Физическая культура. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие силовых способностей детей школьного возраста (6-7 классов ) средствами дзюдо

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Теоретические аспекты изучения
силы у подростков, занимающихся дзюдо. 5

1.1. Характеристика  силы как физического качества у юных
спортсменов в возрасте 13-14 лет. 5

1.2. Дзюдо как средства развития
физических качеств подростков. 13

1.3. Специфика развития силы
школьников посредством дзюдо. 19

2. Результаты исследования влияния
дзюдо на развитие силовых способностей подростков 13-14 лет. 25

2.1. Организация и методы
исследования. 25

2.2. Разработка методики развития
силовых способностей посредством дзюдо  27

2.3. Результаты исследования. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Важнейшей задачей для достижения высоких спортивных результатов
является целенаправленное формирование двигательных навыков и умений, развитие
физических качеств — силы, быстроты, ловкости, выносливости. В системе
теоретической и практической подготовки специалистов по спорту, в научной
литературе, учебных пособиях проблема воспитания силовых качеств занимает одно
из центральных мест. Основной прирост силы приходится на старший подростковый
возраст. Это во многом обусловлено тем, что именно в этот возрастной период
происходит интенсивный рост организма, происходит увеличение мышечной массы.
Однако наибольший прирост силы наблюдается только в том случае, если она будет
развиваться целенаправленно в учебно-воспитательном процессе.

На научно-методическом уровне
актуальность исследования определяется тем, что наблюдается недостаточная
методическая и содержательная разработанность проблемы развития силы и силовых
способностей у детей 13-14 лет посредством дзюдо. Именно поэтому актуальность
темы данного исследования — неоспорима.

На
основании этого обозначена проблема исследования: каковы особенности развития
силы подростков 13-14 лет посредствам дзюдо?

Объект
исследования —  сила и силовые
способности подростков 13-14 лет.

Предмет
исследования — процесс развития силовых способностей подростков 13-14 лет
посредством дзюдо.

Цель
исследования – проанализировать влияние занятий дзюдо в развитии силовых
способностей подростков.

Задачи
исследования:

1.
охарактеризовать силу, как физическое качество человека,

2.
изучить основные методы и средства развития силы,

3.
определить дзюдо, как эффективное средство в развитии силы,

4.
разработать методику использования дзюдо в развитии силы подростков,

5.
экспериментальным путем доказать эффективность разработанной методики.

Гипотеза
исследования: специально разработанный комплекс, включенных в учебный процесс
дзюдо, сможет значительно увеличить силовые показатели подростков 13-14 лет.

Научная
разработанность. Следует сказать, что сила, как физическое качество, в том
числе методы и средства ее развития в различных видах спорта, была неоднократно
изучена в научных трудах и исследованиях: Ю.В.
Верхошанский, Э.С. Озолин, В.В. Кузнецов, Л.С. Дворкин, A.M. Доронин, В.Н.
Курыся, В.И. Жуков.

Вышеперечисленные специалисты в
своих исследованиях показали, что развитию силы и силовых способностей сегодня
необходимо уделять значительное внимание. Эта точка зрения  достаточно полно обоснована в современных
учебных программах физического воспитания и детских спортивных школ.

Методы
исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования,
описательный, аналитический методы исследования, моделирование,
экспериментальные методы исследования (наблюдение, тестирование),
количественные и статистические методы исследования.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что разработанные упражнения
позволяют целенаправленно воздействовать на формирование силовых возможностей,
характерных преимущественно для организма подростков 13-14 лет.

Эксперимент проводился на базе школы МБОУ СОШ №19.

Структура
работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сила как
двигательное качество человека — это способность преодолевать внешнее
сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Сила во
всех видах спортивных игр имеет большое значение. Она необходима в беге,
прыжках, передачах мяча, ударах и т. п. От уровня развития силы зависит
проявление быстроты движений, создаются лучшие условия для совершенствования
быстроты. Мышечная сила зависит от физиологического поперечника мышц, характера
биохимических реакций, особенностей нервной регуляции. Большую роль в
проявлении силовых качеств играет волевой фактор.

Определено
содержание, сущность и педагогический потенциал дзюдо как силового вида спорта,
который на сегодняшний день очень популярен среди молодежи. Его суть
заключается в преодолении сопротивления максимально тяжелого веса для
спортсмена. Педагогический потенциал дзюдо есть в повышении физической,
технической и психологической подготовленности, функционального состояния,
укреплении здоровья старших подростков. Внедрение средств дзюдо в
образовательный процесс имеет возможность к использованию не только здоровым
людям, но и людям с недостатками в состоянии здоровья. Анализ практики
проведения соревнований с такими людьми выявил, что они практически ничем не
уступают в выполнении упражнений здоровым спортсменам.

В
начале эксперимента по показателям физического развития и физической
подготовленности между экспериментальными группами различия не выявлены (P>
0,05), что свидетельствует об однородности состава групп по данным значениям.

Именно
поэтому была предпринята попытка разработать и включить круговую тренировку на
уроки физкультуры.

Результаты эксперимента
определили,  что по двум показателям
(рост и вес) из трех достоверных различий нет (P> 0,05). Однако
старшеклассники, занимающиеся по разработанной нами методике превзошли
сверстников из контрольной группы по ОГК – t=3,7; Р < 0,01. В то же время
сравнения показателей физического развития до и после эксперимента каждой из
групп однозначно показало, что в обеих группах за истекший период времени имел
место достоверный прогресс по показателям веса и ОГК.

В экспериментальной группе: увеличение
результатов длины тела в процессе эксперимента составило 2,3 см (t = 0,64 при P>
0,05), но достоверности нет, по результатам масса тела (t = 3,91 при P
<0,001), по окружности грудной клетки с 79,0 ± 0,7 см., до 84,0 ± 0,9 см (t = 4,55 при P
<0,001).

В контрольной группе: увеличение результатов длина
тела в процессе эксперимента составило 1,5 см (t = 0,44 при P> 0,05), результаты
массы тела достоверно увеличились (t = 3,08 при P <0,01), результаты
окружности грудной клетки увеличилась с 78,4 ± 0,5 см — до и 80,4 ± 0,4 см — после эксперимента
(t = 3,13 при P <0,01).

Измерения физических
качеств, проведенное в конце педагогического эксперимента, показали, что в
количестве приседаниях за 30 секунд спортсмены экспериментальной и контрольной
групп достоверных различий не имели (t = 0,8 при Р > 0,05).

Количество отжиманий от пола за 30
секунд у экспериментальной группы стали достоверно выше после эксперимента, чем
у контрольной. Результат у них вырос до 14 ± 4,2 см, в контрольной
составил  13 ± 3,3 см, различия
достоверны  (t = 2,2 при Р < 0,05).

Количество подъема туловища из
положения лежа за 30 секунд, занимающихся по нашей методике, выросло более
значительно и достоверно при сравнении с детьми из контрольной группы. Различия
достоверны, соответственно t = 3,2 при Р < 0,01.

Количество подтягиваний из положения
виса за 30 секунд у детей экспериментальной группы стали достоверно выше, чем у
их сверстников из контрольной группы в 1,2 
раза (t = 3,3 при Р < 0,01).

В
экспериментальной группе отсутствует прирост результатов в процессе
эксперимента в приседаниях за 30 секунд и отжиманиях от пола за 30 секунд (t = 1,0; Р > 0,05 и t = 1,9; Р > 0,05), так же как у
контрольной группы (t = 0,3; Р > 0,05 и t = 1,2; Р > 0,05), но по результатам  тестов: количества подъема туловища из
положения лежа за 30 секунд и подтягиваниях из положения виса за 30 секунд у
детей экспериментальной группы достоверны (t = 2,8; Р < 0,01, t = 4,2; Р
< 0,001), чем у контрольной, где достоверности нет (t = 0,7; Р > 0,05, t
= 1,4; Р > 0,05).

На основании анализа полученных в
итоговом тестировании результатов можно утверждать о том, что предложенная
методика оказалась эффективной для развития силы подростков.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты изучения
силы у подростков, занимающихся дзюдо 1.1. Характеристика  силы как физического качества у юных
спортсменов в возрасте 13-14 лет Сила в качестве физического качества человека подразумевает
под собой способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействие.
Сила во всех видах спортивных игр имеет большое значение. Она необходима при
беге, прыжках, ударах и т.д.

От уровня развития силы зависит проявление скорости движений,
создаются лучшие условия для улучшения скорости.

Мышечная сила — это способность человека преодолевать внешнее
сопротивление или противодействовать мускульным напряжениям. Одним из наиболее
значительных моментов, определяющих мышечную силу, является способ работы мышц.

В процессе выполнения двигательной активности мышцы могут
проявлять силу:

1. с уменьшением его длины (преодоление, т.е. миометрического
режима, например, жим лежа, лежащего на горизонтальной скамье)

2. При его удлинении (ниже, т.е. в полиметрическом режиме,
например, на корточках со штангой на плечах)

3. без изменения его длины (статический, т.е. изометрический
режим, например, проведение разведенных рук с гантелями в наклоне вперед)

4. При изменении как длины, так и напряжения мышц (смешанный,
ауксонический режим, например, подъемная сила на кольцах, опускание руки по бокам
(«крест») и удержание «креста»).

Первые два режима характерны для динамической, третье для
статической, четвертое — для статически-динамической работы мышц. В любом
режиме мышечной работы сила может проявляться по-разному, это зависит от
характера работы мышц в различных видах спорта.

Существуют следующие типы силовых способностей: скоростно-силовые, силовая
выносливость и силовая ловкость.

Силовые способности проявляются:

· в
максимальной силе (пиковая сила, которую может развить нервно-мышечная система
при наивысшем произвольном мышечном сокращении);

· в
быстрой силе (способность справляться с сопротивлением с крайне высокой
скоростью мышечного сокращения — характерна для прыжков);

· во
взрывной силе (способность проявлять максимально возможную силу в минимальное
время — характерна для бросковых и метательных движений);

· в
силовой выносливости (способность продолжительное время сохранять высокую
степень мускулаторных усилий).

Эффективность совершенствования любого из проявленных компонентов силовых
способностей зависит от множества показателей и факторов, в первую очередь, от
того, насколько
оптимальными были тренировочные нагрузки по критериям
специфичности, сложности, направленности и величины, как распределялись они в
занятиях и циклах различной деятельности. Под влиянием силовой тренировки
изменяются возможности мышечного аппарата. В связи с этим очень существенным
представляется вопрос о биомеханических, физиологических, биохимических
механизмах, обусловливающих эти возможности.

Абсолютная сила определяется максимальными значениями
мышечного напряжения без учета массы тела человека. Относительная сила —
отношение величины абсолютной силы к собственной массе тела, Т. Е. Величина
силы на 1 кг
массы тела.

Статическая
сила проявляется в медленных движениях или в статических усилиях с преодолением
максимального сопротивления и удержания такого же отягощения. В первом случае
мышцы работают в миометрическом режиме, во втором – в изометрическом (без
заметного сокращения). Во время максимальных мышечных напряжений эти режимы
имеют тенденцию к сближению.

Сила
зависит от многих биологических факторов: физиологического поперечника мышц;
соотношение быстрых и медленных мышечных волокон; уровня возбуждения
соответствующих нервных центров; сократительных свойств мышц, запасов АТФ в
мышцах, мощности и емкости креатинфосфатного механизма энергообеспечения.

В
основе различных характеристик мышечной силы лежат морфо-функциональные
свойства самих мышц: медленноскоростные волокна (оксидативные) более
приспособлены к небольшим силовым нагрузкам, характерным для длительной работы.
Быстроскоростные мышечные волокна адаптированы к быстрым и мощным сокращениям.
Соотношение этих волокон генетически обусловлено, но может меняться в процессе
спортивной подготовки: скоростно-силовые нагрузки  способствуют увеличению количества быстрых
мышечных волокон, а упражнения направленные на развитие выносливости вызывают
увеличение количества медленных двигательных единиц

Увеличение
силы связано преимущественно с адаптационными перестройками на корковом уровне.
Эти перестройки выражаются в способности ЦНС активировать большее количество
мотонейронов, и соответственно большее количество двигательных единиц. В
мышечном аппарате улучшаются кровоснабжение и процессы обмена и увеличиваются
запасы энергетических веществ. В результате этих перестроек в мышечном волокне
увеличивается количество белковых структур миофибриллярного типа. Во время
использования в тренировочном процессе субмаксимальных и максимальных нагрузок,
увеличивается объем белковых структур за счет сократительного аппарата
миофибрилл и плотности их укладки в мышечном волокне.

Как
следствие, во время таких тренировок прирост силы не сопровождается
значительным увеличением мышечной массы – саркоплазматический тип гипертрофии
мышц. Абсолютная сила примерно в равной степени зависит от генетических и
фенотипических факторов (факторов внешней среды). Влияние фенотипических
факторов на организм мужчины выражено более существенно чем женщины. По данным
Р. Ковача, наследственность абсолютных силовых способностей колеблется в
пределах 22-82 %. По другим данным эта цифра составляет 37 %.

Связь
силовых способностей с подвижностью, лабильностью и силой нервных процессов
выражается в том, что спортсмены с инертностью возбуждения показывают лучшие
результаты в скоростных баллистических движениях (выполнения броска).

 Спортсмены с сильной нервной системой,
подвижностью тормозных процессов и незначительной лабильностью нервных
процессов более успешны в проявлениях абсолютной (изометрической) силы.
Установлено, что силовые способности играют ключевую роль в оценке
функционального состояния нервно-мышечного аппарата человека (С. И. Изаак, Т.
В. Панасюк, Р. В. Тамбовцева, 2005; В. Ягелло, В. Ткачук, 2003). Сила,
проявляющаяся в спортивной борьбе, должна непрерывно изменяться по величине,
направленности и характеру, поэтому способность избирательно проявлять
значительные мышечные усилия позволяет дзюдоистам успешно выполнять комбинации,
вовремя применять контрприемы, что значительно повышает надежность реализации технических.

У
спортсменов при таких условиях появляется уверенность в своих силах, борьба
становится более целенаправленной, атакующей и разносторонней. Поэтому основой
специальной подготовки в дзюдо является развитие силы с одновременным
совершенствованием экономизации работы мышечного аппарата с целью сохранения
энергоресурсов, которые нужны для проведения 5-6 схваток в течение
соревновательного дня или тренировки.

Наиболее
благоприятные периоды для развития силы составляет  возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и
девочек — с 11-12 до 15-16 лет, что в значительной степени соответствует
пропорции (на 10-11 лет — около 23%, на 14-15 лет — 33%, а на 17-18 лет — на
45%). В процессе развития организма подростков происходит естественное
увеличение мышечной силы, при этом абсолютная мышечная сила увеличивается
непрерывно и относительно равномерно в школьном возрасте.

По
словам А.В. Коробкова и Ф.Г. Газарян, мышечная сила у школьников увеличивается
неравномерно: периоды относительно умеренного увеличения силы сопровождаются
периодами более выраженных изменений в силе [22].

Ускорение
физического развития подростков в период полового созревания приводит к
увеличению увеличения показателей мышечной силы.

В
возрасте 13-14 лет сила бициркулярной мышцы плеча, сгибателей и разгибателей
мышц руки и мышц большого пальца во время динамической работы достигает
большего значения по сравнению с детством (8-9 лет).

Это
подтверждается и исследованием А.В. Коробкова, который отметил, что увеличение
численности различных групп мышц в 1
кг массы тела у 13-14-летних более интенсивное, чем у
детей в возрасте 8-9 лет и мальчиков 18-20 лет. Автор считает, что прочность в 1 кг массы тела у подростков в
возрасте 13-14 лет достигает у взрослых 20-30 лет [22].

Одной
из причин увеличения мышечной силы у детей является возрастание мышечной массы
тела, т.е. увеличение мышечного поперечника. Мышечная масса начинает возрастать
с 7 лет, но более заметный ее рост происходит в период пoловoго созревания.
Важная роль в развитии силы в этом периоде принадлежит, по-видимому,
дифференциации нервно- мышечного аппарата.

Этo
подтверждается, в частности, исследованиями А.В. Коробкова, А.П. Тамбиевой,
А.А. Маркосяна и др., Которые отметили, что с 7 возрастом, доходит до
увеличения численности во взводающих двигательных единиц во время мышечного
напряжния [22].

Как
независимо М. Р. Могендович, особая роль в увеличении мышечной силы с возрастом
относится к моторно-висцеральным рефлексам, которые становятся более
совершенными в подростковом возрасте, чем у детей. Формирование адекватной силы
различных групп мышц завершается в 15-16 лет, и его уровень сохраняется от
41-50 лет.

В
советской системе спортивной подготовки молодого поколения большое значение
придается образованию различных физических качеств для всестороннего
физического развития и трудовой деятельности.

По
словам С. П. Летуновой, Р.Е. Мотылянская, актуальность изучения проблемы
силового направления в тренировках спортсменов различной направленности,
определяется запросами спортивной практики. В то же время авторы отмечают, что
создание правильной системы силовой тренировки является решающим фактором роста
спортивных достижений во многих видах спорта. Увеличение физиологического
натяжения тренировки «по силе» во время первоначальной подготовки (со скоростью
движения, малыми интервалами между сеансами), согласно Ю.В. Верхошанскому, не
всегда приводит к качеству развития силы. Этот метод обучения дает результаты
только в будущем, поскольку обучение увеличивается.

Из
исследования Н. В. Зимбаукова, 60-60% и 75-90%. после 66 тренировок, наибольший
эффект дали упражнения с нагрузкой 75-90%, а самые маленькие — на 45-60% [6].

Годовое
увеличение силы различных групп мышц не одно и то же. Таким образом, в возрасте
от 10 до 14 лет мышечная сила разгибателя нижних конечностей (85%) более
выражена, меньше — сгибатели 8 плечевого пояса (24%). По мнению В.К. Кузнецова,
акцент на развитии относительной силы должен быть сделан в возрасте от 13 до 15
лет. Многие авторы указали на развитие мышечной силы в процессе развития организма
детей, подростков и юношей.

Подбор
силовых упражнений для подростков и юношей должен обеспечивать гармоничное
развитие мышц и достаточное развитие мышечной силы для них в этом возрасте.
Особенно заметно увеличение мышечной силы, в зависимости от конкретного вида
спорта. В то же время любая мышечная деятельность в различных видах спорта
влияет на развитие силы. Одним из основных критериев биологического возраста
является скелетная зрелость или возраст костей.

В
старшем школьном возрасте наблюдается рост роста позвоночника, продолжающийся
до периода полного развития. Быстрее всех частей позвоночника развивается
поясничный и медленный шейный отдел. Конечная высота позвоночника жизни
составляет 25 лет. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это
потому, что конечности растут быстрее, чем позвоночник.

В
возрасте 13-14 лет окостенение начинается на верхних и нижних поверхностях
позвонков, грудине и ее слиянии с ребрами. Позвоночник становится более
долговечным, а грудная клетка продолжает интенсивно развиваться, они менее
склонны к деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.

В
возрасте 13-14 лет уже сформировалась сильно дифференцированная структура
мышечного волокна, произошло увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра
мышечного волокна. Установлено, что диаметр мышцы рук бицепса увеличивается в
4-5 раз, в 6-8 раз на 17 лет. Увеличение мышечной массы с возрастом происходит
неравномерно: в течение первых 15 лет мышечная масса увеличивается на 9%, а с
15 до 17-18 лет — на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц  нижних конечностей по сравнению с мышцами
верхних конечностей. Полноценные различия в мышцах и жировых компонентах четко
выражены: масса мышц (по отношению к массе тела) у девочек примерно на 13%
меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Разница в
мышечной силе с возрастом возрастает через 18 лет — 15-20 кг [13].

У
старших школьников скелетно-мышечная система способна выдерживать значительные
статические стрессы и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной
регуляцией, структурой, химическим составом и сократительными свойствами мышц.
У подростков и молодых людей после мышечной нагрузки наблюдаются лимфоцитарный
и нейтрофильный лейкоцитоз, а также некоторые изменения в составе красной
крови.

У 13-14-летних
школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества
эритроцитов на 12-17%, гемоглобина — на 7%. Это происходит главным образом
из-за высвобождения отложенной крови в общий кровоток. Длительные физические
напряжения в этом возрасте могут привести к снижению уровня гемоглобина и
эритроцитов. Процессы восстановления в крови медленнее у школьников, чем у
взрослых. Период полового созревания сопровождается резким увеличением функций
половых и других эндокринных желез. Это приводит к более быстрому росту и
развитию организма. Умеренное упражнение не оказывает существенного влияния на
процесс полового созревания и функцию эндокринных желез. Чрезмерный физический
стресс может замедлить нормальную скорость развития подростков. Под
воздействием физической активности изменяется секреция гормонов коры
надпочечников.

Наблюдения
показали, что после тренировки с силовыми нагрузками у молодых спортсменов
увеличивается экскреция (выделение в моче) гормонов кортикального слоя
надпочечников. Минимальный объем дыхания (МОД) в возрасте 13-14 лет составляет
110 мл / кг. Относительное снижение МОД в подростковом и юношеском возрасте
совпадает с увеличением абсолютных значений этого показателя у не спортсменов
[7].

Величина
максимальной легочной вентиляции (МВД) в подростковом и юношеском возрасте
практически не изменяется и составляет около 1,8 литра в минуту на килограмм
массы тела. Систематические спортивные мероприятия способствуют росту мышечной
массы. Регулярное возрастание жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов
выше, чем у тех, кто не занимается спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный
показатель) является самым высоким показателем для подростков и юношей, занятых
в циклических видах спорта [11].

Одним
из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным
показателем способности основных энергетических систем организма, прежде всего
сердечно-сосудистой и дыхательной, является максимальное потребление кислорода
(МПК). Многие исследователи показали, что МПК увеличивается с возрастом. В
период от 5 до 17 лет наблюдается тенденция к устойчивому увеличению МПК — от
1385 мл / мин за 8 лет до 3150 мл / мин у 17-летних. При анализе относительных
МПК, школьников и школьников существуют существенные различия.

Снижение
с возрастом МПК, очевидно, связано с увеличением жировой ткани, которая, как
известно, не является потребителем кислорода. Применение гидростатического
взвешивания и последующей работы подтвердило, что процентное содержание жира у
девушек увеличивается, а в возрасте 13-14 лет оно составляет 28-29%, а у юношей
оно постепенно уменьшается [15].

С
возрастом, по мере изменения роста и формы тела, увеличиваются как абсолютные,
так и относительные размеры сердца. Важным показателем сердечной функции
является частота сердечных сокращений (сердечный ритм). С возрастом частота
сердечных сокращений уменьшается. В возрасте 13-14 лет он приближается к
показателям взрослых и составляет 70-78 уд / мин. В настоящее время подростки
ускоряются — сложный биосоциальный феномен, выражающийся в ускоренных процессах
биологических и психических процессов, увеличение антропометрических
показателей, более раннее начало половой и интеллектуальной зрелости.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы