что полноценное общее образование включает в себя технологическую подготовку, в ходе которой необходимо осуществлять формирование технологических умений.
В связи с этим была определена цель исследования, а именно, разработка методических основ эффективного формирования технологического мышления учащихся.
Подход к решению этой проблемы был осуществлен на основе анализа задач, содержания, форм и методов формирования технологических умений в школе с привлечением исследований по психологии труда.
Сущность подхода состоит в том, что для определения методических основ формирования технологических умений были проанализированы научные работы по психологическим и педагогическим проблемам формирования умений, определено место технологических умений в общей структуре, уточнен их состав и само понятие.
Мы определили, что технологические умения представляют собой систему взаимосвязанных умений самостоятельно планировать технологический процесс, анализировать и выбирать рациональные технологии обработки материалов, самостоятельно применять выбранные технологии в процессе изготовления изделий.
Принципиально важным является то, что технологические умения рассматриваются нами как система, как единство взаимовлияющих друг на друга компонентов.
Эффективность формирования технологических умений зависит от методических основ, на которых строится этот процесс. Эти основы позволил определить теоретический анализ и экспериментальное исследование.
Оценка эффективности формирования технологических умений проводилась по индивидуальным и групповым показателям, в число которых
вошли показатели рациональности применяемых технологий обработки материалов, соответствия их условиям труда, спектр и эффективность разрабатываемых технологий, качество и время выполнения технологических заданий.
Отметим, что было проведено специальное сравнение однородности состава контрольных и экспериментальных групп, равенства общих условий образования и жизни детей.
Принципиально важным результатом исследования явилось положение о необходимости практической деятельности для формирования полноценных технологических умений, причем завершаться эта деятельность должна изготовлением изделия по разработанной учеником технологии с применением выбранных им технологий обработки материалов.
В процессе исследования выявилось, что в содержание обучения школьников необходимо включать изучение разнообразных технологии и предоставлять ученикам возможность свободного выбора из них в процессе изготовления изделий.
Необходимо отметить эффективность бригадной формы проведения практической работы в сочетании с индивидуальным подходом, когда каждый ученик имеет свою собственную задачу по разработке технологии и изготовлению изделия, подчиненную общей цели бригады.
Среди методов обучения надо выделить метод проектов выполняемых школьниками в течение всего учебного года, причем в ходе их выполнения акцентируется этап изучения технологий обработки материалов.
Исследование подтвердило полезность использование учителем на уроках и во внеурочное время специальных методических приемов: краткого
рассказа о технологиях, показа учителем альтернативных способов изготовления изделия, взаимообучения учащихся внутри группы, включения в учебные занятия ролевой игры; дискуссии о различных технологических решениях между учащимися, свободный обмен информацией в ходе выполнения проектов.
Результаты проведенного нами дипломного исследования позволяют утверждать, что выдвинутая гипотеза о путях повышения эффективности формирования технологических умений учащихся 5-6 классов подтвердилась.
В ходе исследования мы уточнили содержание технологических умений, в структуре которых выделили такие умения как: умения осуществлять деятельность по разработке и планированию технологического процесса, умения анализировать и выбирать рациональные технологии обработки материалов, умения практически применять выбранные технологии обработки материалов в процессе изготовления изделия.
В результате анализа тематической литературы мы, подтвердили тот факт, что понятие «технологическое умений» является системным, входящие в него компоненты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Мы также обосновали требования к содержанию практической деятельности учащихся 5-6 классов, необходимые для эффективного формирования технологических умений на уроках и во внеурочное время. По нашему мнению, оно должно позволять смещение акцента труда учащихся 5-6 классов с объекта труда на способы обработки материалов и допускать возможность свободного выбора учеником способов изготовления изделия.
Определены формы организации практической деятельности учащихся на занятиях: бригадная форма работы в сочетании с индивидуализацией трудовой задачи для каждого учащегося.
Выявлены эффективные методические приемы для формирования технологических умений учащихся: показ учителем альтернативных способов изготовления изделия; краткие рассказы учителя о технологиях обработки материалов, включаемые в урок как фрагмент; взаимообучение учащихся внутри группы; организация коротких технологических дискуссий, позволяющих школьникам за небольшое время познакомиться с несколькими технологиями; включение в учебные занятия ролевой игры, с совместным участием учеников и учителя, когда учащиеся выступают в роли заказчиков, а учитель — в роли исполнителя работы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития технологического мышления на уроках технологии
1.1. Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников
Важность технологической подготовки школьников подчеркивается во всех педагогических исследованиях, как в нашей стране, так и за рубежом. Необходимой составляющей частью такой подготовки является формирование технологических умений содержание которых необходимо уточнить, выявив общность и отличия от других умений. Для уточнения содержания технологических умений и определения условий их эффективного формирования у школьников необходимо соотнести технологические умения с категорией «умение». Достаточно обратиться к работам П.Р. Атутова, Н.А. Бернштейна, А.К. Гастева, А.М. Новикова и ряда других ученых как станет ясно, что категория «умение» неоднократно рассматривалась в психологических и педагогических исследованиях, в том числе в исследованиях по трудовой подготовке учащихся. Например, Н.Н. Новиков рассматривает умение как «…способность человека успешно достигать сознательно поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания» [23].
Б.Т. Лихачев определяет умение как «…способность человека выполнять какую-либо деятельность или действие на основе ранее полученного опыта». Автор подчеркивает, что «психологической основой умений является понимание взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения» [18].
П.И. Подкасистый рассматривает умение «…как способность (подготовленность) к выполнению определенной деятельности, опирающаяся на знания и навыки и совершенствующаяся вместе с ними» [24].
О.В. Сидоров определяет умение, как «…способность осуществлять составные компоненты деятельности – действия — или, в самом широком понимании, … — как способность к деятельности в целом» [27].
Следовательно, понятие «умение» необходимо рассматривать с точки зрения деятельности, так как для осуществления деятельности и для достижения целей деятельности учащиеся должны обладать определенными умениями, но и в результате деятельности также будут формироваться умения. Поэтому, важным моментом для формирования умений будет оптимальная организация соответствующей деятельности школьников.
Другим важным моментом в структуре умений и в процессе их формирования многие ученые-педагоги и психологи, как основу выделяют различного рода знания. Н.А. Леонов отмечает, что способы практической реализации политехнических знаний составляют политехническое умение и основа формирования политехнических умений – использование политехнических знаний для решения научно-технических и производственных задач [16].
Поляков В.А., Казакевич В.М. определяют следующие типы знаний, которые лежат в основе формирования трудовых умений в ходе трудового обучения — это знания терминов и понятий; знания фактов, законов и теорий; методологические знания и знания оценочные [цит. по 10].
Н.Н. Новиков отмечает невозможность формирования трудовых умений без таких знаний, как знания об окружающей действительности и знаний о деятельности в ней [23] .
Таким образом, основой формирования умений вообще и трудовых умений, в частности, являются соответствующие знания. Следовательно, в процессе формирования технологических умений также необходимо выделить технологические знания, которые определяется исходя из содержания собственно технологических умений и являются основой формирования соответствующих технологических умений. Содержание технологических умений необходимо уточнить с учетом современной концепции технологической подготовки и тех понятий, которые сложились в теории и практике трудовой подготовки школьников.
Трудовые умения одна из важных категорий в трудовой подготовке и трудовом обучении и поэтому необходимо детальное рассмотрение этого понятия в работах психологов и педагогов. Психологи и педагоги в своих работах широко используют термин «трудовые умения» и производные от него.
По определению Н.Н. Новиков трудовые умения – это «…умения осуществлять деятельность по непосредственному преобразованию материальной действительности, в том числе и в первую очередь — в производительном труде в сфере материального производства» [23].
Очень часто также употребляется термин «практические умения». По отношению к трудовым умениям его следует рассматривать как более общее понятие — любая практическая деятельность направлена на реальное изменение наличного материального бытия.
Широко распространен также термин «профессиональные умения». Их следует рассматривать скорее не как самостоятельный класс умений, а как четко определенный круг трудовых умений, характеризующийся высоким уровнем выполнения трудовых действий. Для профессиональных умений характерны высокая точность и скорость выполнения действия. устойчивость, т. е. сохранять точность и темп действия, несмотря на побочные явления.
«Общетрудовые умения» — необходимы для любой трудовой деятельности (планирование, организация работы, самоконтроль и т. д.).
«Общетехнические умения» — это умения чтения и составлениячертежей, выполнения технических расчетов, измерений, настройки и наладки технических устройств.
Все вышеперечисленные термины относятся к разным классификациям, и они частично пересекаются, перекрывают друг друга. Для соотнесения содержания технологических умений и трудовых умений, необходимо рассмотрение того, как разные авторы подходят к вопросу классификации трудовых умений.