Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие спортивных способностей младших школьников в системе дополнительного образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме
развития спортивных способностей младших школьников. 5

1.1. Анатомо-физиологические, психологические особенности
развития детей младшего школьного возраста. 5

1.2. Понятие спортивные способности, сущность, условия
развития спортивных способностей. 9

1.3. Возможности системы дополнительного образования в
развитии спортивных способностей младших школьников. 15

Выводы по первой главе. 20

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития
спортивных способностей младших школьников в системе дополнительного
образования. 21

2.1. Анализ диагностического материала по выявлению
спортивных способностей младших школьников. 21

2.2. Анализ базы исследования. 27

2.3. Методические рекомендации по развитию спортивных
способностей младших школьников. 33

Выводы по 2 главе. 38

Заключение. 39

Список литературы.. 41

  

Введение:

 

В настоящее время происходит актуализация роли
дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, что
обуславливает необходимость его совершенствования в связи быстро развивающимся
общественными потребностями, социальным заказом государства системам
образования и физического воспитания в части 
состояния физического развития, здоровья подрастающего поколения,
потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии,
потребности экономики и обороны страны.

В современной педагогике уже давно поднимается вопрос
о необходимости усиления степени выявления способных учащихся, в том числе в
спортивном направлении. Речь идет о способностях, которые являются не
врожденными, а формируются в процессе развития. Врожденными особенности, то
есть задатки, которые лежат в основе развития юного дарования.

Характерная особенность современной системы
дополнительного образования младших школьников в контексте их физического
воспитания и развития – научно обоснованный поиск одаренного ученика, которому
по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного
совершенствования. Цель такого поиска – не только выявление спортивно одаренных
детей, но и создание педагогических условий, способствующих оптимальному
развитию спортивного потенциала учащихся, выработка стратегии работы с
одаренными учениками в образовательном процессе, разработка и применение
развивающих форм и методов обучения.

Именно этим положением обосновывается актуальность
выбранной темы исследования.

Вопросам раскрытия сущности понятия «способности»
посвящены работы Артьемева Т.И., Богоявленской Д.Б., Ломова Б.Ф., Рубинштейна
С.Л., Теплова Б.М. и других ученых, в которых рассмотрены особенности личности,
обладающей способностями, механизмы выявления и развития способностей младших
школьников. Изучению проблеме выявления и развития спортивных способностей
уделяли внимание Бальсевич В.К., Лях В.И., Моргунова Е.В., Семенова Г.И. и
другие авторы. в этих работах определены особенности развития спортивных
способностей в различных видах спорта, отмечается важность раннего выявления
спортивных способностей и построение программ их развития.

Цель
исследования:
изучить условия развития спортивных способностей младших школьников в системе
дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научную,
психолого-педагогическую, специальную методическую литературу по проблеме
развития спортивных способностей детей младшего школьного возраста.

2. Выявить особенности анатомо-физиологического и
психологического развития младших школьников, оказывающие влияние на
организацию педагогического процесса, направленного на развитие спортивных
способностей.

3. Определить сущность понятия «спортивные
способности», характеристики и структуру спортивных способностей, условия их
развития в системе дополнительного образования.

4. Подобрать и апробировать диагностический материал,
позволяющий выявить наличие компонентов спортивных способностей у детей
младшего школьного возраста.

5. Сформулировать общие методические рекомендации,
позволяющие организовать педагогический процесс развития спортивных
способностей младших школьников в системе дополнительного образования.

Объект
исследования:
физическое развитие младших школьников.

Предмет
исследования:
развитие спортивных способностей младших школьников в системе дополнительного
образования.

Методы
исследования:
анализ научной, педагогической, психологической, методической литературы,

Новизна данного исследования заключается
в поиске педагогических условий, создающих возможность выявления и развития
спортивно одаренных детей младшего школьного возраста.

Практическая
значимость
состоит в определении диагностического материала для выявления физических,
умственных, личностных качеств, характеризующих наличие спортивных способностей
у детей младшего школьного возраста, формулировании направлений работы по
развитию спортивных способностей младших школьников.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретический анализ
специальной литературы, практическое исследование), заключения, списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью
данного исследования было изучение особенностей развития спортивных
способностей младших школьников в системе дополнительного образования. Для
достижения поставленной цели был проведен теоретический анализ специальной
литературы по проблеме развития спортивных способностей, подобран и
проанализирован  диагностический материал
для выявления компонентов спортивных способностей младших школьников, на
основании которого проводилось практическое исследование физиологического,
когнитивного и личностного компонентов спортивных способностей младших
школьников. На основании проведенного исследования были выбраны и
сформулированы основные направления деятельности по развитию спортивных
способностей младших школьников в системе дополнительного образования.

В
ходе теоретического анализ педагогической, психологической, методической
литературы были сделаны следующие выводы.

Педагогический
процесс организации развития спортивных способностей младших школьников должен
основываться на учете их возрастных и индивидуальных особенностей. К характерным
анатомо-физиологическим особенностям этого возраста можно отнести высокую
потребность организма в кислороде, высокую двигательную активность и достаточно
быструю утомляемость, органы по своей структуре уже близки к взрослому
состоянию, но еще происходит процесс роста. К психологическим особенностям
данного возраста относятся следующие: становление произвольности когнитивных
процессов, расширение объемов памяти и внимания, включение в новый вид
деятельности – учебную, становление личностных качеств.

Младший
школьный возраст в современной педагогике и психологии считается благоприятным
периодом для физического, умственного и личностного развития. Одним из
направлений развития младших школьников является физическое воспитание. Важную
роль в этом играет система дополнительного образования, где ребятам
предоставляются возможности заниматься различными видами спорта в соответствии
с их интересами и способностями.

Спортивные
способности в современной методике физического воспитания рассматриваются как
комплекс физиологических, умственных, волевых, личностных качеств,
способствующих достижению высоких спортивных результатов. На этапе развития
младших школьников важно провести грамотный и всесторонний отбор детей, у
которых проявляются или могут проявиться спортивные способности, включить их в
образовательный процесс.

В
системе дополнительного образования разработаны принципы организации развития
спортивных способностей младших школьников, к которым относятся доступность,
планомерность, этапность, цикличность, научность, личностный подход и другие.
Методистами разработаны методы и приемы развития специальных спортивных
способностей, которые важны для определенных видов спорта, а также общих
спортивных способностей младших школьников. Внимание уделяется развивающему и воспитательному
аспектам работы с младшими школьниками.

На основе проведенного исследования компонентов
спортивных способностей младших школьников можно сделать вывод о том, что важно
создать
благоприятные условия для поэтапного и оптимального формирования спортивно
важных свойств личности одаренного ребенка, влияя на динамику спортивных
результатов. Это снижает соревновательный и социальный стресс, повышает
эффективность тренировок, сохраняет здоровье, дает информацию о состоянии
спортсмена, которая в дальнейшем используется

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Анализ научно-методической литературы по
проблеме развития спортивных способностей младших школьников

1.1. Анатомо-физиологические, психологические
особенности развития детей младшего школьного возраста

Организация
любого педагогического процесса, в том числе по развитию спортивных
способностей, требует от педагога владения знаниями об особенностях развития
детей, характерных определенному возрасту. В связи с этим необходимо изучить
особенности анатомо-физиологического и психологического развития младших
школьников.

Изучению
особенностей физиологического и психологического развития детей младшего
школьного возраста посвящены научные исследования и работы Безруких М.М.,
Сонькина В.Д., Фарбер Д.А., Эльконина Д.Б., Обуховой А.С. и др. Согласно
возрастной периодизации младший школьный возраст определяется от 6 (7) лет до
10 (11) лет. В этот период происходят качественные изменения в физиологическом,
психологическом и личностном развитии ребенка. Причем, по мнению Безруких М.М.,
данный возрастной период характеризуется ускоренными процессами
психического развития и формированием целенаправленного поведения на фоне
продолжающихся морфофункциональных перестроек организма.[1]

В младшем школьном возрасте в достаточно быстром темпе
развиваются все анатомо-физиологические характеристики.

Постепенно увеличиваются вес (масса
тела) и рост (длина тела) ребенка. В среднем увеличение роста происходит на 4-5
см в год, массы тела – на 2-3 кг, окружности грудной клетки – на 2-3 см.  Мальчики и девочки растут почти одинаково.
Тем не менее, рост у мальчиков увеличивается в основном из-за длины ног, у
девочек в значительной степени из-за длины ствола. Особенностью увеличения
длины и массы тела при нормальном развитии ребенка является снижение
относительного содержания подкожного жира, ребенок «вытягивается». Пропорции
тела близки к состоянию взрослого человека, хотя ноги относительно короче, у
мальчиков более узкие плечи, у девочек – бедра по сравнению с уже
сформировавшимися юношами и девушками. Важным фактором, влияющим на
организацию физического развития младших школьников, регулирование нагрузок,
темпа деятельности, является особенность развития скелетно-мышечной системы
ребенка этого возраста. При продолжении роста позвоночника завершается
формирование его изгибов, что требует особого внимания к осанке ребенка,
соблюдению гигиенически правильной позы в статическом положении при чтении,
работе с компьютером, на уроках.

 Скелетные мышцы существенно меняются,
обеспечивая при условии смены режимов мышечной деятельности высокую подвижность
и низкую утомляемость. Безруких М.М. указывает на то, что в этот период во всех
органах и системах происходят морфофункциональные преобразования, создающие
благоприятные условия для осуществления больших объемов мышечной работы за счет
функционирования аэробного источника энергии.[2] Игровая активность,
сочетающаяся с повышенной двигательной активностью характерна для детей
младшего школьного возраста. Игровая деятельность выступает в качестве
естественного механизма, способствующего развитию физической и умственной
активности. Максимум двигательной игровой активности приходится на 7-9 летний
возраст, учащиеся предпочитают [1] Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д.
Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с. С.
366 [2] Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д.
Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с. С.
368

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы