Курсовая с практикой на тему Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Психолого-педагогические исследования в области развития словаря 7
2. Особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста 10
3. Ознакомление с предметным миром как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста 24
Заключение 27
Список источников и литературы 29
Введение:
Овладение родным языком является важнейшим приобретением дошкольного детства. Речь не дается человеку от рождения, чтобы ребенок начал говорить необходимо время.
Речевое развитие является одной из структурных единиц, представляющих направления развития и образования детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие является одной из пяти образовательных областей, обеспечивающих «всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Обогащение активного словаря является одной из важнейших задач речевого развития» [18]
Специально организованный воспитательно-образовательный процесс в детском саду обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка. В ходе воспитательно-образовательного процесса осуществляется познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое и физическое развитие. Речевое развитие при этом имеет очень важное значение, так как речь, являясь важнейшей психической функцией, связывает и организует остальные психические процессы, оказывает влияние на поведение и общее развитие ребенка. Полноценное общение и развитие личности обеспечивается богатой и хорошо развитой речью.
Одной из важнейших частей языковой системы является лексика, она имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Одним из важных условий развития коммуникативных умений ребенка является обогащение его словарного запаса, так как богатый словарь есть признак высокого развития речи.
Ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации. Обогащение, уточнение и активизация словаря способствует формированию умения в процессе общения правильно и четко передавать свои мысли окружающим: использовать социально закрепленные значения слов для передачи сообщения, подбирать точные слова для выражения просьбы, сочувствия и других чувств и переживаний.
Лексическое развитие является одной из основных задач развития речи в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо работать над формированием словаря уже в младшем дошкольном возрасте, тем самым создавая фундамент для успешного получения образования в будущем, поскольку именно в данном возрасте закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Важность словарной работы подчеркивается в ФГОС ДО, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [2].
Если словарный запас в младшем дошкольном возрасте не соответствует возрасту, следствием в дальнейшем может быть несформированность грамматических навыков, в диалогической и монологической речи — дети не смогут поделиться своими мыслями или идеями в процессе обсуждения интересной для них темы. В межличностном общении дети не смогут развернуто выразить свою мысль, также как и в восприятия информации взрослых и детей не смогут в полной мере понять адресуемую им информацию из-за скудного словарного запаса, в дальнейшем могут быть трудности при усвоении программы детского сада и школы.
Именно поэтому необходимо проводить своевременную работу над развитием словаря детей младшего дошкольного возраста.
Самым лучшим способом развития словаря детей младшего дошкольного возраста является ознакомление с предметным миром, потому что вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идет и расширение словаря. Знакомство детей дошкольного возраста с предметным миром является условием для всестороннего развития детей. В ходе такой работы дети накапливают представления об окружающих явлениях.
Именно ознакомление с предметным миром способствует обогащению словаря, поскольку ознакомление с новым предметом это прежде всего изучение нового слова.
Таким образом, проблема формирования у детей дошкольного возраста лексической стороны языка традиционно входит в разряд актуальных, поскольку словарный запас определяет успешность дальнейшего взаимодействия, развития и обучения ребенка.
Цель исследования: изучить особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования в области словарной работы
2. Изучить особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста
3. Исследовать ознакомление с предметным миром в качестве средства развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
Словарь основных понятий:
Словарь — это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [9].
Пассивный словарь — часть словарного состава языка, состоящая из единиц, ограниченных в употреблении особенностями обозначаемых ими явлений (к примеру, историзмы, собственные имена) или известных лишь части носителей языка (таковы архаизмы, неологизмы, термины) [9].
Активный словарь — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком [9].
Лексика — словарный состав языка, совокупность слов (точнее, лексем) того или иного языка, части языка [11].
Семантическое поле — самая крупная смысловая парадигма, объединяющая слова различных частей речи, значения которых имеют один общий семантический признак [9].
Слово — наименьшая из единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств, характеристик и взаимодействий, а также для служебных целей [11].
Словарная работа- это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие и уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка [9].
Обогащение словаря — усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе [11].
Младший дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 4 лет [8].
Заключение:
Целью курсовой работы являлось особенностей развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
1. Изучением словаря занимались многие ученые. В процессе анализа данного понятия мы выяснили, что словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Ученые пришли к мысли, что развитие словаря зависит от такого фактора как социальная среда воспитания, чем качественней общение взрослого и ребенка, чем богаче его социальный опыт, тем эффективней происходит формирование словаря ребенка.
2. В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми видами деятельности, расширяется его круг общения, усложняются жизненные связи и способы взаимодействия с окружающими. Потребность ребенка в общении, стремлении узнавать и воздействовать на себя и других людей выступает основным мотивом активного овладения речью.
Проблема формирования словаря многоаспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы, но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества действия с ними.
Что очень важно для развития дошкольника, так это объективный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождает на протяжении всей жизни. По мере того, как дошкольники знакомятся с окружающей действительностью, происходит и расширение словаря.
Овладение словарным запасом является основой развития речи детей, потому что слова являются самой важной единицей в языке. Словарь отражает содержание речи. Слова представляют объекты и явления, их признаки, качества, атрибуты и действия, связанные с ними. Дети учат слова, необходимые для жизни и общения с другими людьми.
3. Предметная деятельность ребенка предшествует, а после сопутствует речевому общению. В процессе совершения предметных манипуляций наполняется пассивный словарь. Ребенок в силу наглядно-действенного образа мышления овладевает названиями лишь тех предметов, их свойств и качеств, а также явлений, которые входят в его прямую зону деятельности.
При исследовании психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что планомерная работа по ознакомлению с предметным миром способствует развитию словаря ребёнка.
Перспективы дальнейшего исследования состоят в разработке системы занятий по ознакомлению с предметным миром, направленных на развитие словаря младших дошкольников.
Фрагмент текста работы:
1.Психолого-педагогические исследования в области развития словаря
Изучением словаря занимались многие ученые, поскольку развитие словаря предполагает полноценное развитие личности дошкольника и является одним из главных условий формирования личности. В. Гербова подчеркивала, что «…развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи» [21, c. 8].
Е.А. Аркин отмечал, что «…по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта школьника, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах» [22, c. 16].
Словарь — это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [3].
Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.
С появлением первых слов ребенка связывают такие сложные психические процессы, как восприятие, мышление, память, воображение, поэтому значительную роль сперва в предварительной, а затем и в формирующей активный словарь работе стоит уделять психическому развитию. Данные разносторонних современных психологических и психолингвистических исследований, несмотря на свою многогранность и разносторонностью, сводятся к тому, что речевую деятельность ребенка предвосхищают два процесса – речевое общение со взрослым и неречевая деятельность самого ребенка. Речевое общение на начальном этапе во многих понятиях сводится к элементарному разговору, можно даже сказать монологу, взрослого, тогда как неречевая деятельность ребенка подразумевает предметную деятельность, направленную на расширение связей с окружающим миров через чувственное восприятие [4].
Предметная деятельность ребенка предшествует, а после сопутствует речевому общению.
В процессе совершения предметных манипуляций наполняется пассивный словарь. Ребенок в силу наглядно-действенного образа мышления овладевает названиями лишь тех предметов, их свойств и качеств, а также явлений, которые входят в его прямую зону деятельности. В возрасте двух лет возникает потребность обозначить словесно знакомые и доступные пониманию объекты и явления – происходит превалирование активного словаря над пассивным.
Развитие активного словаря во многом зависит от такого фактора как социальная среда воспитания. Определяется это значительным колебанием уровня я словарного запаса детей одной и той же возрастной категории в зависимости от социального уровня семьи [9]. Уровень качества общения с ребенком в значительной мере определяет, как усваиваются и понимаются воспроизводимые взрослым слова. Особенно заметно это становится в период от двух до трёх лет, когда ребенок начинает реализовывать свой багаж пассивного словаря в речи. Этот этап развития активного словаря характеризуется воспроизведением знакомого слова соответствии с его соотнесением с непосредственным предметом, который оно обозначает [12]. Только приблизительно к трём годам этот процесс завершается, и предметная соотнесенность слова приобретает достаточно устойчивый характер, то есть ребенок может говорить о том, чего нет в поле его зрения. Далее формирование активного словаря происходит по типу уточнения значения слова, когда ребенок может назвать предмет по описанию его признаков [16].
Отдельным моментом стоит отметить, что в возрасте 3 лет для ребенка важно интонационное сопровождение слов, которое зачастую перемежается с активной жестикуляцией. Эмоциональная окраска слова усиливает его значение, а как следствие оно эффективней включается в активный словарь.
Формирование активного словаря происходит не только по типу уточнения значения слова, но и по развитию структуры значения слова.
Развитие связи между языковыми знаками и действительностью представляется главным процессом формирования речевой деятельности в развитии активного словаря детей.
Процесс формирования активного словаря у детей в период до трех лет характеризуется растяжением значения слова, что означает перенесение названия одного знакомого предмета на ряд других, которые могут быть связаны с ним по типу ассоциаций. Ассоциации осуществляются по целому ряду общих признаков – форма, размер, материал, звучание самого слова и даже вкусовые качества. Ребенок 3 лет может назвать одним словом и предметы, имеющие общее функциональное назначение. Только по мере развития активного словаря растяжение значения слова постепенно сужается. Объясняется этот процесс просто – по мере общения со взрослым происходит дальнейшее накопление пассивного словаря, что позволяет ребенку уточнять значение слова и корректировать правильное употребление. Поэтому мы говорим, что в процессе формирования активного словаря происходит изменение смысловой структуры слова, система связей обогащается и обобщение групп слов производится по более высокому типу [6].