Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие социального интеллекта средствами психологического консультирования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 8
1.1 Феномен социального интеллекта в зарубежных и отечественных психологических исследованиях 8
1.2 Психологическое консультирование: содержание, цели, этапы 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 18
2.1 Основные этапы и методики исследования 18
2.2 Содержание и методы оказания психологической помощи в развитии социального интеллекта в процессе эксперимента 28
2.3 Эффективность оказания психологической помощи в развитии социального интеллекта в процессе эксперимента 31
2.4 Рекомендации по формированию социального интеллекта 35
Заключение 38
Список литературы 40
Терминология 44
Приложение………………………………………………………………………46

  

Введение:

 

Актуальность. Ведущей причиной неэффективного сотрудничества между взрослыми людьми выступает отсутствие у них умения выстраивать отношения с окружающими. Нехватка данного умения приводит к межличностным конфликтам различного рода, снижает результативность личных и профессиональных контактов, может стать причиной агрессии, дезадаптации и пр. Успешность социального взаимодействия человека определяется совокупностью специальных способностей – социальным интеллектом.
Первоначально социальная и интеллектуальная сторона человека противопоставлялись. Однако со временем было признано, что способность верно воспринимать поведение окружающих людей и свое собственное – это особый вид знаний, позволяющий личности успешно адаптироваться к условиям окружающей среды. Социальные способности и интеллект стали соотноситься между собой, объединяясь в общем понятии «социальный интеллект».
Современное общество характеризуется ростом общественной напряженности, высокой информатизацией окружающего пространства, кризисом традиционных семейных отношений. В связи с этим существует потребность в выработке навыков социального приспособления к постоянно изменяющимся условиям жизни. Развитый социальный интеллект обеспечивает правильную оценку текущей ситуации взаимодействия, что позволяет личности адекватно и эффективно функционировать в социальном отношении.
Теоретическое исследование позволило отметить, что термин «социальный интеллект» был впервые введен в научный оборот Э. Торндайком в начале XX века. Дальнейшая разработка социального интеллекта как психологического феномена была реализована Г. Айзенком, Г. Гарднером, Дж. Гилфордом, Г. Олпортом, Р. Стернбергом и пр.
В отечественной психологической науке темой социального интеллекта занимались H.A. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов М.В. Молоканов, В.Н. Куницына и др.
Разнообразным аспектам консультативной психологии и психологического консультирования посвящены исследования А.Ф. Бондаренко, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Б.Д. Карвасарского, Ю.М. Емельянова, Л.А. Петровской, Р. Кочюнаса, М.Ю. Меновщикова, Р. Нельсон-Джоунс, Р. Мэй, К. Роджерса и др.
Несмотря на глубину и многообразие работ, посвященных проблеме социального интеллекта и психологического консультирования, тематических исследований, посвященных преломлению консультативной психологии в отношении формирования и развития социального интеллекта недостаточно.
Поэтому нами было определено основное противоречие: между высокой практической потребностью в формировании и развитии социального интеллекта у людей как совокупности специальных способностей, обеспечивающих их успешность во взаимодействии, и недостаточной научно-методической проработкой содержательного аспекта психологического консультирования по этому запросу.
Проблема: Как развить социальный интеллект средствами психологического консультирования?
Тема: «Развитие социального интеллекта средствами психологического консультирования».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания и методов оказания психологической помощи индивидам в развитии социального интеллекта.
Объект: феномен социального интеллекта.
Предмет: психологическое консультирование как средство развития социального интеллекта.

Гипотеза исследования: предполагается, что оказание психологической помощи индивидам в развитии социального интеллекта будет способствовать росту у них оценки последствий поведения и межличностных отношений в динамике, понимания вербальной и невербальной экспрессии, поликоммуникативной эмпатии.
Задачи:
1. Раскрыть феномен социального интеллекта в зарубежных и отечественных психологических исследованиях.
2. Проанализировать содержание, цели и этапы психологического консультирования.
3. Установить содержание и методы оказания психологической помощи в развитии социального интеллекта в процессе эксперимента.
4. Определить эффективность оказания психологической помощи в развитии социального интеллекта в процессе эксперимента.
5. Сформулировать рекомендации по формированию социального интеллекта для взрослых людей.
Методологической основой исследования выступили:
— базовые принципы субъектно-деятельностного подхода, разработанные С.Л. Рубинштейном, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Леонтьевым и др.;
— теоретические и экспериментальные исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, В.Н. Куницыной, Р. Стернберга, Д.В. Ушакова и пр.;
— системный подход в отношении психологического консультирования, предлагаемый К. Роджерсом, А. Адлером, К. Витакером, Ю.Е. Алешиной, Б.Д. Карвасарским и др.
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ и синтез, классификация, сравнение, операции с научной терминологией;
— эмпирические методы: опросные методы, метод эксперимента;
— математические методы: методы математической статистики.
Методики исследования:
— методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена;
Методика Дж. Гилфорда состоит из четырех субтестов. 3 субтеста представлены невербальным стимульным материалом. 1 субтест представлен вербальным стимульным материалом. Субтесты предназначены для диагностики четырех способностей, которые входят в структуру социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два из четырех субтестов в своей структуре факторов содержат также веса второстепенного характера, которые касаются способностей понимать элементы и отношения поведения.
— методика диагностики поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова.
Цель методики – определить уровень развития у испытуемого поликоммуникативной эмпатии (осознанного сопереживания текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания).
Новизна исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме развития социального интеллекта средствами психологического консультирования, а также во введении в научный оборот эмпирических данных, полученных в ходе проведения самостоятельного эмпирического исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— практикующими психологами, сталкивающимися с запросами от клиентов по поводу развития успешности социального взаимодействия и формирования способностей социального интеллекта;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики;
— студентами в рамках самостоятельной подготовки в ходе освоения курса «Концепции и методы психологической помощи».

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания и методов оказания психологической помощи индивидам в развитии социального интеллекта.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был раскрыт феномен социального интеллекта в зарубежных и отечественных психологических исследованиях;
— было проанализировано содержание, цели и этапы психологического консультирования;
— были установлены содержание и методы оказания психологической помощи в развитии социального интеллекта в процессе эксперимента;
— была определена эффективность оказания психологической помощи в развитии социального интеллекта в процессе эксперимента;
— были сформулированы рекомендации по формированию социального интеллекта для взрослых людей.
В результате выполнения курсовой работы были получены следующие основные выводы:
Социальный интеллект – это четко согласованная группа ментальных способностей, отвечающих за регуляцию познания человеком социума и его поведения в нем, развивающихся в процессе социализации, обладающая рядом отличительных особенностей: социальный интеллект трактуется как способность, имеющая множественный характер, поэтому он неразрывно связан с деятельностью человека; в ходе исследования социального интеллекта не было выявлено однозначной природы его связи с академическим интеллектом; предметом реализации данной группы способностей является установление отношений между людьми, поэтому они тесно взаимосвязаны с личностными качествами и имеют характерные признаки личностного образования.
Психологическое консультирование – это процесс взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обратившейся за помощью, включающий применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем / трудностей / стремлений клиента. Психологическое консультирование – это поэтапный процесс, содержащий стадию установление контакта и доверительных отношений между консультантов и клиентом (т.н. раппорта), уяснения проблемы, осознания желаемого результата, поиска путей решения проблемы и достижения желаемого результата и обобщения процесса психологического консультирования.
Участие испытуемых в реализации программы психологической помощи в развитии социального интеллекта в процессе эксперимента обеспечило следующие результаты:
— рост социального интеллекта во всех изучаемых в ходе методики ситуациях: историях с завершением, группах экспрессии, вербальной экспрессии и историях с дополнением; развитие оценки последствий поведения, понимания невербальной экспрессии, понимания вербальной экспрессии и оценки межличностных отношений в динамике;
— рост такой характеристики как поликоммуникативная эмпатийность: респонденты стали более чувствительны к собеседнику в процессе общения, более восприимчивы к изменению его настроения, более внимательны к чужим чувствам и пр.
Анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что оказание психологической помощи индивидам в развитии социального интеллекта будет способствовать росту у них оценки последствий поведения и межличностных отношений в динамике, понимания вербальной и невербальной экспрессии, поликоммуникативной эмпатии.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.  

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1 Феномен социального интеллекта в зарубежных и отечественных психологических исследованиях

Термин «социальный интеллект» впервые был использован в психологии в 1920 году Э. Торндайком [14]. Социальный интеллект он понимал, как способность человека понимать других людей, мудро поступать или действовать в отношении других. Э. Торндайк [14] социальный интеллект рассматривал как познавательную специфическую способность, которая может обеспечивать успешное взаимодействие с людьми, и определял социальный интеллект как вид общего интеллекта, не определяя при этом отношения между ним и иными видами интеллекта. Основная функция социального интеллекта, по Э. Торндайку [14], заключается в прогнозировании поведения.
Г. Оллпорт [11] считал, что социальный интеллект представляет собой социальный дар, который необходим для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с другими людьми. Для того, чтобы тактично поступать и говорить, нужно прогнозировать наиболее возможные реакции других людей. Это значит, что социальный интеллект тесно связан со способностью высказывать почти автоматические, быстрые суждения о людях. Вместе с этим социальный интеллект скорее имеет отношение к поведению, нежели к оперированию понятиями: его продукт — не глубина понимания, а социальное приспособление.
В этом понятии социальный интеллект определяется как свойство, которое необходимо для успешного взаимодействия с другими людьми, которое проявляется в умениях прогнозировать поведение других людей. Однако автор социальный интеллект связывает больше с поведенческими умениями, а не с познавательной способностью.
В теории Дж. Гилфорда [5] социальный интеллект понимается как интегральная интеллектуальная способность, которая определяет успешную социальную адаптацию и успешное общение. Социальный интеллект способен регулировать и объединять познавательные процессы личности, которые связаны с пониманием социальных объектов (человека или группы людей как партнера по общению). К процессам, которые образуют социальный интеллект, относят социальная перцепция, социальное мышление, социальная сензитивность и социальная память.
Сформировавшийся социальный интеллект выступает как показательная характеристика конкретного типа культуры, конкретной цивилизации и в этом качестве ее можно охарактеризовать как субъективный фактор исторических явлений по отношению к коллективному субъекту истории.
В психологических исследованиях нет однозначного подхода к вопросу о структуре социального интеллекта. В качестве основных структурных компонентов социального интеллекта выделяются:
— способность к решению практических задач, вербальную способность, социальную компетентность;
— способности к самопознанию, саморегуляции, мотивационный компонент;
— социально-психологическая наблюдательность, наглядно-образная память, рефлексивное осмысление действительности и поведения людей, способность к анализу и синтезу психологической информации, развитое воображение;
— социальную перцепцию, социальную сензитивность, социальную память и социальное мышление;
— сочетание вербальной и невербальной репрезентации [22].
Новый подход к проблеме социального интеллекта разработан в трудах В.Н. Куницыной [6]. Автор выделяет отдельный аспект этого сложного явления – коммуникативно-личностный потенциал, который является достаточно обобщенным и позволяет приблизиться к пониманию специфической структуры социального интеллекта, особенностей его функционирования на разных возрастных этапах. Социальный интеллект – многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты: коммуникативно-личностный потенциал, характеристики самосознания; социальная перцепция, энергетические характеристики.
По мнению Дж. Гилфорда [5], в структуре социального интеллекта необходимо выделять такие процессы, как познание элементов поведения, познание классов поведения, познание отношений в поведении, познание систем поведения, познание преобразований поведения. Данная модель получила широкую известность, однако не в полной мере отвечает цели данного исследования.
В работах Г.П. Геранюшкиной [4] в структуре социального интеллекта выделяются 3 уровня развития социального интеллекта, каждому из которых присущи определённые элементы:
— уровень потенциальных способностей (когнитивный и эмотивный элементы);
— уровень актуальных способностей (факторы социального интеллекта);
— результативный уровень (коммуникативный, организаторский, комплексный компоненты).
Социальный интеллект является интеллектом индивида, который формируется в ходе его социализации, под влиянием условий социальной среды.
В 60-е годы ученый Дж. Гилфорд [5] создал первый надежный тест, позволяющий измерять социальный интеллект. Дж. Гилфорд [5] рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, которые независимы от факторов общего интеллекта и, прежде всего, связаны с познанием информации поведенческой. Возможность измерения социального интеллекта основана на общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы