Начальное образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие связанной речи младших школьников с помощью интерактивных методов в учебной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ  3
Введение  5
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   12
1.1. ПОНЯТИЕ И
СТРУКТУРА СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  12
1.2. ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   18
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ  27
1.4. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ   37
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   48
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ   48
2.2. АНАЛИЗ
СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ  51
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ
КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА   53
2.4. РАЗРАБОТКА И
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ
МЕТОДОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   62
Выводы   70
Список литературы  72

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Модернизация системы современного образования требует особого
внимания к дидактическим методам и средствам интенсификации в развитии связной
речи младших школьников в учебной деятельности в зависимости с учетом половых
особенностей. Своевременное развитии связанной речи в младших школьников в
учебной деятельности мальчиков и девочек является одним из основополагающих
условий благоприятного формирования личности человека, а также успешной
социализации.

О необходимости работы над
речью, создания системы работы, специальных речевых упражнений,
последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи –
С. Рубинштейн
[20]. При этом знания и
умения по языку и речевому развитию составляют для учащихся фундамент, на
котором происходит овладение речевыми умениями.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной
деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и
обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и контроля
за этими знаниями [2]. К сожалению, в школах достаточно много детей, отстающих
в учебе по различным причинам. Особую тревогу вызывает их речевая подготовка,
от которой зависит качество учебно-воспитательной работы в целом. Все дети
развиваются по-разному, поэтому стоит уделить большое внимание на развитии
связанной речи младшего школьного возраста в учебной деятельности по половым
особенностям. По статистике до семи лет девочки опережают мальчиков в
интеллектуальном и речевом развитии. Все это ни в коем случае не означает, что мальчики далее не догонят
девочек, непременно догонят, особенно если им помогать и поощрять к словесному
самовыражению.

По исследованию, (А.Г Арушанова) утверждают, что мальчики и девочки
по-разному осваивает язык и учатся правильно говорить, выражать свои эмоции и
чувства, следовательно, гендерные различия существенны при освоение ребёнком
речи [3]. А также учитывают особенности различия в развитии связанной речи
мальчиков и девочек. Речь на прямую зависит от степени активности мозга ребенка
и поэтому степень коммуникационных действий у мальчиков и девочек разная.
Научить детей красиво и правильно говорить, связно и последовательно, выражать
свои мысли и выстраивать сложные предложения, сложная задача учителя, которая
требует большого комплексного подхода к каждому ребенку, так как при создании
своего высказывания, учащиеся допускают очень много ошибок в речи, поэтому
требует большого внимания. И большое внимание развитию речи должны уделять
учителя на уроках. Речевые упражнения играют большое влияние на развитие
связанной речи учащихся младших школьников.

Девочки (в среднем) склонны
«расширять» словарный запас, а мальчики – «углублять» [4].

Исследования Е.Е Лякса свидетельствуют о том, что мозг мальчиков
устроен по-другому, чем у девочек и функционирует по-другому [4].

А также очень важно подчеркнуть то что, процесс созревания мозга у
мальчиков и девочек происходит с разной скоростью. Левое полушарие мозга
отвечает за производство речи и контролирует ее. Учеными доказано, что левое
полушарие у девочек развивается быстрее, поэтому они активно знакомится с
окружающим миром, быстро говорят, красивее пишут, словарный запас богаче, речь
более эмоциональна, насыщена и умело строят сложные фразы, словосочетания, и
предложения, хорошо запоминают тексты и пересказывают, стремятся говорить
правильно, подражают взрослым в разговоре, как правило, мальчики начинают
говорить грамотно позже девочек. Формирование мозговых структур мужского пола
протекает так, что у мальчиков стремительно быстрее развивается правое
полушарие, отвечающее за логическое, пространственное мышление, за
вычислительные способности, также передний мозг более активный у мальчиков, чем
у девочек это объясняет избирательность восприятия, поэтому мальчики отличаются
высоким творческим мышлением, поисковой активностью. Знание гендерных
особенностей развития речи позволит родителям правильно распределять нагрузку и
развивать слабые стороны ребенка, опираясь на сильные.

По утверждению М.Ю. Бужигеевой, у мальчиков в школьном возрасте
речь логична и стройна, а девочки хорошо использует вербальные навыки и менее
гармонично формулируют свои высказывания [5]. Мальчикам сложнее сопоставить
информацию, так как левое и правое полушарие мозга, избирательно включается в
мыслительные процессы работы. Артикуляционных
способностей девочек первого класса мальчики достигает только к концу второго
класса. А также, что девочки в свою очередь, как правило, имеют большую
скорость чтения, чем мальчики, они легко могут закончить предложение и
продолжить рассказ своими словами без затруднения. Речь мальчиков наполнено
словами, выражающими действия, в то время как девочки чаще, употребляют
оценочные слова. Стоит уделить большое внимание, что особым показателем во
владении речью является ее связанность, ребенок может использовать речь в
различных ситуациях общения, однако, может говорить не понятно и бессвязно в
этом случае очень сложно сказать опережает ли ребенок своих сверстников или же
все-таки отстает от них.

Девочки лучше
воспринимают информацию в словесной форме, а мальчики лучше воспринимают
краткую и конкретную информацию. Для девочек так же очень важны эмоции,
чувства, они пытаются их заметить в разговоре со взрослыми, а мальчики наоборот
плохо воспринимают словесную речь, для них очень важен пример взрослых, но не
только сказать, а также они должны увидеть все на примере как ведут себя
взрослые. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для
девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они
произвели впечатление. При усвоении родного языка у мальчиков в два раза чаще
наблюдаются характерные расстройства в развитии языка и речи [9].

По половой связанной речью А.Г Арушанова, понимает способ
осуществления речевой деятельности в течении которой развиваются коммуникации
ребенка младших классов [3]. Таким образом, можем подвести итог, следует
сказать, что владение речью зависит от половых различий, а именно от
особенностей развития мозговых структур ребят. Также стоить отметить, что мальчики и девочки понимают
речь немного по-разному.

Несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень связанного речевого
развития младших школьников недостаточно развит, одним из путей решения этой
проблемы является работа учеников на уроках литературного чтения, русского
языка, но и для других учебных предметов тоже. На каждом уроке учитель должен
заботиться о правильном речевом развитии детей, учить строить предложения,
пересказывать и грамотно излагать свои мысли.

В психологии проблема развитие связанной речи половых различий
младших школьников изучалась в различных направлениях. Происхождение, сущность,
функции речи исследовались JI.C. Выготским. [11]. Проблема онтогенеза речи
нашла свое отражение в работе отечественного педагога и психолога: Н.Н.
Андреевой [18]. Ученым отмечается, что речь появляется на определенном этапе
коммуникативной деятельности и ее возникновение обусловлено нуждами общения и
общей жизнедеятельностью школьника.

Отталкиваясь от педагогических работ, в которых выявлены
особенности текста, устного и письменного, Г.А. Анисимов, педагог ставит вопрос
о необходимости создания целостной системы обучения учащихся посредством
развития связного текста. [9]. А также опираясь на Федеральный закон от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской
Федерации» и ФГОС начального общего образования»

Анализ дидактической литературы позволил выявить следующие противоречия в исследуемой проблеме:

— между требованиями государственного стандарта начального
образования к развитию связанной речевой деятельности школьников и их уровень
развития связанной речевой деятельности не удовлетворяет этим требованиям;

-начальных классов в дидактических средствах, развивающих
связанную речь учеников, и современных педагогических технологий,
обеспечивающих развитие связной речи в соответствии с требованиями стандарта и
учетом половых особенностей учащихся.

На основании выявленных противоречий и исследовательской
установкой на поиск путей и способов их разрешения определена проблема исследования. Каковы половые
особенности в развитии связанной речи у младших школьников в учебной
деятельности.

Объект исследования: процесс развития
связанной речи у младших школьников в учебной деятельности с помощью
интерактивных технологий.

Предмет исследования: особенности развития
связанной речи у мальчиков и девочек младшего школьного возраста в учебной деятельности.

Цель исследования: теоретическое
определение особенностей в развитии связанной речи у мальчиков и девочек в
учебной деятельности с помощью интерактивных технологий.

Гипотеза исследования: в учебной деятельности
необходимо учитывать существующие различия между мальчиками и девочками
младшего школьного возраста в развитии связанной речи:

● у девочек более развит словарный запас и лучше распознают оттенки
услышанного, также лучше развит вербальный интеллект.

● у мальчиков более развиты особенности, связанные с пониманием
пространственных соотношений, а именно математические и
зрительно-пространственные способности.

● девочки (в среднем) склонны
«расширять» словарный запас, а мальчики – «углублять».

Цель исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме половых различий в развитии связанной речи у младших школьников в
учебной деятельности.

2. Определить уровень развития связанной речи у мальчиков и
девочек младшего школьного возраста в учебной деятельности.

3. Разработать рекомендации по развитию связанной речи в учебной
деятельности у младших школьников с учетом половых особенностей с помощью
интерактивных технологий.

4. Проанализировать результаты и сделать выводы.

Теоретико-методологическая основа исследования:

1. Концепция речевого
развития в детском возрасте (О.С. Ушакова)

3. Исследования о
половых различиях в развитии младших школьников в учебной деятельности(Левина
Р.Е).

4. Возрастная периодизация
(Д.Б.Эльконин).

Для решения поставленных
задач использовались следующие методы
исследования:

Теоретические методы: теоретический анализ, обобщение, систематизация литературных
источников по исследуемой проблеме

Эмпирические — наблюдение,
диагностика (методика Эббингауза; тестовая методика экспресс; диагностики речи
младших школьников. Т. А. Фотековой; диагностика письменной речи у младших
школьников О.И. Азовой), педагогический эксперимент, качественный и
количественный анализ полученных результатов.

Этапы исследования:

На первом этапе: анализировались педагогические
источники с целью определения общей концепции исследования. Выявлены основные
этапы исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На
этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов программы

Второй этап исследования: был освящен реализации программы
опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий
эксперимент.

На третьем этапе: определены результаты
опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и
обобщение результатов исследования.

Экспериментальная база
исследования: Муниципальное
Автономное Общеобразовательное учреждение Боровская средняя Общеобразовательная
школа тюменского муниципального района. В исследовании приняли участие 53
обучающихся из двух классов, в возрасте 8-9 лет (27 девочек и 26 мальчиков). В
экспериментальную выборку вошло 53 учащихся 4-х классов (26 мальчиков и 27
девочек), в контрольную выборку − 27 учащихся класса (10 мальчиков и 17
девочек).

База исследования была выбрана на основании предположения, что
различие связанной речи девочек и мальчиков младшего школьного возраста
целесообразно осуществлять в 4 классах, так как это будет способствовать
повышению качества образования, при переходе из начальной школы в среднюю.

Практическая значимость
исследования состоит в том, что использование комплекса учебных и
воспитательных мероприятий с учетом развития половых особенностей связанной
речи обучающихся в начальной школе детей, включающих оригинальные поурочные
разработки, внеклассных занятий по русскому языку и литературе, а так же других
учебных предметов систему языковых и коммуникативных упражнений, способствует
повышению творческого потенциала учащихся младших классов, улучшает возможности
для полового различия в развитии связанной речи вне школы, укрепляет
психическое эмоциональное состояние учащихся, а так же будет полезно для
учителей и родителей.

Структура и объем
работы: содержание
и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения,
и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Связная
речь – это развернутое, законченное, структурированное и грамматически
оформленное, эмоционально- смысловое высказывание, которое состоит из ряда
логически связанных между собой предложений.

2.
Коммуникативная функция-является функцией связной речи. Она осуществляется в
двух формах: монологической (монолог) и диалогической (диалог).

3.
Установлен факт превосходства девочек в вербальных, а мальчиков — в
визуально-пространственных и математических способностях. Отмечается, что у
мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, однако
обеспечивается интеграцией различных функциональных систем.

4. В
становлении половозрастных особенностей детей большую роль, наряду с
биологическими факторами, играют социальные ожидания, полоролевые стереотипы в
обществе, направленное воспитание детей разного пола.

5. У
мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной
последовательности и в разные сроки.

6.
Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, поэтому в возрасте
7-10 лет девочки опережают по интеллектуальным способностям мальчиков

7.
Вербальные способности девочек лучше тем, что они грают в куклы, а мальчики в
другие игры, поэтому у первых больше возможностей осваивать язык и
практиковаться в нем.

8. Мальчики
кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у
девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая
активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга.

9. У
мальчиков отмечают более низкий уровень сформированности произвольного
внимания, кратковременной и слуховой памяти.

10. Девочки
опережают мальчиков по таким показателям развития как продуктивность и объем
внимания, опосредованная память, сравнение; слуховая, моторно-слуховая память
высоким уровнем произвольной регуляции умственной, у них более развит
фонематический слух.

11. У
девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария,
ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

12. Речь
девочек 7-10 лет в целом богаче, чем речь мальчиков этого возраста.

13. Развитие
речевого общения мальчиков отличается менее усиленный ростом активного
словарного запаса, большим количеством аграмматизмов.

14. Мальчики
лучше девочек, осуществляют поиск словесных ассоциаций, их рассказы отличаются
большей яркостью, и информативностью, они опережают девочек по уровню
креативности.

15. База
исследования была выбрана на основании предположения, что различие связанной
речи девочек и мальчиков младшего школьного возраста целесообразно осуществлять
в 4 классах, так как это будет способствовать повышению качества образования,
при переходе из начальной школы в среднюю.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗАННОЙ
РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. ПОНЯТИЕ И
СТРУКТУРА СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основным
успехом отличного обучения детей в младшем школьном возрасте является
сформированность связной речи, ведь именно от уровня обладания связным
высказыванием зависит дальнейшее обучение младших школьников. Все дети
развиваются по-разному, поэтому стоит уделить огромное внимание на развитии
связной речи младшего школьного возраста в учебной деятельности по половым
особенностям.

Особенности
развития связной речи изучались С.Л. Рубинштейном, Ф.А. Сохиным, Л.С.
Выготским, А.М. Леушиной и другими специалистами в области психологии,
педагогики.

В
качестве синонимов применяются определения «высказывание», «текст».
Высказывание – это и речевая деятельность, и продукт данной деятельности: некий
конструкт, представляющий собой более широкое понятие, чем предложение. Его
сердцевиной выступает смысл (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная
речь — это целостное смысловое и структурное образование, состоящее из
взаимосвязанных, имеющих общую тему и завершенных элементов.

По мнению С.
Л. Рубинштейна, связное высказывание — это «адекватное речевое оформление мысли
говорящего или пишущего человека, с точки зрения ее понятности для слушателя и
читателя».

Ф.А.
Сохин под связной речью понимает развернутое изложение определенного
содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно,
грамматически правильно и образно, обеспечивая общение и взаимопонимание,
соответственно, главным качеством связной речи выступает ее понятность для
слушателя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы