Курсовая с практикой Педагогика/Психология Теория и технологии развития речи детей

Курсовая с практикой на тему Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром 6
1.1. Особенности формирования словаря в онтогенезе 6
1.2 Окружающий мир как средство развития словаря детей дошкольного возраста 11
Глава 2. Исследование уровня развития словаря дошкольников 15
2.1 Организация и методики исследования 15
2.2 Анализ результатов исследования словаря дошкольников 18
Заключение 30
Список литературы 32

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день особенно актуальной является проблема развития словаря детей дошкольного возраста, так как этот период считается наиболее благоприятным временем для его развития. Если не проводить достаточной работы в этом направлении, то к моменту поступления в школу большинство детей, не владея необходимым словарным запасом, испытывают трудности в общении, что в свою очередь становится одной из причин школьной неуспеваемости.
Словарь представляет один из важных компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем считается важным условием умственного развития, так как содержание исторического опыта, который присваивается ребенком в онтогенезе, обобщается и отражается в речевой форме, в первую очередь, в значениях слов. Усвоение словаря способствует решению задачи накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Вместе с этим протекает развитие операциональной стороны мышления, так как овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза и обобщения.
Недостаточный запас словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребенка, так как богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Так, развитие словаря детей является одной из основных задач дошкольного образования. В связи с этим стоит необходимость поиска эффективных средств и методов, которые можно использовать при развитии словаря детей дошкольного возраста. На наш взгляд, наиболее эффективно такая работа будет протекать в процессе ознакомления детей с окружающим миром.
Степень изученности темы исследования. Проблемой развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др.
Проблемой развития словаря детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева и многие другие. Исследователи в своих трудах отмечают, что в период дошкольного детства происходят значительные изменения, в частности, расширяется кругозор ребенка, совершенствуются его мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Однако на сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения количества детей, которые имеют разные проблемы речевого развития, поэтому проблема поиска эффективных средств работы по развитию лексического строя речи у детей дошкольного возраста в современных условиях образования является достаточно актуальной.
Цель исследования – изучение особенностей формирования словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Объект исследования – особенности формирования словаря у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование словаря детей дошкольного возраста в процесс ознакомления с окружающим миром.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования словаря детей в дошкольном возрасте будет осуществляться эффективно, если учебный процесс будет отвечать возрастным и психологическим особенностям дошкольников, иметь систематический характер и осуществляться в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Определить особенности онтогенеза развития словаря детей.
2. Изучить особенности использования окружающего мира для развития словаря детей в дошкольном возрасте.
3. Организовать исследование по определению уровня сформированности словаря дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3. Количественная и качественная обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов, полученных в ходе проведения экспериментальной работы в учебном процессе дошкольных организаций. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, студентов педагогических специальностей, логопедов и родителей.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Словарная работа в детской образовательной организации направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
В настоящее время очень актуальна тема развития речи детей младшего дошкольного возраста. Лексика – один из компонентов речевого развития ребенка. Это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. В словаре отражается содержание речи.
Ребенок 3-4 лет встает на новую ступень развития, этот возрастной период является переходным из раннего детства в средний дошкольный возраст. Перед воспитателями и родителями стоит сложная задача – подготовить детей к этому, вооружить знаниями, обогатить впечатлениями.
По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.
Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.
В ходе написания курсовой работы был проведен всесторонний анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития лексического строя речи у детей младшего дошкольного возраста, проанализирован уровень сформированности словаря детей, что привело к выводу о необходимости дополнительной работы, направленной на развитие всех сторон речи ребенка, в частности, обогащению словарного запаса в количественном и качественном наполнении.
Особенностью лексики детей исследуемой группы является ограниченность словарного запаса, значительное расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. При этом дошкольники понимают значение многих слов, объём пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
1.1. Особенности формирования словаря в онтогенезе
Развитие словаря у ребенка взаимосвязано с несколькими процессами, среди которых происходит развитие мышления и других психических функций, а так же развитие всех компонентов речи от фонетико-фонематического до грамматического строя речи.
Посредством речи ребенок обозначает то, что доступно для его понимания. Поэтому в словаре ребенка изначально появляются слова конкретного назначения, а со временем возникают слова обобщающего характера.
Формирование и развитие лексики в онтогенезе обуславливается и развитием представлений ребенка об окружающей его действительности. По мере знакомства ребенка с новыми предметами и явлениями, признаками разных предметов и действий, увеличивается его словарь. При этом освоение окружающего мира происходит посредством неречевой и речевой деятельности в непосредственном взаимодействии с реальными объектами или явлениями, или с общением со взрослыми [14].
Один из исследователей этого вопроса, Л.С. Выготский, говорил о том, что изначальной функцией речи у ребенка выступает установление контакте с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер. Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его восприятия. Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению посредством языка [6].
Данное подключение происходит посредством простейших форм речи, используя понятные слова, которые связаны с конкретной ситуацией. Так развитие лексики зачастую определяется и социальной средой, в которой воспитывается дошкольник. Однако возрастные нормы словарного запаса ребенка одного и того же возраста могут значительно колебаться. Это зависит от социально-культурного уровня семьи, так как семья выступает как главный воспитатель словаря ребенка, который усваивается в процессе общения.
К концу первого и началу второго года жизни ребенка начинает приобретать значительную силу словесный раздражитель. Но по наблюдениям одного из исследователей, М.М. Кольцовой, в этот период развития слова не разграничиваются друг от друга, а ребенок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией [11].
На первой стадии реакция на словесный раздражитель проявляется как ориентировочный рефлекс (это может быть поворот головы, либо фиксация взгляда и т.п.). Далее на основе этого рефлекса начинает формироваться так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка происходит развитие подражательности, многократного повторения нового слова, что приводит к усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В данный период у ребенка в развитие его речи проявляются первые нерасчлененные слова, которые являются фрагментом услышанного ребенком слова, в основном состоящие из ударных слогов (например, собака – бака и т.д.) [17].
Данный этап развития речи ребенка многие исследователи называют стадией «слово-предложение». В такой стадии не происходит сочетание слова по грамматическим правилам данного языка, а звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Слова ребенка не обладают грамматическим значением на данном этапе развития речи, а слова-представления выражают повеление или указание, либо называют предмет или действие.
К возрасту от 1,5 до 2 лет у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые выступают между собой в разные комбинации. Этот возрастной период характеризуется быстрым ростом запаса слов, который к концу второго года при нормальном онтогенезе составляет приблизительно 300 слов разных частей речи. При этом развитие слова у дошкольника происходит в направлении предметной соотнесенности слова и направлении развития значения [2].
Л.С. Выготский говорит о том, что речь и значение слов развивается естественным путем в онтогенезе, а история того, как психологически развивается значение слова, дает возможность освещать до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как основываясь на условный рефлекс, происходит овладение механизмом обозначения.
Изначально новое слов возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и предметом, который ему соответствует. Так, на первой стадии развития детских слов происходит усвоение по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово, ребенок связывает его с предметом, а потом воспроизводит его [6].
В данный возрастной период ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих к активному расширению своего словаря посредством использования активных вопросов (например, что это? как это называется? и т.п.). То есть, изначально ребенок получает знаки от окружающих, после начинает осознавать их, открывая функции знаков.
К 4 годам у ребенка предметная отнесенность слова получает уже достаточно устойчивый характер, но сам процесс формирования предметной отнесенности слова продолжается. В этот возрастной период так же проходит дальнейшее формирование лексики и уточнение значения слова [12].
Изначально значение слова является полисемантичным, а его значение расплывчатым. Так, одно и тоже слово ребенок может использовать для обозначения нескольких предметов или признаков, или действие с предметом. При этом такое слова всегда сопровождается определенной интонацией и жестами, уточняющими его значение [10].
Отметим, что в процессе онтогенеза значение слова всегда развивается. Так, по мнению Л.С. Выготского, изначально слово является обобщением самого элементарного типа, а по мере своего развития переходит к более высшим типам обобщения, в завершении данный процесс становится образование подлинных и настоящих понятий. Автор указывает, что в процессе развития ребенка, слово меняет свою смысловую структуру посредством обогащения системой связей. Однако развитие значения слова происходит в двух аспектах, смысловом и системном. Смысловое развитие заключается в том, что по мере развития ребенка меняется отнесенность слова к предмету и системе категорий, в которую включен данный предмет. Что касается системного развития значения слова, то оно заключается в том, что изменяется система психических процессов, которые стоят за данным словом. Поэтому для маленького ребенка главное в системном значении слова является аффективный смысл, а для дошкольника – наглядный опыт, а так же память, воспроизводящая определенную ситуацию. Что касается взрослого человека, то для него важным является система логических связей и включение слова в иерархию понятий [6].
Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания [2].
По данным Е. А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год – 9 слов, 1год 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 мес. – 1100слов, 4 года –1926 слов.
По данным А. Штерна к 1,5 года у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам –200 слов — 400слов, к 3 годам –1000-1100 слов, к 4годам 1600слов, к 5 годам –2200 слов.
По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2 % существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц [9].
Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А.Р. Лурия и др).
По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками [19].
Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Развитие словообразования у детей рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (Т.Н.Ушакова, С.Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.). Ребенок прибегает к словообразовательным средствам, так как лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности [25].
Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. Если же созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка [4].
Таким образом, в процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы