Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие связной речи детей на занятиях с игрушками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ РАБОТЕ С ИГРУШКАМИ 6
1.1 Связная речь и её значение в развитии детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности монологической речи детей младшего дошкольного возраста 11
1.3 Педагогические условия и методика развития описательной речи у детей младшего дошкольного возраста при работе с игрушками 14
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С ИГРУШКАМИ 18
2.1 Изучение уровня развития связной речи детей младшей группы при описании игрушек 18
2.2 Организация обучения младших дошкольников описательным рассказам по игрушке 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

 

  

Введение:

 

В дошкольном возрасте ребёнок активно усваивает разговорный язык, происходит становление и развитие фонетического, грамматического и лексического строя речи. Всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста, а именно умственное, нравственное и эстетическое развитие, невозможно без полноценного овладения ребёнком родного языка. И чем раньше ребёнок начнёт овладевать родным языком, тем успешнее и свободнее он будет пользоваться им в дальнейшем.
Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста остается одной из актуальных в теории и практике психологии и педагогики, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
А.В. Запорожец и М.И. Лисина считали, что общение возникает раньше остальных психических процессов. По их мнению, ни один вид детской деятельности невозможен без общения ребёнка со сверстниками и взрослым. Общение влияет не только на речевое, но и на психическое развитие ребёнка, в процессе него формируется детская личность.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей дошкольного возраста занимались такие учёные, как Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна и других.
В дошкольном учреждении ребёнок учится грамматически правильно, связно, последовательно излагать свои мысли; речь его становится более содержательной, живой, интонационно выразительной. По тому, как ребёнок умеет излагать свои мысли, строит логические умозаключения, рассуждает, задаёт вопросы, можно судить об уровне его речевого развития.
По проблеме развития связной речи в детском саду проводилось много исследований, в частности, изучались вопросы использования наглядности, а именно, игрушек в процессе обучения.
Несмотря на то, что в методике развития речи в детском саду игрушка давно рассматривалась как важное средство развития связной речи, рассказыванию по игрушке уделяется явно недостаточное внимание. Это объясняется тем, что, по существу, в учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на очередность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность различных занятий с игрушками.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно — логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Таким образом, с одной стороны, игрушки обладают большим потенциалом для развития связной речи на занятиях в детском саду, но с другой стороны этот вопрос получил недостаточное научно-теоретическое обоснование в методической литературе.
Проблемой настоящего исследования является определение: при каких педагогических занятиях с игрушками возможно более эффективное развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Цель курсовой работы рассмотреть развитие связной речи на занятиях с игрушками.
Объект исследования — связные высказывания монологического типа у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — педагогические условия формирования речи дошкольников на занятиях с игрушками.
Гипотеза исследования: широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми дошкольного возраста будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить развитие связной речи и её значение в развитии детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности монологической речи детей младшего дошкольного возраста.
3 Рассмотреть педагогические условия и методика развития описательной речи у детей младшего дошкольного возраста при работе с игрушками.
4. Изучить уровень развития связной речи детей младшей группы при описании игрушек.
5. Разработать комплекс заданий для обучения младших дошкольников описательным рассказам по игрушке.
Методологической основой исследования является положение теории речевой деятельности, ее структуре, роли в формировании личности ребенка.
В ходе исследования нами были использованы как теоретические методы (изучение психолого-педагогической, методической литературы, анализ общеобразовательных программ и т.д.), так и эмпирические (анализ педагогического опыта, комплексный метод диагностики речевого развития, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, количественной обработки данных).
Структура работы: курсовая работа объемом состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научно-методической литературы показал, что связная речь играет ведущую роль в процессе развития ребенка, оказывает большое влияние на развитие умственного и эстетического воспитания, а также выполняет значимую социальную функцию.
Анализ высказывания детей среднего дошкольного возраста показал, что в монологической речи дошкольники часто заменяют существительные местоимениями, неточно обозначают детали предметов и игрушек. Используют в основном простые, неполные предложения. Высказывания большинства детей отличаются композиционной незавершенностью, используется формально-сочинительная связь между предложениями.
Ценность занятий с игрушками состоит в том, что дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описания, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательным.
Целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей дошкольного возраста связных монологических высказываний описательного типа в ходе специально организованных занятий и в процессе повседневной игровой деятельности детей оказывает большое влияние не только на развитие описательной речи, но и на развитие повествовательной.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, согласно которой широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми дошкольного возраста будет способствовать эффективному формированию у них полноценных высказываний, подтвердилась.

 

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ РАБОТЕ С ИГРУШКАМИ

1.1 Связная речь и её значение в развитии детей младшего дошкольного возраста

Связная речь представляет собой высказывание, наделенное смысловым значением, имеющее развёрнутый вид, в котором сочетаются логически несколько предложений. Благодаря связной речи возможно обеспечить процесс общения и достижения понимания общающихся. В связной речи должно быть отражено предметное содержание вместе со всеми его существенными сторонами. Возможны две причины, препятствующие формированию связной речи. Первой причиной является отсутствие осознанности этих связей, что соответственно, не позволяет представить их в мыслях говорящего. Второй причиной служит невыявленность этих связей соответствующим образом в его речевой деятельности.
В исследованиях A.Н. Гвоздева, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева, О.С Ушаковой отмечается появление элементов монологической речи у нормально развивающихся детей, достигших возраста 2-3 лет.
Основной средой, в которой формируется связная монологическая речь, является диалог. В лингвистике диалогическую речь исследователи противопоставляют монологической. Диалогическая речь характеризуется неполнотой, сокращенностью, часто фрагментарностью. В диалогической речи допустимо использование разговорной лексики и фразеологии. Диалог часто бывает кратким, обрывистым. Человек склонен использовать простые сложные бессоюзные предложения в диалогической речи, не тратить время на предварительное обдумывание своего высказывания. Особенностью диалога является его связность благодаря участию двух собеседников.
Монологическая речь представлена связным высказыванием, имеющим логическую последовательность, относительно долгое протекание. Для монологической речи не обязательна немедленная реакция слушателя. Монологическая речь сложно устроена, ее цель – выразить мысль человека неизвестную другим людям. В своей монологической речи человек использует литературную лексику, развернутое высказывание. Она характеризуется законченностью и логическая завершенностью, обязательно должна быть синтаксически оформлена. Обеспечить монологу связность может один говорящий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы