Курсовая с практикой на тему Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством театрализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами театрализации 6 1.1 Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста 6 1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 9 1.3 Возможности театрализации для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13 Глава 2. Организация исследования по определению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19 2.1 Описание методики исследования уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19 2.2 Результаты исследования уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 21 Заключение 29 Список использованных источников 31 Приложение 35 Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами театрализации 6 1.1 Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста 6 1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 9 1.3 Возможности театрализации для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13 Глава 2. Организация исследования по определению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19 2.1 Описание методики исследования уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19 2.2 Результаты исследования уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 21 Заключение 35 Список использованных источников 39 Приложение
Введение:
На сегодняшний день
проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований
психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование
речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из
важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем.
Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию
умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной
задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность
речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в
формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит
реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным
направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое
является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Отметим, что речевое развитие является одним из средств
формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С.
Выготский, отмечая, что становление личности имеет непосредственную связь с
овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими
перестраивает отношение ребенка к людям и самому.
Образовательная
область «Речевое развитие» Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования предполагает владение детьми речью как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества» [30, с.7]. Проблемой
развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б.
Флерина и мн. др.
Вопросы
формирования связной речи изучались Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным,
Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и др.
Такие
педагоги и психологи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ф.А.
Сохин и др. в своих исследованиях говорят о том, что в старшем дошкольном
возрасте у ребенка происходит развитие осмысленного восприятия, что позволяет
им понимать произведение и развивать тем самым связную речь.
Психолого-педагогические
исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время
наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями
речевого развития. Среди них велика категория детей с задержкой психического
развития.
При задержке психического развития наблюдаются
различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование
всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В
тоже время одним из важных показателей готовности
Заключение:
Подводя итог, следует
заметить, что речь представляет собой высшую психическую функцию, которая
интегрирует все функциональные системы организма дошкольника. В процессе
дошкольного детства речь ребенка становится средством планирования и регуляции
ее практического применения. Выполняя такую регулирующую и планирующую функцию
речь определяет развитие мышления, а, следовательно, позволяет формировать
более высокий уровень практической деятельности детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст
считается самым благоприятным временем для усвоения речи. В этот период растет
речевая активность ребенка, протекает накопление активного и пассивного
словаря, удлиняются и становятся более сложными речевые высказывания, постепенно
становясь рассказами, совершенствует грамматический строй речи и т.д.
Для интенсивного развития
речи одним из методов выступает театральная деятельность, которая представляет
собой в дошкольном возрасте игровую деятельность, включающую в себя действия детей
с кукольными персонажами, либо же собственные действия по ролям.
Особенность театральной
деятельности для развития речи заключается в том, что при выполнении
поставленной роли, ребенок вступает в диалог с другими персонажами, что требует
от него ясного, четкого и понятного изъяснения. Все это способствует развитию
диалогической речи, ее грамматического и интонационного строя, формирование
умения правильно и логически излагать свои мысли, отвечать на поставленные
вопросы.
Итак, на констатирующем этапе было определено, что у
детей преобладает низкий уровень развития речевых способностей и монологической
речи. Полученные результаты позволили определить направления работы с
дошкольниками. Предполагаем, что занятия театрализованной деятельностью
позволят повысить показатели сформированности связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ 1.1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Многие
исследования современной лингвистики и психолингвистики предлагают
характеристику монологической связной речи и особенностей ее развития. Общим
пониманием связности речи относительно разных видов развернутых высказываний,
считается совокупность тематически соединенных отрезков речи, которые имеют
тесную взаимосвязь и характеризуются единым смысловым и структурным целым [29].
Такой
исследователь как Н.Л. Ерастов указывает, что «монологическая связная речь в
широком понимании представляет собой единицу речи, составные языковые
компоненты которой характеризуют логически и грамматически организованное по
законам конкретного языка единое целое» [14, с. 60]. Тем самым автор говорит о
том, что любое самостоятельное и отдельное предложение может выступать
разновидностью связной речи.
Среди
исследователей, которые изучали вопросы развития монологической связной речи в
дошкольном возрасте, принято выделять таких педагогов, психологов и логопедов
как В.П. Глухов, А.Н. Гвоздев, Н.Л. Ерастов, Ф.А. Сохин и пр.
По мнению Ф.А. Сохина в монологической связной речи
определяются все достижения дошкольников в овладении родным языком, поскольку в
ней отражается уровень усвоения звуковой культуры речи, словарный запас и
грамматический строй языка. Тем самым, особенности построения детьми
высказываний говорит об общем уровне речевого развития ребенка. Однако
«монологическая связная речи является наиболее сл