Теории и методики развития речи дошкольников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие связной речи на занятиях детей 3-4 лет с игрушками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретическое изучений особенностей развития
связной речи в дошкольном возрасте. 4

1.1. Понятие связной речи и ее значение для детей
дошкольного возраста  4

1.2. Особенности развития связной речи у детей 3-4 лет. 9

1.3. Роль игрушек при развитии связной речи дошкольников
3-4 лет. 12

Глава 2. Обзор современные методик диагностики связной
речи у дошкольников 3-4 лет. 18

2.1. Сопоставительный анализ диагностических методик по
развитию связной речи дошкольников 3-4 лет. 18

Заключение. 24

Список литературы.. 25

 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования
. На сегодняшний день проблема речевого
развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В
них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение
детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов
образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к
необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и
логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания
дошкольников.

В первую очередь важность
речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в
формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит
реализация основной, коммуникативной, функции языка.
В рамках социализации приоритетным
направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое
является важным условием для вхождения ребенка в социум.

Отметим, что речевое развитие является одним из средств
формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С.
Выготский, отмечая, что становление личности имеет непосредственную связь с
овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими
перестраивает отношение ребенка к людям и самому.

Степень
изученности темы
.
Проблемой
развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б.
Флерина и мн. др. Вопросы формирования связной речи
изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выготским, А. А.
Леонтьевым и др.

Использование игры для развития связной речи детей
дошкольного возраста отражено в работах
таких авторов как З.Е.
Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и
Н.С. Четверушкина.

Целью исследования
является изучение особенностей развития связной речи у детей 3-4 лет.

Поставленная
цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1.
Изучить понятие связной речи и ее значения для детей дошкольного возраста.

2.
Выявить особенности развития связной речи у детей 3-4 лет.

3.
Исследовать роль игрушек при развитии связной речи дошкольников 3-4 лет.

4.
Провести сопоставительный анализ диагностических методик по развития связной
речи дошкольников 3-4 лет.

Объектом исследования
выступает процесс развития связной речи в дошкольном возрасте.

Предметом исследования
выступает роль игрушек в развитии связной речи у дошкольников 3-4 лет.

Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение и
анализ диагностических методик по теме исследования.

Структура
работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день, теория и практика дошкольной коррекционной
педагогики и психологии широко изучает проблему создания
психолого-педагогических условий для развития связной речи дошкольников. Такой
интерес к проблеме связной речи объясняется тем, что практические разработки
дошкольных организаций сталкиваются с трудностями, которые можно определить как
недостаточная изученность условий и сложность онтогенеза языковой способности
детей 3-4 лет.

Помимо того, было определено, что связная речь является наиболее
сложной формой речевой деятельности, которая характеризуется
последовательностью систематического развернутого изложения мысли. А развитие
связной речи выступает как важное условие успешности обучения детей в школе.
Поэтому владение хорошо развитой связной речью позволяет детям далее успешно
осваивать школьную программу, последовательно и полно излагать свои сужения,
приводя аргументы и соблюдая логичность высказывания.

Таким
образом, важно отметить, что связная речь имеет весьма важное значение для развития
ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития
речи занималось множество педагогов и психологов.

Развитие
речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает
использование множества специальных педагогических методов и собственных
речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо
использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с
ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и
в процессе игровой деятельности.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучений особенностей развития связной
речи в дошкольном возрасте

1.1. Понятие связной речи и ее значение для детей дошкольного
возраста

Многие
исследования современной лингвистики и психолингвистики предлагают
характеристику связной речи и особенностей ее развития. Общим пониманием
связности речи относительно разных видов развернутых высказываний, считается
совокупность тематически соединенных отрезков речи, которые имеют тесную
взаимосвязь и характеризуются единым смысловым и структурным целым [19].

Такой
исследователь как Н.Л. Ерастов указывает, что «связная речь в широком понимании
представляет собой единицу речи, составные языковые компоненты которой
характеризуют логически и грамматически организованное по законам конкретного
языка единое целое» [10, с. 60]. Тем самым автор говорит о том, что любое
самостоятельное и отдельное предложение может выступать разновидностью связной
речи.

Среди
исследователей, которые изучали вопросы развития связной речи в дошкольном
возрасте, принято выделять таких педагогов, психологов и логопедов как В.П.
Глухов, А.Н. Гвоздев, Н.Л. Ерастов, Ф.А. Сохин и пр.

По мнению Т.
А. Фалькович в связной речи определяются все достижения дошкольников в
овладении родным языком, поскольку в ней отражается уровень усвоения звуковой
культуры речи, словарный запас и грамматический строй языка. Тем самым, особенности
построения детьми высказываний говорит об общем уровне речевого развития
ребенка. Однако связная речи является наиболее сложной формой речевой
деятельности, поскольку имеет характер последовательного систематического
развернутого изложения [31].

Основной
функцией связной речи выступает коммуникативная. Ее осуществление протекает в
двух формах – диалог и монолог. Диалог как форма речи представляет собой
реплики, которые характеризуются цепью речевых реакций, осуществляющиеся в виде
сменяющих друг друга вопросов и ответов, или принимающие форму разговора
нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия собеседников и
ситуации, когда участники процесса понимают, о чем идет речь.

Монологическая
речь представляет собой вид связной речи, которая исходит от одного лица, и
выполняет коммуникативную цель, заключающуюся в сообщении тех или иных фактов
из окружающей действительности. Монолог является самой сложной формой речи,
которая служит для целенаправленной передачи информации [30].

Следует
отметить, что развитие форм связной речи, т.е. диалогической и монологической,
занимает важную позицию в процессе речевого развития детей, а также центральное
место в общей системе работы по развитию речи в дошкольных организациях.

Обучение
связной речи представляет собой важную цель и средством практического овладения
навыками родного языка. В связи с этим освоение различных сторон речи выступает
как необходимое условие по развитию связной речи, тогда как связная речи
оказывает влияние на обучение ребенка применять самостоятельно отдельные слова
и синтаксические конструкции. Отмечается, что при нормальном онтогенезе
развитие связной речи сопровождается развитием мышления, деятельности и общения
[25].

Говоря об
этапах развития связной речи, необходимо отметить, что в процессе первого года
жизни посредством эмоционального общения детей с взрослыми происходит
закладывание основ будущей связной речи. Основываясь на понимании, в первую
очередь примитивном, начинает протекать развитие активной речи ребенка.

Далее, на втором году
жизни у ребенка проявляются первые осмысленные слова, которые впоследствии
выполняют функцию обозначения предметов. Постепенно формируется в речи детей
первые предложения.

На третьем году жизни
происходит развитие понимания речи быстрым темпом, формируется собственная
активная речь ребенка, растет его словарный запас и усложняется структура
предложений. С этого момента времени ребенок начинает использовать
диалогическую форму речи [10].

В период
дошкольного детства протекает отделение речи от непосредственного практического
опыта. При этом главная особенность этого процесса заключается в появлении
планирующей функции речи, которая получает форму контекстной, монологической
речи. Ребенок усваивает различные типы связных высказываний, среди которых
выделяется описание и повествование, что касается рассуждения, то оно частично
в дошкольном возрасте, опирается при этом на наглядный материал, а впоследствии
без него. Далее происходит усложнение синтаксической структуры рассказов, растет
количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [16].

Независимо от
формы речи, основным коммуникативным условием является связность. Поэтому с
целью овладения коммуникативными навыками важна организация специального
развития у дошкольников составления связных высказываний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы