Курсовая с практикой на тему Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 5
1.1. Понятие о социально-коммуникативных навыках 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 11
1.3. Специфика развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Исследовательская работа по изучению особенностей развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 22
2.1. Изучение уровня развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 22
2.2. Средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
Выводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение 1 37
Приложение 2 38
Приложение 3 39
Введение:
Актуальность темы исследования. Динамика общественных процессов в XXI веке обуславливает постоянное изменение знаний в любой материальной или духовной сфере жизни. В сегодняшних условиях приоритетной возникает потребность в личности, способной адаптироваться к меняющемуся характеру окружающей социальной среды. Традиционная система образования, направленная на передачу воспитаннику лишь определенного объема теоретических знаний, умений и навыков, оказалась недейственной в современном обществе. Классические энциклопедические знания, которые обычно считались главной целью образовательного процесса, сегодня должны стать эффективным средством разностороннего личностного развития ребенка. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) данный процесс затруднен.
В исследованиях ученых, проведенных в последние годы, намечена тенденция роста числа детей, развивающихся с отклонениями в психическом развитии. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют значительную часть среди таких детей. Понятие это употребляется по отношению к детям, которые имеют слабо выраженную органическую недостаточностью ЦНС. Детям данной категории свойственны специфические нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, тяжелые речевые нарушения, при этом они не являются умственно отсталыми детьми, что негативно сказывается на их межличностных отношениях с окружающими (сверстниками и взрослыми).
Сущность задержки психического развития в общем виде заключается в том, что у таких детей замедленно происходит развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы, отмечается отставание от норм. Ограниченность психических и познавательных возможностей не дают возможности таким детям успешно справляться с задачами и требованиями, предъявляемыми им обществом.
Проблема социально-коммуникативных навыков (поведения, общения и взаимодействия с окружающими) детей с ЗПР не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. На современном этапе развития общества ее актуальность возрастает при изучении проблемы межличностных отношений. Социально приемлемое поведение и положительные отношения между детьми с ЗПР, благоприятный социально-психологический климат – одно из условий их успешного развития и коррекционной работы детей данной категории.
Объект исследования ‒ дети с задержкой психического развития.
Предмет исследования ‒ особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования ‒ выявить особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие о социально-коммуникативных навыках.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с задержкой психического развития.
3. Описать специфику развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Изучить уровень развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Предложить средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал и результаты эмпирического исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данной проблемы.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Социальное и коммуникативное становление личности происходит через ее деятельность, взаимодействие и общение с другими людьми, в процессе чего не только приобретается социальный опыт, но и создается собственная система ценных для личности межличностных и общественных взаимосвязей с окружающим миром.
На протяжении дошкольного возраста общение со взрослыми и сверстниками выполняет ряд специфических функций, значение которых меняется в зависимости от содержания деятельности дошкольников и, соответственно, к превращению форм взаимодействия.
Опыт взаимодействия со взрослыми является главным источником оценочных действий, под влиянием которых у ребенка возникает отношение к реальному миру, самому себе и другим людям, и выступает средством организации индивидуального опыта детей, выполняя при этом три основные функции: ставит перед ребенком цель осознания, а иногда и вербализации своего личного опыта; подсказывает в некоторых случаях способы решения различных задач в индивидуальном опыте; способствует систематизации и обобщению этого опыта. Опыт взаимодействия со взрослыми служит для детей средством сравнение себя со взрослым человеком, на которого надо равняться.
Опыт взаимодействия со сверстниками, с помощью которого дети приобретают основные навыки коллективной жизни, в процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях служит, в первую очередь, для сравнения себя с другими детьми, являясь одновременно средством взаимного обмена оценочными действиями опыта, благодаря которым ребенок развивается как личность. Именно взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с окружением развивает личность и межличностные отношения в обществе и формирует социальную позицию.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Понятие о социально-коммуникативных навыках
Отметим, что социальные навыки личности определяются учеными как знания, умения и навыки, необходимые для разрешения социальных и поведенческих ситуаций. Коммуникативные навыки личности, со своей стороны, включают в себя комплексное применение ею языковых и неречевых средств в целях коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, инициативность общения. Иначе говоря, социально-коммуникативные навыки проявляются во взаимодействии с окружающими.
Рассматривая социально-коммуникативное развитие и особенности их формирования, стоит прежде всего дать определение понятию коммуникации. Коммуникация – это процесс обмена информацией (фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т.д.) между двумя или более лицами [Почепцов 1999].
В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и отвечает ей мотивом. В каждом возрастном периоде общения имеет свои специфические особенности, обусловленные развитием потребно-мотивационной сферы.
Общение – это специфический вид взаимодействия человека с помощью различных коммуникативных средств, заключается в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Под социально-коммуникативным развитием будем понимать способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Они предполагают способность изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером по общению. Коммуникативная компетенция формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. Этот опыт приобретается не только в процессе непосредственного взаимодействия, а также в опосредованной, в том числе по литературе, театру, кино, из которых человек получает информацию о характере коммуникативных ситуаций, особенности межличностного взаимодействия и средства их решений. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм. Коммуникативная компетентность является важной составляющей успешности каждой современной личности, требует четкого ориентирования в современной профессиональной ситуации и выбора именно тех средств общения, которые являются для ее решения наиболее эффективными.
Составляющими социально-коммуникативного развития личности являются следующие:
‒ ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и жизненном опыте индивида;
‒ способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды;
‒ адекватная ориентация человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации;
‒ готовность и умение строить контакт с людьми; внутренние средства регуляции коммуникативных действий;
‒ знания, умения и навыки конструктивного общения; внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективной коммуникативной действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Социально-коммуникативные навыки являются составной коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность заключается во взаимодействии с целью получения необходимой информации в процессе общения.
Язык и речь, то есть коммуникативная сторона деятельности – основные инструменты во взаимодействии коммуникантов.
А.А. Леонтьев выделяет следующие коммуникативные умения в педагогическом общении [Леонтьев 1979: 34]: волевые качества, то есть умение управлять своим поведением; качества внимания (наблюдательность, гибкость мышления); умение социальной перцепции; умение понимать, то есть адекватно моделировать личность собеседника, его психическое состояние по внешним признакам; умение подавать себя в общении с собеседником; умение оптимально строить свою речь в психологическом плане, то есть умение речевого общения; умение вербального и невербального контакта; «гностические» умения, связанные с осознанием, систематизацией и переносом информации.
Другую классификацию дает В.П. Наумов [Наумов 1989: 47]. Автор выделяет обобщенные умения общения: ориентировочно-оценочные; умение входить в контакт; умение информационного обмена; прогнозно-регулятивные; творческо-коммуникативные; умение контроля и самоконтроля; организаторские умения.
Л. Савенкова выделяет лишь четыре группы умений: умение вступать в контакт; организационные; коммуникативные; интерактивные.
Т.Д. Щербань, рассматривая общение (коммуникацию) как процесс взаимодействия людей, которые определенным образом отражают друг друга, относятся друг к другу и влияют друг на друга, выделяет, согласно этой модели, три основных компонента умение общения: психотехнический; экспрессивный; интерактивный [Щербань 2004].
Таким образом, социально-коммуникативное развитие выступает как структурный феномен, содержащий как составляющие ценности, мотивы, установки, социально-психологические стереотипы, знания, умения, навыки.