Курсовая с практикой на тему Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся 5-х классов на уроках баскетбола
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования. 6
1.1.
Общая характеристика скоростно – силовых качеств. 6
1.2.
Место баскетбола в учебном процессе. 13
1.3 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности учащихся. 14
Глава
2. Методы и организация исследования. 25
2.1
Методы исследования. 25
2.2.
Организация исследования. 25
Глава
3. Результаты исследования. 29
Выводы.. 40
Список
используемой литературы: 43
Введение:
Актуальность. Баскетбол широко используется как средство
физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия
спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно
положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и
силовая выносливость, ловкость.
Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся
морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности,
способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному
воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к
совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием
спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частности баскетбол, в школьной
программе представлены как основной материал, который широко используется во
внеклассной работе.
Современный баскетбол – это атлетическая игра и требования,
предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого
технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий
уровень развития физических качеств.
Баскетбол — это очень динамичная игра, и что бы успешно в
нее играть, нужно иметь высокий уровень развития физических качеств, например,
быстрота, для быстрого перемещения на площадке, выносливость, так как баскетбол
содержит в себе, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение
мяча. Сила, для успешного единоборства с соперниками.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему
нашего исследования: «Развитие скоростно-силовых качеств на уроках баскетбола у
учащихся 5-х классов».
Скоростно-силовые свойства — одно из важнейших физических
свойств, которое проявляется в профессиональной, спортивной деятельности, а
также в повседневной жизни людей. Они отражают общий уровень работоспособности
человека и функционирование его тела. [20] По мнению В.П. [11] Качества
скорости и силы — это способность человека стремиться к максимальной
производительности в кратчайшие сроки, сохраняя при этом оптимальный диапазон
движений.
Следует понимать, что для современного баскетбола характерна
высокая физическая активность игроков, которая носит преимущественно
динамический характер и характеризуется неравномерностью физических нагрузок и
аритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них в основном движения по
месту, такие как бег, ходьба и прыжки, а также действия с мячом. А скорость,
точность и своевременность выполнения той или иной тактической задачи зависят
от того, насколько хорошо баскетболист контролирует свою двигательную систему и
насколько развиты его двигательные навыки.
На развитие
специальной подготовки и соответственно на спортивный результат влияет методика
развития скоростно-силовых качеств, которая обеспечивает определенный порядок
использования тренировочных средств и методов, внедрение последовательной
аэробной работы в том или ином направлении. [10] Скоростно-силовые навыки
играют ведущую роль в баскетболе.
Согласно науке о баскетболе, 70% движений носят скоростной
характер. Поэтому развитию этих специфических характеристик следует уделять большое
внимание. [20] Специалисты отмечают, что одним из резервов эффективности
соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической
подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых навыков, проявляющихся в
прыжках [20; 25]. Во время игрового процесса и во время схваток на площадке
баскетболисты совершают множество действий, ориентированных на скорость и силу,
в связи с чем можно уверенно говорить об особенностях скоростно-силовой
подготовленности конкретного спортсмена. [8]
Если обобщить данные из литературных источников, можно
констатировать, что скоростно-силовые качества имеют период наиболее
чувствительного развития от 9 до 19 лет, по некоторым данным даже до 20 лет. В
настоящее время существуют различные методы и средства развития
скоростно-силовых свойств. Однако эффективность этих методов может сильно
отличаться друг от друга.
Поэтому необходимо определить наиболее эффективные средства
и методы развития скоростно-силовых свойств. [31]
Работы таких авторов,
как О.В. Жбанков [15], Л.Д. Назаренко [24], Ж.К. Холодов [19] и др. В то же
время эта проблема остается актуальной в настоящее время.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что предложенная
методика является наиболее эффективной, она позволит повысить уровень скоростно-силовых
качеств на уроках баскетбола у школьников 5-х классов.
Цель исследования: разработать методику развития
скоростно-силовых качеств на уроках баскетбола у студентов 5 курса.
Цели исследования:
1) На основе анализа литературных источников выявить основные
особенности скоростно-силовых качеств учащихся на уроках баскетбола.
2) Изучить существующие методы и средства повышения уровня
скоростно-силовой подготовки студентов.
3) Разработать методику повышения уровня скоростно-силовых
качеств у студентов 5 курса.
Структура курсовой работы. Работа содержит введение, две
главы, заключение, список ссылок.
Заключение:
Скоростно-силовые свойства, такие как способность человека
стремиться к максимальной производительности в кратчайшие сроки при сохранении
оптимального диапазона движений, проявляющегося в большинстве случаев в
динамическом режиме, является одной из важнейших необходимых физических
характеристик. для баскетболистов.
Раннее формирование физиологических основ развития
скоростно-силовых свойств положительно скажется на их дальнейшем развитии. В
будущем это также станет хорошей базой для высококвалифицированных взрослых
спортсменов.
При проведении
различных игровых действий свойства скоростно-силовых качеств позволяют выявить
качественную специфику движений и выбрать подходящие средства и методы
скоростно-силовой тренировки баскетболистов.
Анализ литературных данных и результатов педагогического
эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
Характерными особенностями проявления скоростно-силовых
качеств в спортивной деятельности школьников являются: многократное ускорение
бега (в количестве 120 — 150 при общей дистанции бега 5000-7000 метров за
игру); значительное количество движений прыгающего персонажа из состояния покоя
и бега вверх (до 130 — 140 за игру).
Разработанная нами программа направленного развития
скоростно-силовых качеств учащихся 5-х классов в ходе экспериментальной
проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого
использования в практической работе. Это позволяет сделать вывод о том, что
применение методики статических упражнений улучшить динамику физического,
психического и функционального развития что и подтверждает гипотезу нашего
исследования. Проблема развития скоростно-силовых качеств у школьников
среднего возраста актуальна в методике физической культуры и спорта. Особое
место в процессе физического воспитания подрастающего поколения следует уделять
воспитанию скоростно-силовых навыков, ведь высокая степень развития этих
навыков во многом способствует успешной работе человека в будущем. Как
известно, в баскетболе лучше всего развиты скоростно-силовые характеристики.
Они являются фоном против таких аспектов, как скорость и скорость бросков,
передач, ведений и скорость решения тактических задач.
Основным средством воспитания скоростно-силовых
характеристик в баскетболе являются упражнения, выполняемые с максимальной или
почти максимальной скоростью.
Проанализировав психологическую, педагогическую и
методическую литературу, мы пришли к выводу, что проблема развития
скоростно-силовых характеристик у школьников среднего возраста изучена
недостаточно и требует своего дополнения. В своей работе мы рассматривали
развитие скоростно-силовой подготовки школьников 12-13 лет, поскольку повышение
показателей скоростно-силовых свойств происходит именно в этот период развития
растущего организма.
Кроме того, мы уделили внимание воспитанию скоростно-силовой
подготовки, в которую входят: прыгучесть, скорость, выносливость, те компоненты
физических характеристик, которые необходимы баскетболисту.
Установлено, что характерными чертами проявления
скоростно-силовых характеристик в школьных спортивных занятиях являются:
многократное ускорение бега (в количестве 120 — 150 при общей дистанции бега
5000 — 7000 метров за игру); значительное количество прыжковых движений из
положения стоя и бега вверх (до 130 — 140 за игру). С помощью метода
математической статистики t-критерия Стьюдента удалось выявить статистически
значимые различия показателей исходных и конечных данных об уровне развития
скоростно-силовых навыков у школьников 12-13 лет. и контрольные группы в
баскетбольном классе.
Результаты
тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину, бег
за 40 секунд) показатели в экспериментальной группе после нескольких месяцев
использования комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых навыков
оказались выше, чем у детей. в контрольной группе, где применялись учебные
программы общеобразовательных школ.
В то же время нельзя сказать, что программа, используемая
для работы в контрольной группе, плохая и не может быть использована в учебном
процессе по игре в баскетбол. Дети этой группы также показали результаты в
скоростно-силовых тестах.
Таким образом, разработанный нами комплекс упражнений для
управляемого развития скоростно-силовых качеств школьников 12-13 лет в ходе
экспериментального тестирования показал свою эффективность и может быть
рекомендован для широкого использования в практической работе.
Это позволяет сделать вывод о том, что использование
разработанного нами комплекса упражнений позволит улучшить скоростно-силовые
качества студентов, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования 1.1.
Общая характеристика скоростно – силовых качеств
В современной литературе используются термины «физические
свойства» и «физические (двигательные) способности». Однако они не
эквивалентны. В самом общем виде моторные навыки можно понимать как
индивидуальные характеристики, определяющие уровень моторики человека [17].
По словам В.С. Кузнецова составляет основу двигательных
способностей человека физических свойств и формой их выражения являются
двигательные навыки и умения. Моторные навыки включают силу, скорость,
скорость, силу, координацию движений, общую и специфическую выносливость. [1,29].
Моторные навыки у каждого человека развиваются по-своему.
Это различное
развитие способностей основано на иерархии различных наследственных
анатомических и физиологических способностей:
анатомо-морфологические особенности головного
мозга и нервной системы (свойства нервных процессов
— прочность,
подвижность, равновесие, отдельные варианты строения коры, степень
функциональной зрелости отдельных ее участков и др.);
— физиологические (свойства сердечно-сосудистой и дыхательной
систем
— максимальное
потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
— биологические (свойства биологического окисления,
эндокринной регуляции, обмена веществ, энергии сокращения мышц и др.);
— тело (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышц и
жировой ткани и т. д.); — хромосомный (ген) [13,21].
Драндров Г.А. считает, что на развитие двигательных навыков
также влияют психодинамические тенденции (свойства психодинамических процессов,
характер, темперамент, особенности регуляции и саморегуляции психических
состояний) [13]. О способностях человека судят не только по его достижениям в
процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной активности, но также
по скорости и легкости, с которой он приобретает эти способности и навыки [13].
Учителя физкультуры и спорта должны быть хорошо знакомы с основными средствами
и методами развития различных двигательных навыков, а также способами
организации обучения.
В таком случае он сможет более точно выбрать оптимальное
сочетание средств, форм и методов улучшения применительно к конкретным условиям
[29]. Точную информацию об уровне развития моторики (высокий, средний, низкий)
можно получить с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений) [25].
Выполнение любого движения или сохранение любого положения тела человека
является результатом работы мышц. Количество затрачиваемых усилий в этом случае
принято называть мышечной силой.
По мнению Л.П. Матвеева, мышечная сила — это способность
человека преодолевать внешнее сопротивление или действовать против него за счет
мышечного напряжения [14].
Один из наиболее важных факторов, определяющих мышечную
силу, — это то, как эти мышцы работают. В процессе выполнения двигательных
действий мышцы могут проявлять силу:
с уменьшением его длины (режим преодоления, например
— жим лежа на
горизонтальной скамье);
при расширении (верхний режим, например
— приседать со штангой на плечах);
— без изменения его длины (статика, например, удерживание
вытянутых рук с гантелями в наклоне вперед);
— при изменении длины и напряжения мышц (смешанный режим)
[14].
При любом режиме
работы с мышцами сила может проявляться медленно или быстро. В этом суть их
работы. Различают следующие типы силовых способностей: собственно — сила и их
связь с другими DS (скоростно-силовые и выносливые и силовые навыки) [21,22].
Скоростно-силовые тренировки — неотъемлемая часть современного тренировочного
процесса, направленного на повышение функциональных возможностей спортсменов и
достижение высоких результатов в избранных видах спорта.
Обобщенный термин «скорость» используется в течение
нескольких лет для характеристики способности человека выполнять двигательные
задачи с максимальной скоростью. В связи с разнообразием форм выражения
скорости передвижения и их высокой специфичностью этот термин в последние годы
заменен термином «скоростные навыки». [1]
Сила — это способность человека преодолевать внешнее
сопротивление или противостоять мышечному усилию (напряжению). Силовые
способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной
двигательной активности, в основе которых лежит понятие «сила». [30] В
результате скоростно-силовая тренировка понимается как эффективное сочетание
средств и методов комплексной скоростной и силовой тренировки. [6; 22]
Со ссылкой на работы ведущего теоретика спортивной
подготовки В.Н. Платон показал, что он не использовал термин «скоростно-силовые
свойства». Он называет это качество «взрывной силой» и означает способность
преодолевать сопротивление при высокой скорости сокращения мышц. [37]
В более поздних работах В. Платон [28] называет это качество
скоростной силой и дает следующее определение: «Скоростная сила — это
способность нервно-мышечной системы мобилизовать функциональный потенциал для
достижения высоких показателей силы в кратчайшие сроки». А. Хилл, что косвенно
(с помощью некоторые исключения) косвенно связывает силу сокращения мышц и
скорость, с которой эта сила проявляется в движении: по мере уменьшения внешней
силы сопротивления скорость движения увеличивается, а отображаемая мышечная
сила уменьшается. [24]
Скоростно-силовые
способности характеризуются неудовлетворительным напряжением мышц,
проявляющимся в необходимой, часто максимальной силе в упражнениях, выполняемых
со значительной скоростью, но в целом не достигают предельного значения.
Они проявляются в двигательных действиях, которые наряду со
значительной мышечной силой требуют еще и скорости движения (например,
отталкивание при прыжках в длину и высоту с места и беге, финальное усилие при
метании спортивного снаряжения и т. Д.). При этом, чем значительнее
преодолевается спортсменом внешняя нагрузка (например, при подъеме штанги на
грудь), тем больше роль силовой составляющей и при меньшей нагрузке (например,
при метании копья) важность составляющей скорости увеличивается. [9]
Скоростно-силовые способности — это своего рода комбинация
силовых и скоростных способностей. Скоростно-силовые свойства определяются как
способность развивать максимальное мышечное напряжение за минимальный период
времени. Скоростно-силовые способности основаны на функциональных свойствах
нервно-мышечной системы, которые позволяют выполнять действия, при которых
наряду со значительным напряжением мышц требуется максимальная скорость
движения. Другими словами, термин «скоростно-силовые свойства» означает
способность человека стремиться к максимальной силе в кратчайшие сроки при
сохранении оптимальной амплитуды движения. [11; 14]
Структура скоростных и силовых свойств:
1. Абсолютная сила
2. Исходная сила — способность мышц быстро прилагать рабочее
усилие в начальный момент напряжения.
3. Сила ускорения — способность мышц быстро увеличивать
рабочее усилие в условиях начала их сокращения.
4. Абсолютная скорость сокращения мышц.
При проявлении скоростно-технических качеств на первый план
выходит градиент силы (увеличение силы в единицу времени). Среди многочисленных
форм проявления скоростно-силовых качеств они считаются наиболее
распространенными прыжковыми упражнениями. Скорость может быть общей и
специальной. Скорость, частота и скорость движения зависят от уровня
спортивного снаряжения.
Освоение наиболее рациональной формы движения (правильное
расположение центра тяжести тела, направление усилия, ускорение рычагов,
использование инерции и т. Д.) Позволяет выполнять их быстрее. Но быстрые
движения в спорте обычно выполняются с проявлением большой «взрывной» силы мышц
и быстрой силы. [18; 3] Взрывная сила — отражает способность человека достичь
максимального показателя силы в кратчайшие сроки при выполнении двигательного
действия. Взрывная сила характеризуется двумя составляющими: начальной силой и
силой ускорения.
Стартовая сила характеризуется способностью мышц совершать
быстрое усилие в начальный момент своего напряжения. Сила ускорения —
способность мышц увеличивать скорость рабочего усилия в условиях начавшегося их
сокращения. [18; 9]
В случае преодоления работы силами сопротивления являются те
силы, которые направлены против движения (давление на скамью со стороны груди);
при черной работе — действие по направлению движения (опускание штанги на
грудь) [11]. Понятие «динамический» режим сочетает в себе режимы преодоления и
гибкости.
Итак, Клевенко В. отмечает, что можно выделить три основных
формы силы:
1. Сила — способность проявлять максимальную силу.
Максимальная сила — это самая высокая сила, которую нервно-мышечная система
может проявить во время произвольного максимального сокращения мышц. Он
определяет движения в таких видах спорта, в которых необходимо преодолевать
значительные сопротивления (тяжелая атлетика, атлетические броски, борьба и т.
Д.).
2. Скорость-сила — способность нервно-мышечной системы
преодолевать сопротивление за счет высокоскоростных мышечных сокращений.
Скоростно-силовые способности имеют определенное значение для выполнения многих
движений, потому что они составляют основу скорости спринтеров и способности «рывков»
ускоряться в командных видах спорта.
3. Силовая выносливость — способность организма
противостоять утомлению во время силовой работы. Силовая выносливость
характеризуется сочетанием относительно высоких силовых навыков со значительной
выносливостью и определяет успех в таких видах спорта, в которых необходимо
преодолевать большую выносливость в долгосрочной перспективе (велоспорт,
беговые лыжи и т. Д.).
Кроме того, силовая выносливость имеет большое значение в
спорте, который в основном включает движения ациклического характера, которые
предъявляют высокие требования к силе и выносливости (скоростной спуск,
большинство спортивных игр) [22]. Эти типы силовых навыков являются базовыми,
но они не исчерпывают всего разнообразия проявления силы у людей.
В.М. Клевенко также отмечает, что важной разновидностью
является «взрывная сила» — способность проявлять большие значения силы.
реактивность, т.е. нервные процессы. Таким образом, тренированные спортсмены
показывают большую силу за более короткий период времени, чем новички [22].
Для приближения режима мышечной работы на тренировке к
функциональным параметрам соревновательной моторики наиболее эффективно
использовать специальные скоростно-силовые упражнения, имеющие структурное и
функциональное сходство с основными спортивными упражнениями или отличающиеся
внешними свойствами. y мышцы, которые подготавливают спортсмена к расширению
имеющихся возможностей. [10; 26]
Скоростно-силовые
тренировки — ключевое звено в жизни баскетболиста. Он развивает абсолютно все необходимые
навыки: подвижность, скорость, силу, координацию движений. Баскетбол — очень
контактный вид спорта, около 70% движений баскетболиста скоростно-силовые. А
это требует специальной подготовки баскетболистов. В большей степени это
касается полузащитников. Они должны обладать особенностью выражения силовых
свойств за минимальный промежуток времени. Другими словами, взрывная сила. В
баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых передачах,
борьбе за спину и контратаках. [30]
В большей степени проявление скоростно-силовых способностей
происходит в прыжках. По характеру мышечной активности прыжок относится к
группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, при
которых в основной ячейке давления развивается мышечное усилие максимальной
мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. В этом контексте уместно назвать
такое проявление скоростно-силовых способностей прыгающих баскетболистов. в
кратчайшие сроки.
Ю.В. Верхошанский [4] прыжок означает способность человека
развивать ту или иную меру силы при отталкивании.
Л. Д. Назаренко [10] дает следующее определение умению
прыгать — это способность максимизировать концентрацию мышц и волевых усилий в
минимальном временном диапазоне при преодолении вертикальных и горизонтальных
дистанций.
По мнению Ю.М. Портнова, особенностями умения прыгать
являются: — скорость и своевременность прыжка; — совершение прыжка с места или
короткого отхода, особенно в вертикальном направлении; — многократное
повторение прыжков в условиях силовой борьбы (способность серийных прыжков); —
проверка корпуса в безопорном положении; — Точность посадки и готовность к
немедленному наблюдению. [2]
Современные представления теории и методики спортивной
тренировки относительно развития умения прыгать сводятся к тому, что
использование преимущественно прыжковых упражнений только улучшает скорость
отталкивания, а применение силово-скоростных упражнений обеспечивает увеличение
как скорости. и сопротивление. Кажется, это считается доказанной позицией о
необходимости преимущественного развития мышечной силы в сочетании с
упражнениями для увеличения подвижности и расслабления суставов с целью
тренировки прыжковых навыков. [1; 18; 30]