Адаптивная физическая культура Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие силовых способностей у школьников младшего возраста с умственной отсталостью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1 Этиология, патогенез и характеристика детей с умственной отсталостью 6
1.2 Характеристика особенностей психического и физического развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 10
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 18
2.1 Понятие и классификация силовых способностей 18
2.2 Средства, методы и формы развития силовых способностей у детей школьного возраста с умственной отсталостью 24
2.3 Конспекты занятий по развитию силовых способностей у детей школьного возраста с умственной отсталостью 34
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Важное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию силовых способностей, потому что высокий уровень развития данных способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности и достижению высоких спортивных результатов. Особенно быстрый рост всего организма наблюдается в период бурного его развития — в младшем школьном возрасте. У младших школьников со значительной интенсивностью происходит окостенение скелета, происходит совершенствование мускулатуры. Этот возраст в плане физического развития характеризуется достижением наилучших результатов (максимальной частоты движений, быстроты простой реакции) и их стабилизацией. Для наилучшего развития силовых способностей необходимо заниматься спортом и осуществлять целенаправленное воздействие на физическое развитие младших школьников.
Особое значение имеет развитие силовых способностей у младших школьников с умственной отсталостью. В соответствии со статистическими данными Здравоохранения России около 540 тысяч детей до 17 лет стали инвалидами вследствие тех или иных заболеваний. Более 96 тысяч детей имеют умственную отсталость. При этом по статистическим данным на 100 000 детей приходится около 390 детей с умственной отсталостью. По представленным данным, можно сделать вывод, что количество детей с умственной отсталостью и другими психическими нарушениями ежегодно увеличивается.
На сегодняшний день доказано, что занятия физической культурой являются мощным средством коррекции и компенсации дефектных психофизических функций детей и подростков с умственной отсталостью.
Основным фактором на таких занятиях являются физические упражнения, с помощью которых достигается направленное действие на занимающегося и решаются разнообразные общие и специальные задачи. В этих и других работах доказано, что физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными актами, взаимосвязаны с развитием целого ряда психических познавательных процессов (мышление, память, речь и др.), а значит, и с развитием интеллектуальной и эмоциональной сферами: они формируют волю, характер, развивают убеждения, потребности, т.е. являются мощным социализирующим средством.
Грамотная организация педагогического процесса с учетом возрастных особенностей учащихся с умственной отсталостью дает большие возможности для развития их физических качеств. Положительное влияние на воспитание и развитие физических способностей детей имеет целенаправленное воздействие. При этом необходимо учитывать закономерности возрастного развития различных способностей. Педагогическое воздействие не должно вызывать значительные изменения одних способностей вместо других, рост которых на данном этапе возрастного развития более выражен. Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие физических качеств учащихся с умственной отсталостью сводит к минимуму возможность задержки развития тех или иных качеств.
Основными средствами силовой подготовки в занятиях с обучающимися являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшим отягощением, спортивные игры, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах.
Современные ученые активно ведут поиск методов изучения и оценки способностей детей, чтобы определить наиболее оптимальные физические нагрузки в разные периоды взросления и которые позволили бы не только оценить, но и положительно влиять на организм посредством физической активности. Тем не менее, вопрос физической активности, силовых качествах остается одним из актуальных, что свидетельствует о необходимости их развития на уроках физической культуры с младшими школьниками с умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: средства и методы развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель: изучение средств и методов развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психического и физического развития младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
2. Проанализировать теоретические основы развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Гипотеза предполагается, что внедрение усложненных упражнений в учебный процесс у младших школьников с умственной отсталостью позволит повысить показатели силовых способностей.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: исследования в области теоретико-методических и организационных основ адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, Н.О. Рубцова, Л.В. Шапкова, А.А. Дмитриев, А.С. Самыличев и др.), частные методики адаптивной физической культуры (С.И. Веневцев, А.А. Дмитриев, Л.С. Шапкова); теории о взаимосвязи развития двигательной и познавательной деятельностей у умственно отсталых детей (М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Е.М. Мастюкова).
Методы исследования: анализ научно-методической литературы.
Практическая значимость представленной работы заключается в использовании данных для оценки силовых способностей у школьников младшего возраста с умственной отсталостью. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности учебного процесса в условиях школы, а также для обеспечения оптимальных условий осуществления индивидуального планирования нагрузок на уроках физической культуры.
Структура и объем работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Психика умственно отсталых детей имеет следующие характеристики: 1. При стойком органическом нарушении познавательной сферы умственно отсталые дети не имеют потребности к получению знаний. У них отмечается вялость мыслительной деятельности. Дети не способны анализировать и обобщать полученные знания, выделять главную мысль, сравнивать. Также, дети с умственной отсталостью не способны адекватно оценивать свои силы. На всех уровнях мыслительной деятельности, таких как наглядно-действенный, словесно-логический и наглядно-образный, у 8 подобных детей отмечается недоразвитие. Очень бедный и фрагментальный зрительный анализ предмета. 2. Восприятие у умственно отсталых детей имеет замедленный темп, по этой причине при обучении любому двигательному движению необходимо больше времени. Детям с данной патологией трудно ориентироваться в происходящем, это объясняется трудностями восприятия пространства и времени. Примером данного нарушения является восприятие подводящего упражнения как самостоятельного, дети просто не понимают связи между основным и подводящим упражнением. 3. У умственно отсталых детей слабо развита речевая деятельность. При нарушениях функций речи, таких как коммуникативные, познавательные и регулирующие, отмечаются трудности в словесном анализе, что в свою очередь снижает речевое общение. 4. Очень слабо развита память. Дети с данным заболеванием слабо запоминают поступающую информацию. Это в свою очередь затрудняет понимание поступившей информации. Это касается словесного материала и движения. По этой причине педагогу необходимо многократно повторять информацию. Стоит отметить, что яркую и эмоциональную информацию дети воспринимают лучше. 5. Дети не способны долго сохранять одну и ту же позу, не могут концентрировать внимание на конкретном задании. Это является главной характеристикой внимания данных детей. Это проявляется в том, что при возникновении любых трудностей они стараются их избежать и переключаются на что-то другое. 6. Существенно страдают волевые процессы. Дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью. 7. Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
2. Рассматривая средства, которые используются для развития силовых способностей у детей в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью, можно выделить следующие: 1. Упражнения с весом внешних предметов: разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д. 2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела; 3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (силовая скамья, комплекс «Универсал» и др.). 4. Рывково – тормозные упражнения. 5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения). Также в результате исследования были выявлены основные метод, используемые для развития силовых способностей являются: метод максимальных усилий; метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений; метод непредельных усилий с максимальным количеством повторений (до отказа); метод динамических усилий и «ударный метод». Специфические закономерности воспитания силовых способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. В методике воспитания силовых способностей центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1.1 Этиология, патогенез и характеристика детей с умственной отсталостью

Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается стойкое нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.)[30].
В.Н. Чумаков [36] в своей научно-методической литературе отмечает, что в разных источниках представлено более 20 классификаций умственной отсталости. Их отличиями являются первоначальные и основные этиология и патогенез данного заболевания.
Е.С. Черник [35] по этому поводу ранее говорил, что из-за разнообразия симптоматики, характеризующей психологические и клинические признаки умственной отсталости появилось такое большое количество классификаций. Он также отметил, что в прошлом веке у олигофрении рассматривались такие типы, как апатичный, ажитированный, сенситивный, боязливый и т.д.
В.В. Ковалев [16] в руководстве для врачей раскрыл две основные формы интеллектуальных нарушений. К ним относятся умственная отсталость или олигофрения, являющейся разновидностью дизонтогенеза и деменция. При олигофрении не происходит увеличение интеллектуального дефекта, а при деменции происходит функциональное ухудшение интеллектуальных способностей.
По мнению В.Г. Петровой, И.В. Беляковой [26], умственно отсталый ребенок относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный, то есть широко распространенный характер. Поэтому в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10, 1994) даются лишь общие ориентиры для наиболее адекватной оценки состояния больных. Легкая степень расстройства (F70) — диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 5069 баллов, что в целом соответствует психическому развитию ребенка 9-12 лет. Умеренная степень (F71) диагностируется при IQ в пределах 35-49 баллов (6-9 лет), тяжелая степень (Е72) — при IQ в пределах 20-34 баллов (3-6 лет), глубокая (F73) — при IQ ниже 20 баллов (ребенок до 3 лет).
Вышеперечисленные границы, характеризующие степень тяжести расстройства в МКБ-10 связаны с градацией, которой достигают больные по уровню социального приспособления.
При легкой степени умственной отсталости (дебильность), несмотря на видимую задержку развития, больные в дошкольном возрасте часто не отличаются от здоровых, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики минимально.
При умеренной степени умственной отсталости (имбецильность) речевые и навыки самообслуживания в развитии никогда не достигают среднего уровня. Заметное отставание интеллекта делает необходимым постоянное умеренное наблюдение.
При тяжелой форме (тяжелая олигофрения) развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, неспособны к самообслуживанию и общению.
При глубокой умственной отсталости (идиотия) минимальное развитие сенсомоторики позволяет в некоторых случаях при систематической тренировке добиться резко ограниченных навыков самообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянный уход за больными.
Чем более выражено расстройство умственной отсталости, тем раньше оно обращает на себя внимание. Выявление резко усиливается с началом обучения в школе, достигая пика в 10-15 лет, после чего постепенно снижается до 1% популяции.
Что касается умеренных и более тяжелых форм расстройств, то они встречаются в разных социальных слоях общества. При этом легкие формы расстройств часто встречаются в малообеспеченных семьях и количество таких детей составляет от 10 до 30%.
Причины могут быть самыми разными, которые способствуют появлению дисфункций центральной нервной системы (ЦНС) на самых ранних этапах развития. Обычно это происходит в возрасте до трёх лет.
Как говорится в литературных источниках, не всегда можно распознать специфические этиологические факторы, если только имеются явные перинатальные осложнения, поэтому такие факторы называются идиопатическими. Это можно отнести к легкой форме олигофрении, которая представляет собой часто встречаемый вариант умственной отсталости. Его диагностируют только в младшем школьном возрасте, но не ранее. Часто можно встретить и обнаружить данную форму умственной отсталости в семьях, где родители также страдают данным заболеванием. Поэтому идиопатический вариант ещё обозначают «семейным».
По этиологии грубоорганического поражения головного мозга может проявиться тотальное (паралитическое) слабоумие, которое характеризуется выраженной слабостью суждения. При данном слабоумии происходит резкое снижение критики, торпидность психических процессов, встречается стойкая эйфория, утрачиваются индивидуальные особенности психического склада. и Дисмнестическое (парциальное) слабоумие возникает также на почве грубоорганического поражения головного мозга. Выражается данное слабоумие ослаблением памяти с часто преобладающим расстройством памяти прошлого. Он может быть эмоционально несдержанным, слезливым, спадать в легкую растерянность.
Слабоумие бывает, вследствие разных заболеваний, эпилептическое и шизофреническое.
Наряду с основными формами интеллектуальных нарушений (олигофренией и деменцией) выделяют пограничную умственную отсталость [16].
Среди таких групп расстройств с учетом этиологии, патогенеза и разными клиническими проявлениями, и особенностями динамики состояния, касающейся легкой интеллектуальной недостаточности, имеется промежуточная форма, стоящая посредине интеллектуальной нормы и состоянием олигофрении. Такие состояния по степени выраженности и структуре нарушений интеллектуальной деятельности приближенные к олигофрении со степенью легкой дебильности называются субдебильностью.
По клинико-патогенетической классификации Г.Е. Сухаревой [32] изучение особенностей детей и подростков с умственной отсталостью рассматривается как со стороны медицины, так и психологии. При этом дифференциальная диагностика необходима, чтобы определить болезненные симптомы, которые влияют на недоразвитие ребенка.
По исследованию ряда отечественных ученых, умственная отсталость относится к таким состояниям, которые были вызваны органическими повреждениями коры головного мозга. При этом у человека проявляются стойкие и необратимые нарушения, связанные с познавательной деятельностью и самой личности (Выготский Л.С., Лубовский В.И., Лурия А.Р., Певзнер М.С. и др.).
По данным вышеперечисленных ученых, у умственно отсталых людей с происходит нарушение условно-рефлекторной деятельности, несбалансированный процесс возбуждения и торможения, а также нарушение при взаимодействии сигнальных систем организма. Все перечисленные физиологические проявления, а также процессы, характеризующие познание, эмоции, волю, а также личность в целом составляют основу для аномально-психического развития ребенка.
Таким образом, умственная отсталость – многовариативное состояние, которое имеет множество проявлений, в основе которых лежат врожденные и приобретенные причины, в том числе и неблагоприятные условия воспитания, которые могут усиливать проявление дефекта.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы