Курсовая с практикой на тему Развитие связной речи детей 4-5 лет в процессе общения со сверстниками.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Связная
речь детей дошкольного возраста: понятие, значение
1.2.
Особенности развития связной речи у детей 4-5 летнего дошкольного возраста
1.3. Роль
общения со сверстниками в процессе развития речи ребенка
ГЛАВА 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
2.1
Методические основы формирования связной речи у детей среднего дошкольного
возраста
2.2
Сопоставительный анализ методик, направленных на развитие связной речи у детей
4-5 лет
Введение:
Актуальность темы. Каждый
дошкольник должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и
последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть
живой, непосредственной и выразительной.
Связная речь неотделима
от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В самостоятельном
связном высказывании отражается логика мышления дошкольника, его умение осмысливать
воспринимаемое и выражать его в грамматически и синтаксически правильно
оформленной, логичной речи. По тому, как дошкольник умеет строить свое
высказывание, можно судить об уровне его речевого становления.
Одним из важнейших
составляющих связной речи является рассказывание, при котором дошкольник должен
самостоятельно отобрать содержание для своего высказывания и самостоятельно его
оформить.
Умение рассказывать
играет большую роль в процессе общения. Для дошкольника это умение является
также средством познания, средством проверки своих знаний.
В соответствии с
онтогенезом дошкольник без речевой патологии овладевает этими навыками к 5-6
годам. Он может развернуто пересказать прочитанное ему литературное
произведение, свободно, полно, связно составить рассказ по серии сюжетных
картин или по одной сюжетной картине, ярко и красочно с применением
многосложных слов составить рассказ – описание или творческий рассказ.
На полноценное овладение
связной речью должна быть направлена работа по развитию у детей
лексическо-грамматических средств языка и поиск эффективных приемов и методов
образования самостоятельного связного высказывания.
Исходя из этого, наше
исследование является актуальным, что и определило цель исследовательской работы – найти эффективные приемы и методы
развития связной речи детей 4-5 лет в процессе общения со сверстниками.
Объектом
исследования является связная монологическая речь детей 4-5 летнего возраста.
Предметом
исследования является развитие связной речи детей 4-5 лет в процессе общения со
сверстниками.
Для реализации цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Анализ общей и
специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение и определение развития
связной речи у детей 4-5 летнего дошкольного возраста.
3. Определение основных
направлений и содержания методических основ
формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести сопоставительный анализ методик, направленных на развитие
связной речи у детей 4-5 лет.
Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы исследования:
— анализ научной, педагогической и методической
литературы по проблеме исследования.
Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В данной работе ставилась цель теоретического обоснования развития связной речи детей 4-5 лет в процессе
общения со сверстниками.
Проделанная работа позволяет сделать
следующие выводы:
— Анализ научно-методической литературы показал, что связная речь
играет ведущую роль в процессе развития ребенка, оказывает большое влияние на
развитие умственного и эстетического воспитания, а также выполняет значимую
социальную функцию.
С возрастом возрастающую роль в общем и особенно речевом развитии
ребенка играют слух, чтение, беседа, дискуссия, аргументация — специфическая
форма речевой деятельности людей. В
таких формах общения ребенок развивает его как средство воздействия на других и
на себя, как средство самопознания и саморегуляции.
Формируясь в процессе общения
ребенка со взрослыми в различных практических действиях ребенка, он проходит в
своем развитии несколько этапов: развитие слов как синтеза сигнала, основанного
на выделении существенных признаков, и овладение ими. простые грамматические формы; овладение ситуативной речью, быстрое освоение
и понимание произнесенных слов; переход
к овладению ситуативно-связной и выразительной речью, освоению более сложных
грамматических структур; Появление
внутренней речи.
К тому времени, когда ребенок
идет в школу, он обладает правильным звучанием слов и четко произносит их,
имеет определенный словарный запас, в основном исправляет его: строит различные
проектные предложения, согласовывает слова по полу, числу, падежу, обязательно
спрягает общие глаголы; свободно
использует монологическую речь: умеет рассказывать о своих переживаниях,
пересказывать содержание сказок, рассказы, описывать окружающие предметы,
раскрывать содержание картины, некоторые явления реальности. Развитие, особенно развитие речи,
рассматривается как стад, полный формирования личности дошкольника, который
богат возможностями для решения многих проблем интеллектуального, эстетического
и нравственного воспитания.
Развитие языка становится очень
важной проблемой в современном обществе.
Формирование речи молодого поколения является обязанностью педагогов,
вовлеченных в развитие речи.
— Ценность общения со сверстниками состоит в том, что дети учатся
отбирать предметно-логическое содержание для описания, приобретают умение
выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно
пользоваться языковыми средствами.
— Использование схем при составлении описательных рассказов заметно
облегчает дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи.
Наличие зрительного контакта делает такие рассказы четкими, связными, полными и
последовательным.
Целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей среднего
возраста связных монологических высказываний описательного типа в ходе
специально организованных занятий и в процессе повседневной игровой
деятельности детей оказывает большое влияние не только на развитие описательной
речи, но и на развитие повествовательной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО
СВЕРСНИКАМИ
1.1. Связная речь
детей дошкольного возраста: понятие, значение
детей дошкольного возраста: понятие, значение
Прежде всего рассмотрим ключевые понятия исследования: «лексика»,
«слово». Лексика – (от греч. leksikos – относится к слову) – совокупность слов
языка, его словарный состав; словарный состав языка, какого-нибудь его стиля,
сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения [3, С.90.].
Этот термин используется и по отношению к отдельным пластам словесного состава
(лексика бытовая, деловая, поэтическая) и для обозначения всех слов,
употребляется любым писателем или в любом одном произведении [13, С.145.].
В словарных источниках лексика (lexicos – словесный, слово, выражение,
оборот речи) определяется как совокупность слов, входящих в состав языка;
словарный запас произведений авторов или совокупность слов, употребляемых в
какой-либо сфере деятельности. Языковеды определяют лексику как совокупность
употребляемых в языке слов, с которыми связаны определенные значения,
закрепленные в общественном обиходе; отдельные слои или группы слов (бытовая
лексика, профессиональная); словарный состав языка, совокупность всех слов,
имеющихся в языке [5, С.139.].
Проблема слова принадлежит к одной из наиболее дискуссионных
лингвистических проблем, поскольку именно оно является главной единицей языка.
Слово выступает основным строительным материалом высказываний, с помощью
которых реализуется общение между людьми. Оно является основной единицей наименования
фактов действительности, а также восприятий, мыслей, чувств человека, вызванных
этими фактами. Слово как языковая единица требует соответствующего своей
природе определения, которое бы отграничило его от ближайших языковых единиц
(морфемы и предложения), соседнего слова. Слово является представителем всех
компонентов языка – фонетики (состоит из звуков речи), лексики (обозначает,
кодирует любое явление действительности, несет смысловую нагрузку), грамматики
(в определенной грамматической форме). Итак, слово выступает центральной
единицей, пронизывающей всю языковую систему.
Слово-слог или совокупность слогов, которые обозначают понятия,
представления или любой предмет. Объяснение значения слов происходит в
семантике, близких по значению слов — в синонимике, происхождение слов-в
этимологии. Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими
чувствами: имена существительные – предметы, прилагательные – конкретному
бытию, качеству предметов; наречия и союзы – связям и отношениям, которые существуют
между предметами; глаголы – процесса, происходящего между предметами.
Предложение содержит выражение, вопрос о мире, наблюдаемом или
переживаемом [22, С.290.]. Слово – основная структурно-семантическая единица
языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений
действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и
грамматических признаков, специфичных для каждого языка. Характерными
признаками слова являются цельность, выделимость и свободная воспроизводимость
в речи. В слове различаются следующие структуры: фонетическая (организованная
совокупность звуковых явлений, образующих звуковую структуру слова). Выделяют
лексическое и грамматическое значение слова. Совокупность грамматических
значений, выраженных определенными языковыми средствами, образуют
грамматическую форму слова [15, С.480].
Итак, слово-единица речи, служащая для наименования понятий,
предметов, лиц, действий, состояния, признаков, связей, явлений, оценок; речи,
способности говорить; разговор, беседа, что-то высказанное; публичное
выступление, речи; речи на любую тему, рассказ, рассказ; право, разрешение
говорить публично; мнение, заключение (часто о достижениях в любой отрасли).
Становление речи дошкольника начинается с трех месяцев, с периода гуления
[26, С.480]. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению
звуков. Одновременно происходит процесс становления понимания речи. Сначала
дошкольник начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и
действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами собой, а в процессе
постепенного овладения навыками произношения отдельных слов.
Речь – сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая
система языка в процессе общения. Речевая функциональная система основывается
на деятельности мозговых структур, каждая из которых выполняет свою
специфическую операцию. Речь развивается комплексно: активная речь дошкольника
и понимание им речи взрослых развивается одновременно.
С 3 до 9 месяцев дошкольник просто лепечет; как бы играет звуками и
слогами; подражает звукам речи окружающих и в результате получаются первые
слова. Слоги для дошкольника становятся целым словом – мама, папа, баба, дядя,
дай, кис-кис, ням-ням. От 9 месяцев до 1 года словарь увеличивается и содержит
названия предметов, животных, игрушек; имена взрослых и детей. Дошкольник живо
реагирует на обращенную к нему речь. А до 1,5 лет она говорит фразы из двух —
трех слов. Активный словарь содержит около 250 слов.
Становление речи детей в раннем возрасте-одна из самых трудных задач
педагогики указанного возрастного периода; тесно связан с формированием всех
психических процессов (восприятие; память, мышление) и одновременно является
основой целенаправленной познавательной деятельности дошкольника. Именно
поэтому данная проблема всегда была в центре внимания исследователей [15,
С.266].
Дошкольник рождается с готовым аппаратом речи, отмечает Е. Тихеева, но
не разговаривает. Это обусловлено не только недостановлением всей нервной
системы и центров речи, но и рядом других причин: новорожденный не владеет
навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести; у
него отсутствует содержание для речи, поэтому нужно этот смысл получить; ему
неизвестны словесные формы речи, он должен с ними познакомиться; речь связана с
проявлениями мышления и обусловлено им; язык развивается в условиях социального
общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные
связи еще не установлены, их нужно установить [7, С.318.].
Первый год жизни относится к подготовительному периоду речевого
становления, в середине которого выделяют три этапа. Первый этап (1 месяц – 5-6
месяцев) с ведущей деятельностью – эмоциональное общение дошкольника с
взрослым, характеризуется появлением первых реакций. Дошкольник начинает свою
жизнь криком. Крик новорожденного – признак нормального становления человека в
организме матери. Второй этап подготовительного периода (6-12 месяцев)
характеризуется становлением понимания речи взрослых. Появляется новый тип
общения взрослых с ребенком – общение на основе понимания речи взрослых. При
нормальном речевом общении дошкольника с взрослым, по мнению Н. Красногорского,
образования определенных речевых реакций и понимания речи происходит путем
подражания и меняется путем рефлекторного повторения или «физиологической
эхолалии» [49, С.208]. За И. Кольцовой, слово приобретает для дошкольника
значение условного раздражителя на 8-9 месяце ее жизни. Дошкольник учится
понимать, что каждый предмет, каждое свойство предмета, любое действие имеет
свое название. Следовательно, чем чаще и длительнее общение, тем быстрее
происходит отделение слова как условного сигнала, и наоборот, чем меньше
общаются с ребенком, тем более длительным будет время начала понимания речи
взрослых. На конец первого года жизни дошкольник хорошо понимает не только
отдельные фразы, и целые предложения в речи взрослых, воспроизводит согласно
словесных раздражителей адекватные действия и движения. Слово взрослого
начинает регулировать поведение дошкольника. До 8-10 месяцев слово остается для
дошкольника только звуковым раздражителем. И только в конце года, по данным И.
Кольцовой, оно со звукового раздражителя преобразуется в речевой сигнал. Ф.
Фрадкина приводит следующие данные относительно количества слов: в 10 мес. –
1-5 слов, в 11 мес. – 3-8 слов, в 12 мес. – 7-12 слов. На конец года в словаре
дошкольника, в среднем, насчитывается от 8 до 15 слов [37, С.127.]. Появление
первых осознанных слов в речи дошкольника определяется потребностью в общении [16,
С.120.]. Такую потребность должен создать для дошкольника взрослый. Стимулом
активного употребления первых слов является вопрос взрослого. Очевидно,
дошкольник не сможет сразу дать на них словесную ответ, это вполне закономерное
явление. Г. Лямина дает характеристику первых детских ответов. Так, на первом,
начальном, этапе вместо ответа словом, дошкольник выполняет какое-то действие
или движение. На втором этапе уже появляются неадекватные речевые ответа: а)
дошкольник шевелит губами, языком, делает глубокий вдох, воспроизводит
интонацию без членоподельного произношения слова, словно произносит его не
озвучено; б) отвечает неадекватно, любым легким для дошкольника словом; в)
ответы-последействия, дошкольник произносит не то слово, которое нужно сказать
в определенный момент, а то, которое нужно было назвать ранее [30, С.30.].