Курсовая с практикой на тему Развитие социальной сферы г.Куйбышева в 80-е годы XX в.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 6
1.1. Формирование социальной программы в СССР 6
1.2. Особенности социальной сферы в СССР в 80-е годы XX в. 10
Глава 2. Анализ социальной сферы г.Куйбышева в 80-е годы XX в. 13
2.1. Основные направления социальной сферы г.Куйбышева в 80-е годы XX в. 13
2.2. Изучение социальной сферы г.Куйбышева в 80-е годы XX в. 17
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение:
Проблема социальной политики в конце XX в. вошла в число важнейших и актуальных направлений исторической науки, что вызвано целым рядом факторов гносеологического характера и задачами общественной практики. Одной из особенностей российского общества начала 90-х годов XX в. стало формирование новой политической элиты и идейно-теоретическое оформление нового социального курса. Уже с конца 80-х годов через средства массовой информации начали распространяться идеи о неизбежности имущественного расслоения общества как начало формирования новой социальной структуры, основанной на рыночной экономике. Политические деятели повсеместно, если они хотят добиться успеха в своей карьере, снискать широкую популярность, привлечь на свою сторону большинство населения, говорят, что их социальная политика заключается в создании лучших условий для процветания каждого члена общества, нежели в прошлом.
По структуре государства СССР в сфере экономико-социального обеспечения являлся типичным примером патерналистского государства.
Заботу о благосостоянии граждан, об их условиях, соблюдении прав и свобод и ряде других социальных благ берет на себя государство, действуя непосредственно от коммунистической партии.
В момент, когда советское правительство было сформировано, и администрация могла функционировать в более или менее нормальной политической атмосфере, государство полностью приватизировало все сферы социальной политики, выступая гарантом стабильности в глазах граждан.
Государство приняло на себя всю концепцию сложных социально-экономических задач и одновременно становится единственным способом реализации данных целей (субъектом социальной политики).
Социальная политика СССР в течение всех 75 лет существования государства часто претерпевала серьезные изменения, которые зачастую являлись общемировыми тенденциями развития социальных отношений, либо были следствиями проводимой партией политики модернизации социалистических хозяйств и общей социалистической идеи.
Актуальность. В данной работе обращаемся к теме развития социальной сферы г.Куйбышева в 80-е годы XX в.
В целом, необходимо отметить, что, несмотря на количественное и качественное многообразие работ, посвященных изучению повседневной жизни советского города, данная тематика рассматривалась относительно односторонне. Главным образом, исследователи акцентировали внимание на анализе жилищных условий советских граждан, сводившемуся к простому бытописанию. Из их поля зрения довольно часто выпадала проблема ментальности советского человека, в частности взаимосвязь материально-вещной насыщенности и общественной морали, а также влияние идеологического фактора на повседневную городскую жизнь.
Особую группу составляет литература краеведческого характера. Основой для изучения архитектурного наследия и эволюции жилищного строительства г. Куйбышева являются работы ведущих архитекторов и историков города. В частности, в «Путеводителе по городу Куйбышеву», помимо обширного справочного аппарата, описания экскурсионных маршрутов и достопримечательностей, дается очерк истории города, основное внимание в котором уделено послереволюционному, индустриальному периоду развития региона[2, с.51]. В монографии главного архитектора г. Куйбышева достаточно подробно рассматривается история градостроительства одного из крупнейших промышленных и культурных центров Среднего Поволжья от момента возникновения крепости Самара до середины 1980-х годов[2, с.52].
Проблеме идеологического воспитания посвящены книга по истории Куйбышевского комсомола[2,с.53], а также сборники статей пропагандистского характера, составленные не без участия работников Управления КГБ СССР по Куйбышевской области, в которых авторы в популярной форме рассказывают о «происках идеологических диверсантов», действующих в Куйбышевской области[2, с.54].
В последние годы появился ряд работ, анализирующих демографическую историю Поволжья. В работах освещены вопросы численности промышленных работников, их распределение по отраслям промышленности, а также влияние мигрантов на структурный состав работников промышленности [2, с.45]. В совместной работе и показана динамика численности населения, его половозрастной состав, уровень рождаемости, заболеваемости, смертности в Среднем Поволжье в послевоенное двадцатилетие[2, с.46].
В целом, краеведческая литература дает детальное представление о жизни городского населения, будь то архитектура, идеология или демография, и, таким образом, региональная история повседневной жизни советского города требует более тщательного и комплексного исследования
Целью данного исследования является изучение развития социальной сферы г.Куйбышева в 80-е годы XX в.
Объект исследования: г.Куйбышев в 80-е годы XX в.
Предмет исследования: развитие социальной сферы г.Куйбышева в 80-е годы XX в.
Заключение:
В СССР продолжал действовать традиционный фактор российского цивилизационного комплекса — особая роль государства и его институтов в регулировании социальных отношений. Эта особая роль проявлялась во всех направлениях социальной политики.
Продолжение данной традиции было обусловлено двумя историческими причинами: во-первых, особенностями формирования и становления партийного государства и дальнейшей эволюции тоталитарного политического режима, в том числе и на территории Куйбышева.
В 1970-80-е годы в Куйбышеве были возведены Дворец спорта, Дом актера, кардиологический центр.
Росла сеть культурно-просветительских учреждений, возникали новые (например, Волжский народный хор). Увеличилось число клубов, библиотек, театров, музеев.
Именно в эти годы были открыты Государственный университет, Государственный институт культуры, Институт инженеров железнодорожного транспорта. Активизировали работу творческие организации – Союз писателей, студия кинохроники, Союз художников.
По темпам промышленного и культурного развития Куйбышевская область в 1950-1970 гг. занимала одно из ведущих мест в РСФСР.
В послевоенные годы здесь оформились несколько мощных промышленных узлов, которые были тесно связаны со всеми народнохозяйственными центрами страны и оборонным сектором. Куйбышев превратился в военно-промышленный мегаполис, став при этом «закрытым» городом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Формирование социальной программы в СССР
Советская республика — первая в мире республика, завершившая социалистический строй построением социального коммунистического государства, которое было объявлено правовым (формально). В октябре 1917 года новая власть советов заявила о радикальных изменениях государственной системы социального страхования и системы государственной защиты.
Система социального страхования включала в себя полный комплекс основных сфер социальной жизни народа: страхование на случай болезни; страхование старости; страхование беременности; страхование от безработицы; страхование на получение бесплатной медицинской помощи; выплата пособий по многодетности, малообеспеченности; равноправие среди мужского и женского населения; установленный 8-часовой рабочий день [3, с.43].
Таким образом, уже в ноябре 1917 г. произошел радикальный поворот государственной системы к коммунистическому социальному государству, где государство и только государство регулировала экономические, социальные, политические вопросы и сферы общественных отношений.
Формирование социальной программы в СССР С момента образования Советского государства, правительственные круги берут на себя все функции воздействия на финансовые структуры страны, тем самым способствуя стабилизации заработной платы; управлению и распределению рабочих кадров; установлению общих минимальных стандартов на пенсии и пособия; охрану материнства и детства; обеспечению инвалидов материальными и нематериальными средствами; медицинскому обеспечению; социальному страхованию рабочих и т.д. [14, с.53].
Понятия прожиточного минимума, минимальной социальной выплаты, минимальной зарплаты и прочих общесоциальных норм существовали, но еще не были определены правительством и зафиксированы как социальные блага гражданина.
Социальная защита детства и детей в Советском Союза приобрела особый характер, так как государство и коммунистическая партия полагали, что обеспечение ребенка всем необходимым должна исходить не от родителей ребенка, а от общества и страны, тем самым формируя особый менталитет будущих поколений [1, с.73].
Для этих целей был сформирован государственный институт воспитания детей. Одним из главнейших витков советского развития и функций социалистического государства стало принятие в 1936 г. новой Советской Конституции, в которой были озвучены основные положения и формально закреплены права человека.
К ним относились и такие положения как: право на труд; право на социальное обеспечение; право на бесплатное медицинское обеспечение; право на образование; право на свободу слова; гарантия защищенности каждого гражданина [6, с.32].
В 30-х годах прошлого века СССР испытал несколько этапов государственного построения (первый этап — социалистический, второй — правовой социальный).
И хотя Советское государство не являлось правовым и свободным, оно приобрело все характеристики первостепенно-социального государства и стало активно развиваться в рамках обеспечения социальных услуг под абсолютным государственным контролем и невозможностью какого-либо другого вмешательства. Сложившиеся в СССР к началу 40-х годов жестко централизованные структуры в политике во времена Второй мировой войны стали еще более центрально-ориентированными. В это время государство изъяло из общего социального пакета ряд важнейших правовых норм и гарантий, тем самым обеспечивая все меньшую социальную поддержку народа.
После окончания Второй мировой войны в государстве стали возникать качественные изменения научно-технологического прогресса, который был как вызван временем, так и обусловлен экономической ситуацией [21, с.43].
Развитие технологически-сложных сфер позволило правительству решить ряд социальных проблем, в том числе проблему с безработицей в стране. На технологическом производстве в СССР работали миллионы граждан, задействованные в самых разных отраслях сферы: химической, атомной, космической, авиационной, сфере машиностроения и других стратегических важных промышленностей страны.
В 50-е годы начался процесс изменения общественного представления о социальных задачах государства, о его политике и тенденциях дальнейшего развития. С этого момента перед государством поставлена задача широкого обеспечения населения всеми необходимым социальными услугами, тем самым способствуя повышению уровня и качества жизни граждан. В связи с социальной реформой изменялась и государственная система управления обществом [8, с.90].
В конце 40-х-начале 50-х годов в СССР формировалось Министерство социального обеспечения, которое взяло на себя основную роль в распределении социальных благ.
Дальнейшее расширение функций министерства происходит в 60-х годах, новые положения серьезным образом изменили систему распределения и оплаты труда.
В этот период вводится единая система ставок и окладов (ЕТС) с учетом разности отраслей и занятости работающих. Структура социальной защиты базируется на трех направлениях: государственное социальное обеспечение; государственное социальное страхование; социальное обеспечение трудящихся. Обеспечить все блага для каждого гражданина по всем направлениям потребовали серьезных бюджетных затрат от государства.