Курсовая с практикой на тему Развитие скоростно-силовых способностей обучающихся 10-12 лет, с нарушением интеллекта на уроках адаптивной физической культуры.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 6
1.1. Понятие
скоростно-силовых способностей в педагогической теории и практике 6
1.2.
Физическое развитие учащихся с нарушениями интеллекта. 16
1.3. Методы
развития скоростно-силовых способностей у учащихся 10-12 лет с нарушением
интеллекта. 22
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 27
2.1. Методы
исследования. 27
2.2.
Организация исследования. 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ. 30
3.1.
Результаты исследования уровня развития скоростно-силовых способностей учащихся
с нарушением интеллекта. 30
3.2.
Методические рекомендации по развитию скоростно-силовых качеств у учащихся
10-12 лет с нарушением интеллекта. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
На формирование жизненно
важных двигательных умений и навыков у детей большое влияние оказывает уровень
общей физической подготовленности в особенности ее силового компонента, как
необходимого условия успешного освоения разнообразных двигательных действий.
Важное значение в решении проблемы интеграции и социализации детей с умственной
отсталостью в жизнь современного общества приобретает физическая культура,
спорт и физическая реабилитация, так как они способствуют накоплению
двигательного опыта и базы двигательных действий у детей с умственной
отсталостью. Скоростные качества у детей с нарушением интеллекта развиваются
очень медленно, темп развития носит индивидуальный характер.
Физическая культура и
спорт являются эффективным средством коррекции и компенсации нарушенных и
недоразвитых психофизических функций умственно отсталых детей. Использование
разнообразных форм и средств физического воспитания способствует более
активному формированию морфофункционального статуса и позволяет предупредить
вторичные отклонения в развитии. Таким образом, для успешного процесса
физического воспитания таких детей необходимо тщательно учитывать особенности
их физического развития, уровня их физической подготовленности и формирования
двигательных умений и навыков.
В системе специального
образования накоплен значительный опыт по развитию скоростно-силовых
способностей в процессе физического воспитания (Р.Д. Бабенкова, Г.А. Бутко,
А.А. Дмитриев, Н.А. Козленко, В.М. Мозговой, А.С. Самыличев и др.), содержание,
методы и приемы физического воспитания детей с нарушением интеллекта не нашли
должного освещения в работах современных исследователей, а проблема
двигательной активности, ее регулирование средствами физического воспитания не
освещались. В работах ряда авторов доказано, что снижение объема движений у
детей данной категории отмечается с раннего детства, оно обнаруживается не
только в двигательной сфере, но и в интеллектуальной деятельности в целом (Н.А.
Бернштейн, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер).
Для детей с нарушением
интеллекта скоростно-силовых способностей в ходе выполнения физических
упражнений может стать мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных
функций (А.А. Дмитриев, О.В. Защиринская, Е.М. Мастюкова, В.М. Мозговой, Б.В.
Сермеев и др.). Следовательно, разработка теоретических основ изучения
скоростно-силовых способностей школьников с нарушением интеллекта и пути их
совершенствования может быть одним из приоритетных направлений физического
воспитания.
Актуальность нашего
исследования заключается в том, что в настоящее время недостаточно разработано
методик физкультурных занятий для учащихся с нарушением интеллекта,
следовательно, необходима разработка новых методик физкультурных занятий с
целью коррекции скоростно-силовых способностей обучающихся 10-12 лет, с
нарушением интеллекта на уроках адаптивной физической культуры.
Объект исследования
– процесс развития скоростно-силовых способностей у
учащихся с нарушением интеллекта.
Предмет исследования
– экспериментальная методика, направленная на развитие скоростно-силовых
способностей у учащихся с нарушением интеллекта.
Цель исследования
– разработка и исследование эффективности инновационной методики, направленной
на развитие скоростно-силовых способностей у учащихся с нарушением интеллекта.
Гипотеза
исследования предполагает, что развитие скоростно-силовых способностей
школьников, с нарушением интеллекта, наиболее успешно будет осуществляться на
уроках физической культуры с использованием специальных коррекционных заданий и
упражнений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть специфику диагностики скоростно-силовых способностей
учащихся с нарушением интеллекта.
3. Обосновать методы и приемы развития скоростно-силовых способностей
у учащихся с нарушением интеллекта.
4. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
1. Анализ литературных
источников
2. Педагогическое
наблюдение
3. Педагогический
эксперимент
4. Контрольное
тестирование
5. Методы математической
статистики
Практическая значимость.
Результаты исследования позволяют повысить показатели развития
скоростно-силовых способностей у учащихся с нарушением интеллекта. Данная
методика может быть полезна для педагогов по адаптивной физической культуре в
школе.
Заключение:
Скоростно-силовые
способности являются своего рода сочетанием силовых и скоростных качеств. В их
основе лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяя
совершать движения, в которых наряду со значительной механической силой
требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту, метания
снарядов значительного веса и др.). Некоторые из проявлений скоростно-силовых
способностей получили название «взрывной силы». Этим термином определяют
возможность по ходу движений достигать наиболее возможных показателей внешнего
проявления силы в возможно наименьшее время. «Взрывная сила» имеет весьма
важное значение в ряде скоростно-силовых действий (при старте в спринтерском
беге, в прыжках, метаниях, ударом в боксе и др.).
В практике физического
воспитания показатели функциональных возможностей детей школьного возраста
являются основными критериями при выборе физической нагрузки на уроках
физического воспитания, структуры процесса обучения двигательным действиям,
методов воздействия на организм школьников.
Занятия физической
культурой для учащихся с нарушением интеллекта необходимо организовать так,
чтобы обеспечить коррекцию двигательных нарушений и недостатков физического и
психического развития учащихся, формировать навыки здорового образа жизни,
способствовать развитию эмоциональной сферы и общественной активности детей,
решать задачи нравственного и эстетического воспитания. Во время формирования
скоростно-силовых способностей учащихся с нарушением интеллекта на разных
этапах обучения педагог использует совокупность эффективных методов и приемов.
Это способствует совершенствованию всех форм движений и формированию
двигательных действий. Вследствие этого происходит качественное преобразование
их моторной сферы.
В процессе проведения
педагогического эксперимента было выявлено, что среди учащихся 10-12 лет с
нарушением интеллекта преобладает низкий уровень развития скоростно-силовых
способностей. По тесту «прыжок в длину с места, м» самый лучший результат среди
мальчиков быв выявлен у учащихся 5 «В» класса и составил 1,65±1,78 м. Среди
девочек с данным тестом лучше всего справились ученица 5 «В» класса – 1,59±1,62
м. По тесту «Приседание за 30 с, кол-во раз» среди мальчиков лучше всего справились
ученики 5 «Б» класса — 22±0,85 раз. Среди девочек с тестом «Приседание за 30 с,
кол-во раз» лучше всего справились ученицы 5 «В» класса – 19,3±0,59 раз. По
тесту «Метание набивного мяча весом 1 кг из и.п. сидя, см» среди мальчиков
лучше всего справились ученики 5 «А» класса — 307±20,07 см. Среди девочек с
тестом «Метание набивного мяча весом 1 кг из и.п. сидя, см» лучше всего
справились ученицы 5 «А» класса – 305,1±20,82 см. По тесту «Поднимание туловища
за 30 сек кол-во раз» среди мальчиков лучше всего справились ученики 5 «Б»
класса — 23±1,44 раз. Среди девочек с тестом «Поднимание туловища за 30 сек
кол-во раз» лучше всего справились ученицы 5 «Б» класса – 19±1,36 раз. Среди
мальчиков с тестом «Челночный бег 3 по 10 секунд» лучше всего справились ученицы
5 «Б» класса – 9,93±0,78 с, среди девочек лучше всего справились ученицы 5 «Б»
класса – 10,41±0,96 с. Сравним полученные данные с нормативами ГТО, было
выявлено, что учащиеся с нарушением интеллекта имеют низкий показатель по всем
тестам.
На основе полученных
данных был разработан комплекс упражнений для учащихся с нарушением интеллекта Большое
внимание уделяли включению игровой деятельности на занятиях адаптивной
физической культуры. Игровая деятельность была направлена также на решение
поставленных задач. Она являлась средством и методом повышения интереса и
мотивации для занятий физическими упражнениями на занятиях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Понятие
скоростно-силовых способностей в педагогической теории и практике
В теории воспитания, в
широком смысле, выделяются социальные, психические и физические качества
личности, которые воспитываются в обязательном сочетании всех видов воспитания
(умственным, физическим, трудовым и т. п). Вместе с тем, каждый вид воспитания
имеет свою предметную направленность, где содержание педагогических воздействий
акцентируется преимущественно на воспитание определенных качеств. Любые
качества личности базируются на ведущих функциях человека, которые выражаются в
своей основе взаимодействия морфологических, физиологических, биохимических и
психических процессов соответствующих органов и структур. Характер взаимодействия
этих процессов, соотношение их активности и соподчиненности определяют качества
человека, его личностные особенности.
Ю.Ф. Курамшин для
характеристики обнаружения тех или иных физических качеств во время выполнения
двигательных действий использует различные понятия, в частности «физические
качества» и «физические способности». Поэтому необходимо дать определение
одного и другого понятия [20].
Физические качества – это
определенные социально обусловленные совокупности биологических и психических
качеств человека, которые выявляют его физическую готовность к осуществлению
активной двигательной деятельности [12].
К основным физическим
качествам относят силу, выносливость, скорость или быстроту, ловкость, гибкость
и тому подобное.
От других качеств
личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только во
время решения двигательных задач через двигательные действия.
Двигательные действия,
которые используются для решения двигательных задач, каждым индивидуумов могут
выполняться по-разному. Например, у одних учеников отмечается более высокий
темп выполнения, у других – более высокая точность выполнения параметров
движения и тому подобное. Так, во время проведения эстафеты с ведением мяча
одни ученики добиваются положительного результата за счет высокой скорости
передвижения, а другие – за счет техники ведения. Указанные различия
объясняются индивидуальными возможностями учащихся и отражают по своей сути
уровень развития тех или иных физических способностей.
Физические способности –
это относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные
возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает
эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности
определяются соответствующими наклонностями, приобретенными – социально-экологической
средой жизненахождения человека [22]. При этом одна физическая способность
может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех
же задатков могут возникать разные способности.
Реализация физических
способностей во время выполнения двигательных действий проявляет характер и
уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур
организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в
полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно
постоянно имеющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное
физическое качество. Например, нельзя характеризовать выносливость как
физическое качество человека, если она способна длительное время поддерживать
скорость бега только на дистанции 500 или 800 метров. Говорить о выносливости
можно только тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает
длительное поддержание работы при всём многообразии двигательных режимов ее
выполнения (например, во время бега учащихся начальных классов на 1000-1500 м,
при многократном поднимании гантелей разного веса и тому подобное) [14].
Развитие физических
способностей происходит под влиянием двух основных факторов:
– наследственной
программы индивидуального развития организма,
– социально-экологической
его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). Вследствие этого под
процессом развития физических способностей надо понимать единение
наследственного и педагогически направленных изменений функциональных
возможностей органов и структур организма [9].
Изложенные представления
о сущности физических качеств и физических способностей позволяют сделать
вывод:
В основе развития
физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты
способности, которые отражают определенное физическое качество, тем более
устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач.
Развитие физических
способностей обусловливается врожденными наклонностями, которые определяют
индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и
структур организма. Чем более надежное функциональное взаимодействие органов и
структур организма, тем более устоявшееся выражение соответствующих физических
способностей в двигательных действиях.
Развитие физических
качеств достигается через решение различных двигательных задач, а развитие
физических способностей – через выполнение двигательных заданий. Возможность
решения разнообразных двигательных задач характеризует всесторонность развития
физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных
действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма
говорит о гармоничном развитии физических качеств.
В общей механике понятие
«сила» определяется определенной мерой взаимодействия материальных тел в
природе, что характеризует причину их движения, раскрывает механическую
характеристику движения в целом (на тело массой m действует сила F) [39].
В физиологии человека под
мышечной силой понимают максимальное напряжение, которое они способны развить.
При этом, внешнее проявление напряжения (силы) мышц определяют в кг.
Теория и практика
физического воспитания определяет понятие «сила» как качественную
характеристику произвольной двигательной деятельности человека, которая, в
большинстве случаев, направлена на решение конкретного двигательного задания [19].
Вышеуказанное позволяет определить такое понятие «силы».
Сила как физическое
качество человека определяется его способностью преодолевать определенное
внешнее сопротивление или в полной мере противодействовать ему. В качестве
действительного сопротивления могут выступать силы земного тяготения, которые
равняются массе тела человека; реакция опоры во время взаимодействия с ним;
действенное сопротивление окружающей среды; соответствующая масса отягощений
предметов и спортивных приборов и инструментов; силы инерции отдельных звеньев
тела человека или других тел; силы инерции собственного тела; сопротивление
соперников в контактных видах спорта и тому подобное. Человек сильнее при
условии возможности преодолевать значительное внешнее сопротивление [25].
Сила, которую должны
проявлять мышцы, приобретает специфических особенностей при условии особой
специфики двигательного задания и характера физической работы опорно-двигательного
аппарата. С ростом физической подготовленности человека сила мышц становится
более выраженной. Стоит отметить, что качественно специфическими видами
проявления силовых характеристик для разных двигательных действий, является
абсолютная сила, скоростная сила, взрывная сила и силовая выносливость.
Уместно силовую
выносливость отнести к проявлению одной из разновидностей выносливости. Но по
данным специальной литературы это качество относится к силовым. Поэтому мы
вполне целесообразно придерживаемся такой классификации.
Способность человека
преодолевать значительное внешнее сопротивление или противодействовать ему при
произвольном мышечном напряжении определяется как абсолютная сила. В этом
случае, речь идет о вполне максимальном проявлении силовых возможностей человека.
Установлено, что наибольшую величину силы человек способен проявить в мышечных
напряжениях, которые не требуют внешнего проявления двигательного действия, или
в значительно медленных движениях, например, в жиме штанги в положении лежа на
спине двумя руками. Проявление абсолютной силы определяется как доминирующее
при необходимости преодолевать значительное внешнее сопротивление. Для
сравнения силы людей с разной массой тела применяют показатель относительной
силы человека.
Относительная сила
определяется как количественное значение абсолютной силы, что приходится на
один килограмм массы тела человека.
Решающее значение
относительная сила имеет в двигательных действиях, которые непосредственно
связаны с перемещением в пространстве собственного тела. Чем больше силы
распределяется на 1 кг массы тела человека, тем, соответственно, легче
перемещать собственное тело в пространстве, или удерживать соответствующую
позу.
Для эффективности
выполнения установленного значения максимальной силы различных физических
упражнений при меньшей величине сопротивления, что преодолевается, доминируют
выносливость или скорость мышечного сокращения. Например, между уровнем
скоростной и максимальной силы существует положительная взаимосвязь в случае,
когда скоростные движения связаны с необходимостью преодолевать значительное
внешнее сопротивление (от 25 до 70 % от максимального) [27]. В то же время, преодоление
незначительного сопротивления с достаточно высокой скоростью (например,
двигательные действия в настольном теннисе) не требует достаточно высокого
уровня проявления максимальной силы.
Скоростная сила – это
способность человека с достаточно большой скоростью преодолевать умеренное
внешнее сопротивление. Безусловно, на первый взгляд кажется, что проявление
скоростной силы является якобы комплексным проявлением силы и скорости. При
этом, в действительности это является специфическим проявлением силы в
соответствующем диапазоне величины внешнего сопротивления [20]. Так, скорость отягощенного
движения, при внешнем сопротивлении меньшему за значение 15-20% от максимальной
силы в установленном движении, исключительно зависит от скоростных
возможностей.
Во время величины
внешнего сопротивления более 70 % от максимальной силы в соответствующем
конкретном упражнении, скорость преодоления указанной величины сопротивления в
основном зависит от уровня развития и проявлений максимальной и взрывной силы.
На этом основании, скоростная сила определяется способностью человека как можно
быстрее преодолевать внешнее сопротивление в процентном диапазоне от 15-20 до
70 % от максимальной силы в определенном двигательном действии. Скоростная сила
определяется доминирующей характеристикой для обеспечения эффективности
выполнения двигательных действий в преодолении спринтерских дистанций, а также
в циклических упражнениях и двигательных действиях, которые являются подобными
к ним [28. В частности, длина шагов в беге
зависит от уровня развития скоростной силы мышц ног. По данным многочисленных
исследований, установлено, что при одинаковой скорости бега у более
квалифицированных спортсменов длина шагов является большей, чем у менее квалифицированных,
при этом, у бегунов одинаковой квалификации скорость бега возрастает, как
правило, в достаточно тесной взаимосвязи с увеличением длины шагов.
Взрывная сила человека
характеризуется его способностью проявить как можно больше усилий за минимально
короткое время. Она имеет решающее значение в двигательных действиях прыжкового
характера [33]. Взрывная сила имеет большое
значение во время нанесения эффективных ударов в боксе, в борьбе во время
выведения соперника из равновесия, во время выполнения укола с выпадом в
фехтовании и тому подобное.
Определено, что силовая
выносливость – это способность человека продуктивно преодолевать умеренное внешнее
сопротивление, характерное для конкретных условий спортивной, производственной
или иной деятельности [25]. При этом, учитывается удержание
необходимой позы, разнообразный характер функционирования мышц, циклическая
работа определенной интенсивности, повторное выполнение взрывных усилий, и тому
подобное.
Высокий уровень переноса
силовой выносливости наблюдается в упражнениях, которые подобны по характеру
работе нервно-мышечного аппарата. Степень переноса зависит также от
продолжительности упражнений и величины внешнего сопротивления. Чем больше
продолжительность упражнений и чем меньше величина внешнего сопротивления, тем
более характерным является положительный перенос силовой выносливости с
различных видов двигательной деятельности на другие, и наоборот – чем меньше
продолжительность упражнений и большая величина внешнего сопротивления при их
выполнении, тем меньше перенос [36].
Различают статическую и
динамическую силу, которая определяется на основании различных режимов работы
мышц. Статическая сила проявляется при значительных мышечных напряжениях, а
перемещение тела, его отдельных звеньев или предметов, с которыми
взаимодействует человек, отсутствует. В случае преодоления внешнего
сопротивления наблюдается перемещение тела или отдельных его звеньев в
пространстве – в этом случае речь идет о динамической силе.
Для обозначения
скоростных возможностей человека с давних времен применяют термин «скорость».
Обобщая мнение специалистов, можно дать следующее ее определение.
Скорость как физическое
качество человека – это его способность срочно реагировать на соответствующие
раздражители, способность к высокой скорости движений, выполняемых при
отсутствии значительного сопротивления. Скорость является комплексным
двигательным качеством. Элементарными видами ее проявления определены скорость
выполнения одиночного движения (ногой, рукой, головой или туловищем), скорость
двигательных реакций и частота неотягощенных движений.
Мышечная сила – одно из
важнейших двигательных качеств человека, необходимая в спортивной, военной и
трудовой практике. Силовые качества – это комплексная двигательная качество,
развитие которого обусловлено генетически, а достаточная оптимизация позволяет
выполнять физические упражнения с соответствующими мышечными усилиями [19].
Таким образом, в основе
силовых качеств лежит целая совокупность факторов. Их вклад в механическую
силу, которая проявляется внешне, меняется в зависимости от конкретных
особенностей двигательных действий и условий их выполнения, что обусловливает
различные виды (типы) силовых качеств.
В специальной современной
литературе силовые качества подразделяют главным образом на,
собственно-силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость.
Выделяют следующие
основные виды силовых качеств:
– максимальную силу;
– скоростную силу (часто
ее называют скоростно-силовым качеством); – силовую выносливость.
Итак, по В. И. Ляху,
скоростная сила – это проявление силовых качеств в минимальный для данных
условий отрезок времени [24]. Специфика различных видов спорта
определяет необходимость высокого проявления скоростной силы у спортсменов,
которые специализируются в легкой атлетике (прыгуны и метатели); представителям
восточных единоборств, борцам, боксерам, и тому подобное.
Можно выделить следующие
виды скоростной силы: взрывная, амортизационная и стартовая сила.
Скоростную силу, которая
проявляется в условиях достаточно большого сопротивления, принято называть
взрывной силой. Как правило, в зарубежной литературе такое качество имеет
название силовой мощности.
Амортизационная сила –
вид силовых качеств, что проявляется при быстром окончании физического
упражнения скоростно-силового характера (как например, быстрая остановка после
выполнения ускорения) [27]. Стартовой силой принято называть
соответствующего значения силу, которая проявляется как непосредственное противодействие
небольшому и умеренному сопротивлению при высокой начальной скорости. Такая
способность имеет существенное влияние на эффективность старта в спринтерском
беге, выполнение технических приемов и бросков в различных видах борьбы,
выполнение точных ударов в боксе, отдельных элементах рукопашного боя и тому
подобное.
Скоростно-силовые
качества, как подсказывает уже само их название, являются своего рода
соединением силовых и скоростных качеств [1]. В их основе лежат функциональные
свойства мышечной и другой систем, что позволяют делать действия, в которых
совместно со значительной механической силой, необходимой является и
достаточная скорость выполнения двигательного действия (прыжки в длину и
высоту, метание веса и тому подобное).
Практически при
выполнении скоростно-силовых действий специфические трудности состоят именно в
том, чтобы совместить на достаточно высоком уровне проявление силовых и
скоростных двигательных возможностей.
Некоторые из проявлений
скоростно-силовых качеств получили название «взрывная сила». По мнению Ю. Г.
Каджаспирова, таким непосредственным термином определяется способность
достигать существенно более высоких показателей силы во время выполнения
движения, что проявляется внешне, в возможно меньший промежуток времени
(оценивается по градиенту или силе скоростно-силовым индексом, что определяется
как соотношение максимальной величины силы, показанной в данном движении,
вовремя достижения этого максимума). «Взрывная сила» играет достаточно важное
значение во время выполнения большого количества двигательных действий
скоростносилового характера (во время старта в спринтерском беге, в прыжках,
метаниях, ударных действиях и т. д) [15].
С.А. Марчук отмечают, что
скоростно-силовые качества – это способность проявлять наибольшие величины силы
в наименьшее время, что характерно, например, для так называемых
скоростно-силовых упражнений: прыжков, метания и прочее. От развития этой
способности в значительной степени зависит и развитие других способностей, как
правило, скоростно-силовые упражнения применяются на всех этапах возрастного
развития школьников [27].
Определяются
поступательные, но неравномерные изменения взрывной силы, которые зависят от
возраста, пола и индивидуальных особенностей. Так, непрерывно увеличивается
проявление скоростно-силовых способностей девочек по показателям высоты прыжка
вверх с места до 12-14 лет, после которого наступает определенная стабилизация
результатов и даже наблюдается их ухудшение. У мальчиков среднегодовые
показатели взрывной силы с возрастом повышаются и достигают своего максимума в
возрасте 15-17 лет. Вероятные приросты силы зафиксированы у девочек в возрасте
8-10 лет, 11-14 лет, у ребят –1112 лет, 13-15 лет [8].
Итак, если речь идет о многолетнем
планировании, то не следует в каждом возрасте повышать объемы нагрузки за счет
скоростно-силовых упражнений. Приведенные выше данные показывают, что при
возрастном развитии этой способности наблюдаются спады, ухудшение результатов.
В период таких спадов необходимо уменьшать объем работы за счет насыщения
занятий упражнениями иного характера – скоростными, силовыми и тому подобное.
Приведенные данные
свидетельствуют о том, что возрастные особенности воспитания силовых
способностей зависят от индивидуального развития, который был оценен по уровню
физического развития. Этот показатель в значительной мере определяется
биологическим возрастом человека. Так, у школьниц с уровнем физического
развития ниже среднего, сила мышц-сгибателей кисти интенсивно развивается в
10-12 и 13-14 лет, со средним уровнем – в 9-14 и 15-16 лет, а с уровнем выше
среднего – в 8-12 и 14-16 лет [20].
Проанализировав
научно-методические и специальные литературные источники можем констатировать,
что скоростно-силовые способности – это своего рода сочетание скоростных и
силовых способностей. В их основе лежат функциональные особенности мышечной и
других систем, позволяя осуществлять их наряду со значительной механической
силой, где также требуется значительная скорость движений.