Курсовая с практикой на тему Развитие специальных предметных учебных действий в естественнонаучной подготовке, как основа развития познавательной активности младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития специальных предметных учебных действий в естественнонаучной подготовке, как основы развития познавательной активности младших школьников 4
1.1. «Окружающий мир» как мировоззренческий курс 4
1.2. Особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе 9
1.3. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста 12
1.4. Историко-педагогический аспект развития теории познавательного интереса учащихся 16
1.5. Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте 21
Глава 2. Практические аспекты развития специальных предметных учебных действий в естественнонаучной подготовке, как основы развития познавательной активности младших школьников 24
2.1. Исследование познавательной активности школьников 24
2.2. Технология использования игровых методов на уроках окружающего мира в начальных классах 33
2.3. Технология сотрудничества на уроках окружающего мира в начальных классах 39
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение 47
Введение:
В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как средство повышения познавательной активности школьника, как эф-фективный инструмент для учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в преподавании те аспекты, которые могут привлечь невольное внимание учащихся заставит вас думать, беспо-коиться и волноваться, с энтузиазмом работать над учебным заданием. «Смертный грех учителя — быть скучным» (Гербарт). Этот афоризм часто определяет понимание учителем места познавательного интереса в обуче-нии, который он рассматривает как инструмент оживления учебного про-цесса в своих руках.
Перед современной школой, и особенно начальной, стояли задачи, направленные на обучение учащихся новым ценностным ориентациям, во многом связанным с восприятием окружающей действительности, ее оцен-кой, человеческой деятельностью и поведением в природной среде и в об-ществе.
Осуществлению этих задач способствуют многие предметы, но об-разовательная среда «Мир» предоставляет наибольшие возможности, ко-торые представлены как часть федерального компонента государственного образовательного стандарта для начальных школ. Эта образовательная область предоставляет знания, которые помогают учащимся выработать целостное представление о мире, школьники понимают его материальность и познание и способствуют развитию личности ребенка.
Одним из способов повышения познавательного интереса современ-ных школьников является использование различных образовательных технологий. Из множества образовательных технологий были выбраны следующие игровые технологии, групповые технологии и информационно-коммуникационные технологии.
Одним из направлений изменения начального образования, в част-ности активизации познавательного интереса, является включение совре-менных информационных технологий в образовательный процесс. Их ис-пользование помогает учителям перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к активному, в котором ребенок становится активным субъектом образовательного процесса, который спо-собствует осознанному обучению учащихся.
Целью технологии группового обучения является создание условий для развития познавательной самостоятельности школьников, их комму-никативных навыков и интеллектуальных способностей путем взаимодей-ствия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной ра-боты. Групповая форма работы описана Г.К. Селевко. [40, с. 34]
рактеризуется когнитивной направленностью.
Проблема исследования – недостаточный уровень познавательного интереса к урокам окружающего мира в начальных классах.
Объект исследования – познавательный интерес.
Предмет исследования – влияние использования образовательных технологий на развитие познавательного интереса в начальных классах.
Гипотеза исследования — мы предполагаем, что развитие специаль-ных учебных предметных действий будет способствовать формированию познавательного интереса к урокам окружающего мира в начальных клас-сах.
Цель — определить влияние использования специальных учебных предметных действий на развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1)Рассмотреть понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе.
2) Рассмотреть образовательные технологии в методической литера-туре.
3) Провести исследование познавательной активности школьников
4) Изучить технология использования различных методов на уроках окружающего мира в начальных классах
Заключение:
«Окружающий мир» — это в первую очередь идеологический курс, который формирует основу мировоззрения младших школьников и дает наибольшие возможности для развития их личности.
Курс «Окружающий мир» — это реализация комплексного подхода к изучению окружающего мира.
Знание природы находится во взаимосвязи социально-нравственного опыта младших школьников с целостным взглядом на мир.
«Интерес — это активная когнитивная ориентация человека на кон-кретный объект или явление реальности, обычно ассоциируемая с пози-тивным и эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или овладению конкретной работой».
Многие считают, что интерес избирателен и влечет за собой тенден-цию обращать внимание на объекты определенного рода.
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, кото-рое формируется в процессе жизни человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не присуще человеку с рождения.
Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка являются их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Чтобы умело использовать имеющиеся резервы, необходимо адапти-ровать их к работе в школе и дома, научить их учиться, быть вниматель-ным, усердным. Для поступления в школу у ребенка должны быть доста-точно развиты самоконтроль, трудовые навыки, умение общаться с людь-ми, ролевое поведение.
В младшем школьном возрасте развивают и те основные человече-ские характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.
Из «естественных» (по мнению Л. С. Выготского) эти испытания к концу младшего школьного возраста должны быть «культурными», то есть превращаться в высшие психические функции, произвольно и косвен-но.
Информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и методов их эксплуатации, используемых для реа-лизации учебной деятельности.
Игровые технологии — это одна из уникальных форм обучения, поз-воляющая сделать интересной и увлекательной не только работу школьни-ков на креативно-поисковом уровне, но и повседневные шаги по препода-ванию учебных предметов.
Вызов условного игрового мира делает позитивно заряженным эмо-ционально-игровое действие, активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Игра способствует использованию знаний в новых ситуациях, таким образом, учащиеся усваивают материал, проходя через те практики, кото-рые приносят разнообразие и интерес к процессу обучения.
Групповая работа очень привлекательна для младших школьников.
Но первый опыт его организации может оказаться неудачным (по-сторонний шум, медленные темпы прогресса, неспособность детей дей-ствовать сообща), и тогда учитель частично или полностью отказывается от такой подготовки.
Между тем групповая работа является уникальной формой органи-зации урока. Он обеспечивает прямое взаимодействие между учениками (дети выполняют задачу вместе в группах или парах) и делает руководство учителя косвенным.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития специальных предмет-ных учебных действий в естественнонаучной подготовке, как основы развития познавательной активности младших школьников
1.1. «Окружающий мир» как мировоззренческий курс
«Окружающий мир» — это, прежде всего, мировоззренческий курс, который составляет основу мировоззрения младших школьников и предо-ставляет самые широкие возможности для развития их личности. Изучая этот курс, младшие школьники получают научные знания, они формируют научный взгляд на мир. Младшие ученики приходят к выводу, что этот мир действительно существует, развивается, это можно знать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент «Обще-ствознание», младшие школьники изучают этические нормы поведения.
При изучении содержания курса «Окружающий мир» ставится за-дача не только ознакомить младших школьников с ближней и далекой природной средой, но и обогатить его социальный опыт, опыт коммуника-тивного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает проблему социализации младших школьников, что крайне важно для начальной школы. На нынешнем этапе перехода от трехлетней начальной школы к четырехлетней начальной школе младшие школьники разных возрастов и разной готовности к школе приходят в первые классы. Уроки «Обществознания» могут облегчить задачу периода адаптации для младшего школьника, поскольку содержание этих уроков построено на материале, более близком к ребенку, чем содержание других уроков. Вот почему присоединиться к образовательной деятельности на уроках «Окружающего мира» легче, так как возрастает интерес к обучению, что напрямую влияет на успешное обучение в школе.
В соответствии со стандартом, при получении начального общего образования осуществляется: 1) установление основ гражданской идентич-ности и мировоззрения школьников; 2) формирование основ способности к обучению и способности организовывать свою деятельность — способность принимать, поддерживать и следовать целям в учебной деятельности, пла-нировать свою деятельность, контролировать и оценивать их, взаимодей-ствовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности; 3) духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, обеспечение их принятия нравственных норм, моральных принципов, национальных ценностей; 4) укрепление физического и духовного здоровья школьников.