Курсовая с практикой на тему Развитие способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
1. Теоретические основы развития способностей детей
дошкольного возраста в детском саду. 6
1.1. Способности: определение, виды.. 6
1.2. Способности в дошкольном возрасте. 11
1.3. Средства развития способностей в дошкольном возрасте. 16
2. Работа педагога по развитию способностей детей
дошкольного возраста в детском саду 21
2.1. Изучение способностей детей дошкольного возраста. 21
2.2. План работы по развитию способностей у детей
дошкольного возраста в детском саду. 27
2.3. Рекомендации педагогам по развитию способностей детей
в детском саду 33
Заключение. 36
Список литературы. 38
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время изучение проблемы и разработка практических
материалов по выявлению и сопровождению развития индивидуальных способностей
детей, начиная с дошкольного возраста, наиболее актуально. Это связано с рядом
нормативных документов федерального значения. Один из них федеральный
государственный образовательный стандарт (далее ФГОС ДО), другой Указ
президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах
развития РФ на период до 2024 года». В этих документах уделяется внимание
необходимости поддержки и развития способностей детей, а также обеспечение
условий для их выявления и помощи в самоопределении.
В настоящий момент
гармоничное развитие дошкольников относится к числу важнейших проблем
психологии и педагогики. Период от рождения до поступления в школу является, по
признанию специалистов, возрастом наиболее стремительного физического и
психического развития ребенка, формирования личностных качеств, необходимых
человеку в течение всей последующей жизни. Именно этот этап жизни ребенка
обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем
любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. .
Гармоничное развитие дошкольника способствует повышению самооценки, что даст
возможность занимать лидирующие позиции в обществе, позволит быть успешным в
профессиональной деятельности в будущем.
В системе дошкольного
образования решение поставленных задач осуществляется, в основном, за счёт
узких специалистов (музыкальных руководителей, инструкторов по физической
культуре, иногда педагогов, которые ведут кружки по изобразительной
деятельности), но в большей степени бытует мнение, что эту работу должны
осуществлять педагоги дополнительного образования. Для того, чтобы разобраться
с возможностями педагогов ДОУ по данному направлению работы, необходимо
определиться с понятием способности и возможностями их развития у детей
дошкольного возраста.
Изучением способностей
детей дошкольного возраста занимались такие исследователи как Л.А. Венгер, О.М.
Дьяченко, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, С.А. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Г.А.
Урунтаева, В.Д. Шадриков.
Таким образом, анализ
реальных потребностей и тенденций развития современного дошкольного образования
выявил актуальность проблемы развития способностей дошкольников в условиях
детского сада.
Цель исследования – изучить теоретические основы развития способностей детей
дошкольного возраста и разработать рекомендации по совершенствованию процесса
развития способностей детей в условиях детского сада.
Объект исследования – развитие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие способностей детей дошкольного возраста в
условиях детского сада.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что успешность развития
способностей дошкольников повысится, если организовать специальную работу для
детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по теме исследования.
2. Изучить теоретические основы развития способностей детей.
3. Составить план по развитию способностей детей дошкольного
возраста в условиях детского сада.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической
литературы, обобщение, синтез, систематизация, классификация.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
Заключение:
В соответствии с
поставленными задачами в исследовании были получены следующие результаты:
1. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую
литературу по теме исследования, было выявлено, что способности изучают
различные науки — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не
рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как
психология. Кроме того, следует отметить, что для педагогики более, чем для
другой науки, важно изучение способностей каждой личности. Серьезный вклад в
изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн,
Н.С. Лейтес. Этими вопросами занимались В.Н. Дружинин и В.Д. Шадриков.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов.
2. Изучив теоретические основы развития способностей детей, было выявлено, что способности —
индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в
деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей
зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями,
умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.
Человек от природы наделен общими способностями. Любая деятельность, в том
числе и коммуникативная, осваивается на базе общих способностей.
Способности в дошкольном
возрасте рассматриваются как комплекс свойств, определяющих индивидуальность
конкретного ребенка, как универсальные способы ориентирования в окружающем
мире, который реализуются с помощью специальных средств. Способности определяют
успех в деятельности и зависят от психических и анатомо-физиологических свойств
человека.
Основными способностями в
дошкольном возрасте являются: физические, художественные, музыкальные,
литературные, сенсорные, интеллектуальные, творческие, организаторские,
конструктивно-технические, изобразительные и музыкальные способности.
Для диагностики
музыкальных способностей можно использовать методику «Мониторинг музыкального развития
детей от трех до семи лет» О.П. Радынова. Для изучения творческих способностей
дошкольников можно применять диагностику Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А.
Романовой «Развитие творческих способностей дошкольников». Дано описание
диагностических тестов для оценки двигательной подготовленности дошкольника (по
Ю.Н. Вавилову). Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей у
дошкольников можно использовать методику Д. Векслера.
3. Был составлен план по развитию способностей детей дошкольного
возраста в условиях детского сада. Программа рассчитана на детей старшего
дошкольного возраста (5-6 лет). Ее реализация рассчитана на 12 календарных
недель. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет – 25 мин. Творческие
занятия могут проводиться 1 раз в неделю во второй половине дня. Предложенные в
работе рекомендации и меры будут способствовать более эффективному развитию
способностей детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель
работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы развития способностей детей
дошкольного возраста в детском саду
1.1. Способности: определение,
виды
Способности изучают
различные науки — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не
рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как
психология. Кроме того, следует отметить, что для педагогики более, чем для
другой науки, важно изучение способностей каждой личности. Именно через
способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через
развитие способностей человек достигает своей вершины в профессиональном и
личностном смысле (греч. акте — вершина; отсюда произошло название новой
научной дисциплины — акмеологии, изучающей закономерности такого восхождения и
его характеристики) [5].
Серьезный вклад в
изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн,
Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и др. [19, 27, 33]. Этими вопросами занимались В.Н.
Дружинин и В.Д. Шадриков [7, 34].
В отечественной
психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить два направления.
Первое — психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной
системы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А.
Голубевой, В.М. Русалова) [5, 29]. Другое направление — исследование
способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это
направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты
развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо
просто подразумевается. Затем в рамках школы С.Л. Рубинштейна (К.А.
Абульханова-Славская) сложилась компромиссная точка зрения на исследование
проблем способностей [1, 27]. Ученые, разделяющие эту точку зрения,
рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как
развитие способов деятельности.
Развивая проблему
способностей, Б.Г. Ананьев подчеркивает не только роль собственно психического
аспекта и активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта, но и
связь способностей с личностью как психическим образованием. «Способность — есть
проявление творческого развития ума, а не простого накопления знаний,
следовательно, проявление творческого применения этих знаний, авторской позиции
самого человека в отношении знаний, которые он усваивает самостоятельно и
сознательно. Таким образом, предполагается, что способность не есть простое
накопление знаний…», — пишет он [2].
Значительный вклад в
разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов [33]. Способности — это
то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение,
закрепление и использование. Данное определение принято и наиболее
распространено в отечественной психологии. Оно вместе с тем является наиболее
точным из всех.
В понятии «способности»,
по мнению Б.М. Теплова, заключены три основные идеи. «Во-первых, под
способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие
одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие
вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к
успешности выполнения какой- либо деятельности или многих деятельностей…
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного человека»[33].
Все своеобразие
определений способностей, представленных в литературе, можно условно объединить
в три группы.
В первую группу входят
определения, характеризующие способности как индивидуально-психологические
особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной
продуктивной деятельности или ее освоения, не сводимые к знаниям, умениям или
навыкам [4, 14, 18].