Курсовая с практикой на тему Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературными произведениями.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы развития словесного творчества у
детей старшего дошкольного возраста. 6
1.1 Понятие
словесного творчества в процессе развития речи детей. 6
1.2 Литературные
произведения как средства развития словесного творчества детей 13
Глава 2 Организация работы с литературными произведениями в
процессе развития словесного творчества детей. 20
2.1. Особенности отбора литературных произведений для детей
старшего дошкольного возраста. 20
2.2. Приемы и формы работы для развития словесного творчества
детей Средствами литературных произведений. 26
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 36
Введение:
Дошкольный возраст — уникальный период, когда
закладываются основы всего будущего человеческого развития. Поэтому главная цель
образования — всестороннее гармоничное развитие личности.
Развитие личности тесно связано с формированием
творческих способностей, познания окружающего мира и владения родным языком.
Ребенок учится мыслить творчески, совершенствует свое
мышление, учится творить.
В настоящее время общество постоянно нуждается в людях,
способных нестандартно мыслить, активно действовать, находить оригинальные
решения любых жизненных проблем. Все эти качества характерны для творческих
личностей.
Само по себе творчество представляет собой сложный вид
деятельности, и существуют разные тенденции к природе происхождения детского
творчества.
В некоторых случаях творчество рассматривается как
результат возникающих у ребенка внутренних сил. Развитие творческих
способностей сводится к спонтанному моменту. С этой точки зрения нет
необходимости учить детей рисовать, лепить, они сами стремятся к самовыражению,
свободе, создавая композиции из мазков кисти, пятен. Сторонники этого
направления не вмешиваются в процесс формирования у ребенка художественных
способностей.
В других случаях источник детского творчества ищется в
самой жизни, в соответствующих педагогических условиях, которые являются
залогом активного влияния на развитие детского творчества. Сторонники этой
точки зрения считают, что способности формируются постепенно, в процессе
активной деятельности детей, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Вербальное творчество является частью общего развития
творческих способностей старших дошкольников в различных видах художественной
деятельности:
· в основе его формирования лежит восприятие
произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве
содержания и художественной формы;
· знакомство с разными жанрами литературных
произведений, их особенностями, понимание которых обостряется в изобразительной
и театральной деятельности. Что способствует развитию творческого воображения.
В старшем дошкольном возрасте творчество проявляется в
различных видах художественной деятельности (зрительной, музыкальной,
двигательной, игровой и речевой).
Этому посвящено множество научно обоснованных работ и
методик заслуженных педагогов и психологов: Н.А.Ветлугиной, Л.С. Выготский, А.
Запорожец, Н. Карпинская, Н. Сакулина, С. Рубинштейн и другие. Работа педагогов
— практиков О.С. Ушакова, Ф.А.Сохина, О.М. Дьяченко и др.
Многие исследователи (Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская,
Р.И. Жуковская, О.С. Ушакова, Л.Я. Панкратова, А.Е. Шибицкая) направили свои
усилия на изучение характера творческих проявлений детей в литературной
деятельности, а также на поиск путей их формирования. творческие способности
ребенка. Эти исследования показали, что развитие художественного творчества
тесно связано с развитием познавательных и личностных характеристик
дошкольника.
Объект исследования: процесс формирования творческих
способностей у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: словесное творчество детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления литературными произведениями.
Цель исследования: изучить развитие вербального
творчества у детей старшего дошкольного возраста, формирование у детей
устойчивого интереса к творчеству.
Научно-исследовательские цели
1. Подборка и изучение педагогической литературы по
проблеме развития речевого творчества у дошкольников.
2. Изучение особенностей содержания и художественной
формы литературных произведений и их восприятия детьми.
3. Разработка рекомендаций по повышению уровня развития
речевого творчества дошкольников.
Методологической основой исследования является теория
развития воображения и детского речевого творчества, сформулированная в трудах
Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, О.М. Дьяченко, Н.П. Сакулина, а также работы
психологов и педагогов по развитию связной речи — О.С. Ушакова, С. Рубинштейн,
Ф.А.Сохина, А.В. Запорожец.
Методы исследования:
· анализ
литературы в области психологии и педагогики,
· педагогический эксперимент,
· беседы,
наблюдение за детьми,
· анализ
произведений детского творчества.
Заключение:
В первую очередь, согласно требованиям плана работы
дошкольного образовательного учреждения, руководить организацией речевого
творчества дошкольников. Мы определили следующие условия обучения использованию
романов для развития речевого творчества старших дошкольников: погружение детей
в мир романов и стимулирование речевой деятельности детей в художественных
сюжетах с различными творческими задачами Развитие детей. Творческое
воображение.
Принимая во внимание эти условия, мы разработали модель
обучения с использованием вымышленного языка для обучения детей старшего
дошкольного возраста вербальному творчеству, которая включает три
взаимосвязанных аспекта. Первый — познакомить детей с литературными
произведениями; закрепить жанровые характеристики различных романов; обогатить
метафорические выражения, начальные и конечные слова и выражения в словаре
дошкольников.
Содержание произведения: чтение и рассказывание романов,
диалоги о прочитанном содержании и выполнение различных творческих упражнений:
сравнительное описание героев романа, краткое содержание романа, интерпретация
отдельных сюжетов романа. Это рассказ от первого лица героя романа. Второй —
научить детей копировать содержание произведений искусства, переводов и
рассказов, а также выполнять различные творческие упражнения и задания: игры,
основанные на содержании произведений искусства, творческий диалог с героями,
драматические игры, моделирование произведений искусства с использованием
альтернативных моделей.
Третий аспект заключается в том, что дети используют
следующие методы и приемы для самостоятельного составления творческих историй с
художественными сюжетами: моделируют сюжет художественного произведения на
основе диаграмм, рисуют бальзамический уксус из художественного произведения;
создают рассказ по очереди; объединяют два произведения, объединенные в новый
сюжет; начало или конец работы, предложенной педагогом-изобретателем; введение
новых персонажей, содержание художественного произведения в игре.
Целью формирующего этапа исследования является
использование различных новаторских методов, способствующих развитию речевого
творчества детей старшего дошкольного возраста, соответствующего возрастному
уровню развития детей.
Образовательные задания помогают детям разносторонне
развить определенные знания, навыки и умения:
-Имеете интерес к искусству и культуре,
-Исследование явлений природы, изображений животного и
растительного мира;
-Развитие исследовательских навыков;
-Развитие монологов и умение связно говорить;
— Пополняйте словарный запас детей, развивайте их интерес
к словам, любовь к родному языку и гордость за свое богатство;
-Содействовать развитию умственных процессов, таких как
восприятие, образное мышление, творческое воображение и память;
Развивайте исполнительские навыки посредством взаимного
проникновения в различные искусства, такие как музыка, литература и драма.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы развития словесного
творчества у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Понятие
словесного творчества в процессе развития речи детей
Как известно, дети усваивают родной язык, подражая
разговорной речи окружающих. Как ни крути, современные дошкольники большую
часть времени проводят в планшете или телефоне родителей. Так же дети проводят
время наедине с телевизором, компьютером или наедине со своими игрушками.
Подрастающее поколение всё реже и реже слушает рассказы и
сказки из уст родителей, бабушек и дедушек. А уж развивающие игры со своим
ребёнком по освоению родного языка – настоящая редкость! Вот и получается, что
с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет
имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к её усвоению.
Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный».
Что такое сензитивные периоды развития ребёнка? Это периоды, наиболее
благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески
восприимчивости. (Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в
огороде, учитываются сроки посева, прореживания и подкормки).
В воспитании ребёнка необходимо учитывать границы и
особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а
действовать с ней заодно, и тогда повысится шанс на наиболее продуктивное
развитие дошкольника. «Никогда более ребёнку не удаётся так быстро, полноценно
и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный
период,» — говорила Мария Монтессори.
Очень важно именно в сензитивный период обучать ребёнка
тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то
благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребёнка.
Сензитивные периоды также называются окнами. Окна
постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку практически
невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией. Сам термин
принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому.
Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период
«определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход
развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения. В другие периоды те
же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние
на ход развития».
Пять периодов развития речи по Выготскому:
1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
Этот же период характерен развитием моторики.
2. Знакомство с буквами: 3-4 года.
Начало осознанной речи.
3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие
письма.
4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6
лет.
(письмо и чтение)
5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
Сезитивный период для развития речи: от 0 до 6 лет:
0 — 4 месяцев: Ребёнок реагирует на речь, поворачивая
голову, подражает звукам.
1 — 1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит
первые слова.
2 — 2,5 года: Лавинообразное накопление словарного
запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного
языка.
2,5 — 3 года: Ребёнок думает вслух, эгоцентрическая речь.
Проговаривает свои мысли.