Курсовая с практикой на тему Развитие тактильных ощущений младших школьников на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. Тактильные ощущения. 5
2. Тактильные ощущения младших
школьников. 10
3. Способы развития тактильных
ощущений.. 18
4. Способы развития тактильных
ощущений на уроках технологии.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29
ЛИТЕРАТУРА.. 31
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35
Введение:
Актуальность. В настоящее время, на фоне стремительного прихода в наш быт
новых технологий, прежде всего смартфонов, планшетов, обуславливающих повышение
риска недостаточного физического развития детей, появляется опасность появления
у дошкольников и детей младшего школьного возраста существенных отклонений в
процессах развития органов чувств, и прежде всего, тактильной чувствительности
в руках, что, наряду с мелкой моторикой рук, неразрывно связано с процессом
развития у детей речевого аппарата. Как известно, процесс развития тактильной
чувствительности начинается вместе с первыми попытками изучения ребёнком
окружающего его мира, что проявляется через попытки ухватить находящиеся вокруг
предметы. Однако, уже в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте
неизбежное увлечение детей современными гаджетами может привести к нарушению
тактильной чувствительности, что в последствии может негативно сказаться на
обучаемости ученика и его физических способностях.
Именно в целях
преодоления данной проблемы и существуют в школах уроки технологии. Наряду с
такими важнейшими педагогическими задачами, как развитие у детей творческого
подхода, нестандартного мышления, воображения, способности к сбору
соответствующей информации, навыков подготовки соответствующих материалов и планирования
своего времени, в задачу уроков технологий входит развитие органов чувств, в
том числе и тактильной чувствительности рук, а также развитие мелкой моторики
пальцев, что также положительно влияет на тактильную чувствительность. И
наоборот, в соответствии с исследованиями, при наличии у детей нарушений в
области тактильной чувствительности, у них наблюдались нарушения в психической
сфере.
Таким образом, в
настоящее время в задачи уроков технологий входит обучение детей правильным
движениям, развитие у них навыков анализа материалов, с которыми они работают,
способностей к контролю за совершаемыми в ходе своей деятельности движений
мелкой моторики не только через зрение, но и через повышение чувствительности в
пальцах, что в свою очередь простимулирует развитие у них тактильной
чувствительности. Правильно построенный педагогический процесс обусловит не
только развитие у детей тактильной чувствительности в правильном направлении,
но и будет способствовать творческому развитию детей, так как в этом возрасте
данные процессы тесно взаимосвязаны.
Объектом
настоящей работы являются тактильные ощущения младших школьников.
Предметом
настоящей работы стало развитие тактильных ощущений младших школьников на
уроках технологии.
Целью
настоящей работы является выявление закономерностей развития тактильной сферы у
учеников 1-го класса, посетивших занятия уроков технологии по предложенной
автором схеме и посещавших занятия по утверждённым схемам.
В задачи настоящей
работы входит:
1. рассмотрение понятия тактильных ощущений;
2. изучение особенностей развития тактильной
чувствительности у детей младшего школьного возраста;
3. раскрытие способов развития тактильных ощущений;
4. раскрытие способов развития тактильных
ощущений на уроках труда. Структура.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
из 20 источников и приложения, содержащего краткие планы предлагаемых уроков.
Заключение:
Итак, в настоящей работе
мы рассматривали различные аспекты тактильной сферы. По итогам проведённых
исследований, опираясь на сформированные во введении стоящие перед нами задачи,
можно сформулировать следующие выводы:
1. Тактильная
сфера человека – один из основных каналов восприятия человеком окружающего
мира. Информация, получаемая человеком через тактильную сферу, формируется в
определённых корковых частях головного мозга, куда она собирается как от
рецепторов кожного покрова человека, так и от мышечных рецепторов, благодаря
чему появляется возможность определить физические характеристики объектов, с
которыми соприкасается индивидуум. Также немаловажным фактором является то, что
тактильная сфера – первый информационный канал, через который начинается
познание мира и взаимодействие с ним. С другой стороны, в старости, с угасанием
всех остальных органов чувств, тактильная сфера, как правило, продолжает
бесперебойно функционировать.
2. Являясь
первой психической функцией, через которую младенец начинает познавать мир,
тактильная сфера также является наиболее связанной с биологическим развитием
индивидуума, в отличие от других, прежде всего зрения и слуха, которые в
процессе развития ребёнка всё более становятся зависимыми от его социального
развития. Соответственно, при наличии тех или иных нарушений в
психоэмоциональной сфере легко устраняется посредством активизации в ходе
педагогического процесса тактильной сферы. Также немаловажным фактором является
выявленная взаимосвязь между развитием тактильной сферы и речевого аппарата, а
также координации и других видов деятельности. По всей видимости взаимосвязь
имеет место через области корковой зоны головного мозга.
3. Тактильная
сфера является основой любой деятельности человека в любом его возрасте.
Поэтому с самого его рождения необходимо стимулировать развитие тактильной
сферы. Ещё Монтессори, занимаясь развитием младенцев, много внимания уделяла
развитию у них тактильных ощущений, причём она использовала приёмы выделения
определённых тактильных ощущений посредством игры с младенцем предметами,
имеющими отличие только по одному какому-то признаку. В настоящее время методом
проб и ошибок уже подобрано большое количество видов игровой деятельности,
которая позволяет развивать тактильную сферу младенца, ребёнка и школьника,
среди которых можно отметить работу с глиной, аппликации, аппликационную лепку,
оригами, макраме, нестандартные виды рисования, мозаику, конструкторы, паззлы,
а также сортировку мелких предметов, что является первым шагом к
математическому мышлению у ребёнка.
4. Подготовка
к уроку технологии является сложным процессом и состоит из большого количества
этапов, среди которых можно выделить такие основные этапы, как планирование и
работа с документацией, определение педагогических задач, подготовка
теоретической части урока, планирование характера дидактической активности
учащихся, постановка гипотезы, которая уже позволяет провести детальное
проектирование урока. В настоящее время на уроках технологии практикуется
создание внештатных ситуаций, которые заставляют детей искать выход из них.
Фрагмент текста работы:
1. Тактильные ощущения Все процессы развития
человека, как личности, а также, в принципе, любой его деятельности, и
физической, и умственной, предполагает его взаимодействие с внешним миром.
Любое взаимодействие человека с внешним миром осуществляется через органы
чувств и через физическое воздействие человека на окружающий мир посредством
той или иной физической деятельности или передачи информации посредством
звуков. Однако, в нашем случае, нас интересует именно получение информации
человеком из внешнего мира, что осуществляется через органы чувств. Человек,
если он абсолютно здоров, получает информацию из окружающей его
действительности через шесть основных каналов [5, с. 266]:
— визуальная информация получается человеком через органы
зрения, т.е. через глаза;
— звуковая информация человеком воспринимается через органы
слуха, т.е. через уши;
— информацию из внешнего мира о запахах человек получает через
органы обоняния, которым является нос;
— вкусовые качества потребляемой человеком пищи передаются ему
через осязательные ощущения, получаемые им от языка;
— и, наконец, самая важная для нас часть информации, в
контексте настоящего исследования, об окружающей человека действительности
получается им через осязание, то есть посредством тактильных прикосновений кожи
человека с объектами из внешнего мира;
— в некоторой степени, к органу чувств можно отнести и
вестибулярный аппарат, совокупность органов в голове человека, отвечающая за
ощущение равновесия, веса, ориентацию в пространстве.
В основе восприятия
информации человека из внешнего мира через свои органы чувств лежат ощущения,
которые можно описать, как элементарные психические процессы, возникающие в
ходе физического раздражения соответствующих рецепторов органов чувств, т.е.
воздействия на них, например, световых волн на палочки и колбочки органов
зрения, звуковых волн на барабанные перепонки, определённых химических веществ
из воздуха на обонятельные рецепторы в носу и вкусовые рецепторы на языке и во
рту человека. Сложный синтез получаемых информационных потоков от органов равновесия,
находящихся в ушах, а также данных, получаемых из разных частей тела, позволяет
мозжечку и некоторым другим частям головного мозга успешно анализировать и
принимать решения относительно нахождения тела человека в равновесии, его
ориентации в пространстве, а также принимать решения о необходимости действий в
физическом мире по коррекции положения тела человека в пространстве [11, с. 79].
При соприкосновении человека
с физическими телами за получение информации о соприкасаемом с телом человека
объектом отвечают тактильные